ADAM NEVILL. HOUSE OF SMALL SHADOWS / ДОМ МАЛЫХ ТЕНЕЙ

Dec 18, 2019 23:16




Действие книги происходит в Англии начала 00-ых годов XXI века. Кэтрин Говард- известная оценщица антиквариата, работающая на аукционную фирму Осборна, прибывает в Красный дом. Это место, ставшее последним пристанищем великого таксидермиста Мейсона долгое время находилось за пределами общественного внимания. Однако времена изменились. Обитатели дома решили продать часть ужасающих экспонатов и надумали обратиться за помощью к опытному оценщику. Оказавшись в доме, Кэтрин быстро поняла, что внутри мрачных комнат скрывается настоящее сокровище. Беда лишь в том, что обитатели особняка выглядят, как страшилы и, похоже, совсем на рады ее присутствию…


Если первая (прочитанная мною) книга Адама Нэвилла The Last Days произвела очень хорошее впечатление, то “Дом малых теней” произвел намного менее жуткий эффект. Действие книги начинается очень размеренно. Невилл описывает тяжелое детство Кэтрин, а также ее невеселое бытие в котором мало спокойных и приятных страниц. Действие несколько ускоряется, когда Кэтрин прибывает в Красный дом и знакомится с его обитателями - зловещей старухой Эдит и ее угрюмой прислужницей Мод. Эта парочка делает вид, что хочет продать коллекцию чучел, но, в действительности, они делают все возможное, для того, чтобы Кэтрин осталась в доме и испытала великий хтонический ужас.



Кэтрин обречена на провал. Так сказал Куклачев.
Внутри дома скрывается целая коллекция кошмарных артефактов - созданные из крыс диорамы Первой мировой войны, жуткие чучела диких животных, а также куклы, к которым поехавшая Эдит относится как к малым детям. Есть внутри дома и свой собственный театр, в котором обитатели манора ставят постановки в стилистике гран-гриньоль. Вдобавок Кэтрин находит коллекцию фотографий, на которых зафиксированы мертвецы и женщины в медицинских протезах (вероятно, Мэйсон считал эти изображения весьма эротичными).



Это мы белочки-undead-ы, пришли проведать обитателей Красного дома.
Ясно-понятно, что от такого окружения у Кэтрин начинает ехать кукуха. В зловещем саду ей видятся странные существа, а ночью по дому ходят какие-то мерзкие твари, скрывающиеся от света портативного фонарика. Попытка бегства из дома также завершается провалом, поскольку соседняя деревня, блокирующая выезд на шоссе, заселена какими-то древними фриками. Последние выполняют древний план великого Мейсона и таскают по периметру поселения стеклянный гроб.

Пытаясь разобраться с кошмарами Красного дома, Кэтрин собирает крупицы информации, которые связаны с темным прошлым британских островов. Судя по всему, Мэйсон смог восстановить некий оккультный обряд, относящийся к римским временам. Обряд носил колдовской характер, поскольку последние носители традиции (жившие во времена Кромвеля) были растерзаны безжалостной толпой. К сожалению, и в этот раз Невилл отказался описывать причины трагедии и удовольствовался лишь поверхностными намеками, описывающими источник древнего зла.



Эдит и Мод не единственные обитатели дома. Да и Мэйсон жил там не только со своей женой.
В этом и заключается наибольшая проблема книги. Автор “Малых теней” отменно пугает читателя, мастерски создает атмосферу неизбежного рока, но совершенно не раскрывает суть своего произведения. Нэвил посвящает огромные куски текста Кэтрин, но ничего не говорит, ни о Мэйсоне, ни о прежних обитателях особняка (Эдит доносит часть сведений до Кэтрин, но вряд ли можно верить безумной старухе). О ритуале мы узнаем лишь самые поверхностные вещи. Зловещий культ не будет расписан вообще, также как и миссия Кэтрин во всей этой истории. Заплутавший в тумане читатель до самого конца книги будет ходить в потемках своих “умопомрачительных идей и концепций”.



Пуритане ведут ведьму на казнь. Вероятно, некоторые ведьмы были носителями той самой традиции, которую воскресил Мэйсон.
Финал произведения выглядит и вовсе уныло. Читатель понимает, что произошло что-то страшное, но, из-за отсутствия объективной системы авторских координат не понимает, как относится к случившемуся - то ли как к трагедии, то ли как к заслуженной награде. В последнем случае книга вообще превращается в фарс, неотличимый от модифицированной “Алисы в стране чудес”.

Короче говоря, “Дом малых теней” меня серьезно разочаровал. Невилл построил прекрасную сцену, возвел готические декорации, позвал на главные роли толковых актеров, а потом выгнал на сцену шутов и устроил шоу “Поскользнулся клоун на банане”. Ну спасибо, мужик, ну порадовал. Бьем тебе земной поклон…

19.12.2019
(c) Илья Садчиков

литература, horror, uk, лондон, lovecraft

Previous post Next post
Up