MIDWAY (2019)

Mar 15, 2020 21:00




Битва за Мидуэй стала поворотной точкой Великой войны на тихом океане, по завершении которой Японская империя утратила темп наступления и Боги войны встали на сторону ее американских врагов. Планируя операцию в водах Мидуэя японские адмиралы надеялись утопить сбежавшие из Пирл-харбора авианосцы, что формировало мостик к следующей военной операции в районе островов Фиджи и Самоа с последующим выходом в оперативную зону Гавайев (не стоит забывать и о возможном Алеутском десанте). Американские военные, в свою очередь, планировали отомстить за Пирл-Харбор и уничтожить японский авианосный флот. Заманив имперцев в ловушку, американцы реализовали численное преимущество и добились выдающейся военно-морской победы. Этим событиям Роланд Эммерих посвятил свой последний фильм, получивший простое, как удар торпеды, наименование “Мидуэй”.




Пирл-Харбор в огне.



“Мидуэй” Роланда Эммерриха далеко не первый фильм посвященный данному историческому событию. Возможно, вы уже видели вариант 1976 года, в котором авторы показали морское сражение с американской стороны. Создавая новый фильм по старым лекалам Эммерих хотел увеличить масштаб событий и продемонстрировать не только американскую, но и японскую точку зрения на глобальный конфликт. Скажу сразу, свою затею Эммериху реализовать не удалось. Режиссер попытался усидеть на двух стульях, а те внезапно сложились и Роланда деревяшками завалили.



Нимитц берет командование в свои руки.
Главной проблемой картины является чрезмерный размах демонстрируемых событий. История фильма стартует аж в 1937 году, рывком переносится в Пирл-Харбор, за которым следует Рейд Дулитла и Маршалло-Гилбертовский рейд. В этот момент Эммерих вспоминает, что хронометраж у него не резиновый и начинает галопом скакать по важнейшим историческим событиям, демонстрируя их при помощи одной сцены. Так например, битва в Коралловом море завершается менее чем за две минуты, демонстрацией тонущего американского авианосца. Эпическая история с ударным вводом «Yorktown»-а в строй (достойная отдельного фильма) была продемонстрирована при помощи минутной сцены.



Адмирал Нимитц принимает решение о начале битвы.
Наконец, масштабная битва у Мидуэя была тщательно порезана ножницами и показана в худшем стиле военных агиток, только с американской стороны. Японцам не досталось даже 5 минут славы. Эммерих столь сильно не укладывался во временной интервал, что выбросил за пределы картины героический налет лейтенанта Томонаги, который торпедировал «Yorktown» и сделал его легкой целью для японской подводной лодки (о гибели этого корабля из фильма узнать невозможно).



Мрачные физиономии главных героев. Шутить некогда, ибо в случае провала можно увидеть вот это.



"Ямато" под мостом Золотые Ворота, это совсем не смешно.
В конечном итоге, зритель, не знакомый с подоплекой событий, получит вместо связной истории, обширный ворох разноплановых эпизодов, кое-как шитых белыми нитками. Целостной картины из этих роликов собрать невозможно. Особенно тяжко придется отечественному зрителю, который о Мидуэе даже в учебнике истории не читал и с трудом представляет себе размах титанических битв, развернувшихся на Тихоокеанском театре военных действий.



Адмирал Исороку Ямамото. Автор японского плана по атаке Мидуэя.
Почему изначальная концепция Эммериха пошла в разнос? Да просто потому, что он втолкнул в фильм слишком много героев. Если бы режиссер сформировал историю вокруг пилотов одного авианосца он сумел бы сделать пусть менее масштабный, но намного более целостный фильм. К сожалению, этого не произошло и в “Мидуэе”, помимо пилотов US Navy, появилась целая куча различных военных специалистов из штаба и отдела военно-морской разведки. Десять минут было потрачено на парней из Пирл-Харбора и еще 15 на вылет Дулиттла, который ни коим боком к Мидуэю не относится. Зато по какой-то неизвестной причине Эммерих забыл про адмирала Флетчера и бравого вояку начисто вычеркнули из истории.



Японский флот горит.
Отдельный абзац текста хочется посвятить воздушным сражениям «Мидуэя». Батальные сцены были сняты на зеленый экран и доведены до ума при помощи компьютерной графики. Выглядят сражения хоть и не реалистично, но весьма эффектно! Когда эскадрилья торпедоносцев идет в атаку, вокруг самолетов раскрываются сотни огненных букетов, мимо героев пролетают массивные обломки металла и фюзеляжи горящих Даунтлессов. В темных столбах дыма, поднимающихся от горящих кораблей, шныряют убийственные “Зиро”. Стремительно приближающиеся линкоры стреляют из пушек всех сортов и размеров. До кучи атака производится сразу с нескольких направлений при помощи бомб и торпед, а отдельные пилоты пытаются направить свои горящие машины в неприятельские корабли. В такие минуты на корявую компьютерную графику совсем не обращаешь внимания. Остается сожалеть о том, что подобные сцены встречаются в фильме редко (2-3 раза за 2 часа) и показываются только с одной (американской) стороны.



Горизонтальные бомбардировщики над гордостью империи.
Поскольку фильм изобилует большим количеством сюжетных линий, темп постановки то ускоряется, то провисает. Отдельные агитационные сцены хочется немедленно промотать (в них уровень пафоса достигает значений, достойных продукции Мединского). Актерская игра меня совершенно не впечатлила, несмотря на то, что в постановке участвовало огромное количество известных актеров, в том числе Вуди Харельсон (Нимитц), Патрик Вильсон (лейтенант-коммандер Эдвин Лейтон), Аарон Экхарт (подполковник Дулитил) и даже Деннис Квейд в роли адмирала Хелси (я его едва узнал).



Рейд Дулитла.
Историческая часть - самое слабое место картины. Если в Мидвее 1976-го года авторы старались придерживаться реальности, то Эммерих довольно быстро ушел в область научной фантастики. Достаточно сказать, что в фильме есть TBD Devastator, которые могут нести и бомбы и торпеды одновременно (спасибо, что атомную бомбу с собой не взяли). Атака на острова Маршалла-Гилберта также показана неправильно: там не было гористой местности, а сражаться американцам приходилось не с “Зиро” с A5M. Подводная лодка “Наутилус” не стреляла торпедами в авианосец, ее целью был линкор “Киришима”. Наконец, во время сражения в Коралловом море на дно ушел авианосец класса Lexington, а не показанный в фильме авианосец класса Yokrtown. Помимо этих явных недочетов есть еще куча мелких, но они не способны изменить ситуацию в глобальном масштабе и отечественный зритель их попросту не заметит.



На встречу смерти.
В качестве заключения можно сказать, что Эммерих снял яркий патриотический боевик для американской аудитории, отличную агитку, которая развлекает зрителя на протяжении двух часов экранного времени.

ЗА:
Масштаб происходящих событий,
Массивные воздушно-морские битвы,
Вуди Харельсон в роли Нимитца.

ПРОТИВ:
Огромное количество бесполезных сюжетных линий,
Рваная ткань повествования,
На многие нужные эпизоды у авторов не хватило экранного времени,
Посредственная компьютерная графика,
Японцы опять мальчики для битья,
Исторические ошибки.



Понравилась статья, не забудь поставить лайк. Он слева, внизу!
15.03.20
(с) Илья Садчиков

история, history, кино, war history, япония, movie, planes, submarines, ocean, ww2

Previous post Next post
Up