14(25) декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошла попытка государственного переворота, известная как Восстание декабристов. Гвардейские офицеры, мечтающие превратить монархическую империю в буржуазную республику, попытались изменить курс развития страны. К несчастью, отсутствие четкого плана, нерешительность действий и рассогласованность восстания привели к провалу мятежа, в результате чего трон остался за Николаем I. Намечающиеся реформы были остановлены или растянуты на десятилетия, страна получила 30 лет солдатчины, Третье отделение тайной полиции и Крымское поражение в качестве вишенки на торте.
Ядро Северного общества.
Новейший фильм Первого канала и XX Century Fox “Союз спасения” рассказывает о декабрьских событиях 1825 года, но делает это совсем не в стиле “Звезды пленительного счастья”. Авторы сценария - Никита Высоцкий и Олег Маловиченко выбросили за борт женскую эпопею, а также избавились от большей части предварительных заморочек. В частности не был показан ни Европейский поход русской армии (который поставил на место множество мозгов), ни послевоенное время, когда страна целое десятилетие почивала на лаврах величайшей державы мира. Сценаристы мельком упоминают о серьезных государственных проблемах, но на протяжении двух последующих часов упрямо показывают страну кавайных французских булок. В таком лубочном окружении декабристы читают стихи и желают уничтожить царя. Зачем? Ну потому, что американцы восстали и французы так сделали. У человека, незнакомого с историей восстания встанет вопрос: “Они там совсем дураки что-ли?”. В целом так оно и есть, что вытекает из дальнейших событий “Союза”.
Во время оккупации Парижа в 1814 году русскими войсками в салон известной предсказательницы будущего м-ме Ленорман пришел 18-летний Сергей Иванович Муравьев-Апостол. В салоне состоялся легендарный диалог: «Что же вы скажете мне, мадам?» - «Скажу одну фразу: вас повесят!» Муравьев опешил, но не поверил: «Вы ошибаетесь! Я - дворянин, а в России дворян не вешают!» - «Для вас император сделает исключение!».
Поскольку история событий - плотная, а действующих лиц в картине много, появление очередного героя сопровождается подстрочником. К сожалению, этот подстрочник ничего не дает зрителю. Возьмем например генерал-губернатора Санкт-Петербурга Милорадовича. Толкового объяснения кто это такой, в картине нет. Неискушенному зрителю может показаться, что перед Николаем выслуживается какой-то аналог Собянина. На самом деле трагедия Милорадовича заключается в том, что сторонники декабристов убили любимчика Суворова и героя войны 1812 года, который выиграл сражение под Вязьмой. В монументальной битве под Лейпцигом Милорадович командовал русской гвардией. И именно он - Милорадович - стал самой странной жертвой восстания, получив в спину пулю от убер-радикала Петра Каховского (я просто уверен, что при просмотре фильма вы забыли имя убийцы). Судьба Милорадовича в фильме также не раскрыта, ибо авторы считают, что смерть генерала известна всем по школьному курсу истории. Это, к сожалению, не так.
Каховский стреляет в спину Милорадовичу.
С остальными героями ситуация не лучше. Персонажей много, экранного времени у героев мало. Мотивации многих декабристов не раскрыты (сделать мир лучше, это не самое толковое объяснение случившегося). Характеры главных героев также не проработаны. В итоге, когда начинается попытка государственного переворота зритель оказывается дезориентированным, потому что мятеж поднимают люди, которые не имеют не то что четкого видения будущего, у них нет даже планов на ближайший вечер. Ну и как за такими на картечь идти?
Пока на Севере ищут путь к компромиссу, южные радикалы идут ва-банк.
Это интересно. Собравшиеся вокруг декабристов зеваки (их было несколько десятков тысяч человек) кидали в николаевские войска камни и поленья, а также усиленно сочувствовали восставшим. К сожалению, лайки делу не помогли, зато атака конногвардейцев Орлова, показала зевакам, что дело идет к серьезному кровопролитию и надо бы драпать с площади до прибытия артиллерии.
Гвардия готова к внутренней смуте.
На другой стороне ринга стоит всего два адекватных человека - это Милорадович и граф Мордвинов (товарищ в цилиндре, имя которого зритель, конечно забыл), в одном лице представляющий сенат, интеллигенцию, либеральную оппозицию, недовольных программистов, поздних Лимоновцев и Эхо Москвы. Этот человек пытается найти точки соприкосновения между республиканцами и монархистами, а также указывает на то, что ярость одних и упертость других неизбежно приведет страну к гражданскому кровопролитию невероятных масштабов.
Александр I и граф Мордвинов (обратите внимание, что награды на сюртуке вышиты).
Остальная часть провластной группировки действует строго силовым путем, даже не пытаясь найти компромисс и доводит дело до кровавой бани с сотнями убитых. При этом мотивации киношного Николая I выглядит совершенно неубедительно. Николай Павлович сразу отнесся к восстанию крайне серьезно (он ничего не знал о военной оппозиции) и к началу карательной акции достиг четырехкратного превосходства в людях. Стоит отметить, что первый картечный выстрел был произведен не по декабристам, а по зевакам, которые собрались на крыше здания сената. После этого начали стрелять по солдатам, что привело к бегству по поверхности ледяной Невы. Короче говоря, Николай I ни о чем разговаривать с декабристами не собирался и считал их банальными мятежниками. О милосердии к восставшим, как вы понимаете, в тот момент речи не было. В фильме Николай Павлович выглядит намного менее испуганным и рациональным человеком.
Николай I в исполнении Ивана Колесникова.
Это интересно. Фактически, единственная милость царя в фильме, это смена вида казни для декабристов. Четвертование было завершено повешением, да и то, отечественные палачи провели его тяп-ляп.
Вы серьезно хотите восстать на юге, а потом пешком идти на столицу?
Помимо Северного общества в фильме показана деятельность Южного общества. На мой взгляд, в условиях ограниченного хронометража этой истории касаться вообще не стоило. Во-первых, революции в провинции не делаются, а во-вторых, она добавляет множество новых персонажей, не успевших принять участие в основной сюжетной линии картины (плюс к этому в фильме есть нелепая what if сцена, рамках которой персонажи Южного общества убивают Александра I). В итоге гибель южного отряда декабристов не вызывает вообще никаких эмоций.
Атака кавалергардов.
Актерская игра, в “Союзе”, находится на приемлемом уровне. Никто выше крыши не прыгает, ни старички, ни молодежь. Да и когда это делать, если времени нет. К сожалению, Николай I (в исполнении Ивана Колесникова) показался мне крайне неудачным персонажем. Колесников не подходит на эту роль, он играет какого-то советского генерала, а вовсе не фаната Прусской военной машины. Ну и конечно, очень жаль, что во время разговоров (за редким исключением) использовался только русский язык. Было бы интересно увидеть, массовое использование французского языка в высшем обществе послевоенной Империи.
Генерал-губернатор Милорадович.
Что в “Союзе спасения” несомненно удалось, так это костюмы и графический ряд. Несмотря на то, что в декабре 1825 года в Санкт-Петербурге снега не было, фантастической снежный город из фильма выглядит невероятно эффектно. Масштабные планы Имперской столицы, громада недостроенного Исаакиевского собора и мрачные виды заснеженных улиц производят сильное впечатление. При этом картинке веришь, потому что создатели “Союза” не стали изобретать велосипед, а просто показали реальный Петербург на пике его исторического могущества. Столь же качественно выглядят и костюмы исторических персонажей. Весьма аутентично сделаны мундиры, награды (обратите внимание, что многие герои картины носят прусский Кульмский крест), эполеты и мелкие детали экипировки. Конечно же, профессиональные историки и реконструкторы смогут найти многочисленные несоответствия, но при просмотре фильма подобные промахи не читаются (это не Т-62, вместо Тигра). Недочеты нужно искать под лупой, обладая далеко нетривиальными знаниями о рассматриваемой эпохе.
Восстание декабристов с высоты птичьего полета.
Звуковой ряд картины состоит из римейков русских рок-групп. Я, конечно, понимаю, что руководители проекта любят Наутилус, Мумий-Тролей и прочую Басту, но тащить свою вкусовщину в исторический проект - большая ошибка. Звуковая дорожка таких картин должна состоять не из поп-хитов, а их масштабных симфонических композиций в стиле Ганса Циммера и Бэзила Полидуриса. Так что на музыкальном фронте “Союз спасения” провалился сильнее, чем Михаил Бестужев на невском льду.
Посмотрев на композицию картины, декабристов и сторонников царя, а также на общий ход событий, можно уверенно сказать, что Союз Спасения не является историческим фильмом. Это хорошо поставленный, визуально эффектный боевик, не сумевший сохранить объективность ко всем участникам исторического процесса.
ЗА:
Отличная картинка
Динамичный сюжет, смотреть за развитием событий действительно интересно
Любовь авторов к эпохе и униформе, прекрасные костюмы персонажей
На экране одно из важнейших событий Русской истории
ПРОТИВ:
Авторы потеряли объективность к участникам исторического процесса
Недостаточный хронометраж, множество недосказанностей
Герои не успевают проявить себя и раскрыть свой характер
Вся сюжетная ветка Южного общества
Нелепый саунд-трек
01.03.2020
(с) Илья Садчиков