Battle of Britain Bunker. Лондон. Апрель 2019.

Apr 30, 2019 00:42




В этом апреле мне удалось посетить новый военный музей открытый в западной части Лондона, и расположенный в районе Uxbridge. Музей - Battle of Britain Bunker был переоткрыт в марте 2018 года и собрал в своих помещениях экспонаты, посвященные знаменитой Битве за Британию (проходила с 10 июля по 30 октября 1940). Стоит отметить, что добрался я до него не без приключений. Когда мы приехали к музею первый раз то пошли по коричневым стрелочкам (для автомобилистов) и пришли к бункеру через 10 минут после его закрытия. Во второй раз мы двинулись через районы, предназначенные к сносу и были на месте примерно через пять минут после начала ходьбы. Заодно удалось посмотреть на брошенные кварталы, окружающие бункер (отличное место действие для съемок «28 месяцев спустя»).




Кварталы вокруг бункера производят жутковатое впечатление. Подойти ближе нельзя.
У входа в бункер 11 группы RAF нас встретили польский Харрикейн Mk.I, а также британский Спитфайер Mk.IХ. Оба самолета были хорошими репликами, о чем нас тут же предупредили местные обитатели. После покупки билетов (7 фунтов с человека), выяснилось, что просто так ходить по выставке смысла нет. В бункер дичков не пускают. Сначала надо дождаться специальной экскурсии, по ходу которой гости спустятся в тактический центр. Забавно, что экскурсией руководил товарищ 60 лет, разбирающийся в авиации и умело отвечающий на многочисленные коварные вопросы, исходящие от гостей. Со второй группой ходил совсем старенький дедушка, который медленно-медленно водил своих камрадов вверх-вниз по ступенькам убежища.



Комната планирования. На заднем плане можно увидеть тактические дорожки эскадрилий.
В центре бункера, под землей, находилась комната планирования RAF. Это то самое место, где во время войны тусили десятки женщин, передвигающих по карте маркеры авиационных подразделений. Большую часть зала занимала массивная карта южной Англии. Именно здесь операторы размещали белые идентификаторы истребительных частей (на них было указано количество самолетов в группе, а также текущая высота полета) и черные идентификаторы люфтваффе (на них указывался порядковый номер цели и предполагаемое количество машин в ее составе). Детальное описание групп люфтваффе находилось на специальной доске, где оценивался тип цели (истребители, бомбардировщики, "штуки"), а также примерно количество машин каждого типа. Информация о текущем положении эскадрилий передавалась с радаров и постов визуального наблюдения посредством телефонной связи. Таким образом, командующий RAF видел более менее реальную картину воздушного боя не поднимаясь на поверхность.



Командование RAF во время Битвы за Британию.



Предметы военных лет.



Регалии люфтваффе.



Центр управления боем.
Текущий статус отдельной эскадрильи отображался на массивной доске, оборудованной лампочками. В течение дня эскадрильи проходили через несколько боевых статусов начиная с «подготовки к вылету», кончая «возвращением после боя». При этом во время воздушного сражения, дорожка боевых действий распадалась на суб-дорожки, по которым можно было отслеживать ход столкновения если информацию о нем удавалось получать в режиме реального времени. Отдельные секции доски описывали погодные условия, а также число готовых к вылету пилотов и машин. Система управления боем при помощи доски и карты оказалась столь эффективной, что опыт полученный 11 группой, позже был использован 9,10,12,13 и 14-ой группой.



Spitfire Mk.IX. Эта машина появилась на фронте слишком поздно и к Битве за Британию не успела.
Ведущий экскурсию дедушка довольно подробно рассказал о том, как проводилась тактическая работа, а также описал весь ход битвы за Британию, начиная с Дня Орла и кончая печальным для Люфтваффе 15 сентября 1940 года (последний день массированного наступления на Англию).

Внутри бункера также размешался небольшой зал с регалиями люфтваффе и RAF, на осмотр которого нам уделили 10 минут. Потом всем срочно пришлось бежать наверх, ибо в бункер начала спускаться следующая группа фанатов военной истории.

Основной выставочный зал также оказался забавным. В его пределах были представлены балки от сбитого германского цепеллина, а также аутентичный радар слежения, который использовался британскими ПВО-шниками в 1940 году (на его основе также был создан небольшой аттракцион - обнаружь германский самолет). Кроме того, в зале демонстрировались интересные экспонаты, относящиеся к военной эпохе, как-то: прожекторы, двигатели и оружие со сбитых самолетов, а также германские зажигательные бомбы. Ниже я привожу фотографии данных артефактов.



Стационарная РЛС.



Роллс-Ройс Мерлин, снятый с упавшего самолета.



Покореженный MG-17.



Германские зажигательные бомбы.



Прожектор ПВО на гусеницах.



Сирена воздушной тревоги.
В целом музей мне понравился, даже несмотря на то, что он оказался небольшим по размеру и расположенным в 6-ой зоне Лондона (примерно 1.5 часа езды на метро, если вы начали путешествие из центра города). К достоинствам экспозиции можно отнести глубокое погружение в тему, тогда как недостатки связаны с тем, что музей состоит из двух частей, при этом в сам бункер без провожатого попасть невозможно.



Центральный зал музея.
30.04.19
(с) Илья Садчиков

рейх, путешествия, history, airplanes, лондон, ww2

Previous post Next post
Up