Воздушная война во Вьетнаме. LINEBAKER II - КОНЕЦ БЛИЗКО. НОЧИ 8,9,10 и 11.

May 02, 2019 01:15




Поскольку удары 8 ночи должны были нанести 2 группы машин, американским офицерам пришлось приложить максимум усилий для того, чтобы провести брифинг всех экипажей в одно время. В Arc Light Center влезли далеко не все пилоты, вторую часть экипажей пришлось разместить в здании местного театра. Как результат, планировщики бегали из здания в здание, пытаясь донести до подчиненных детали грядущей операции.

Что касается вьетнамцев, то они хорошо отдохнули и получили новые ракеты, которые тут же встали на направляющие ракетных установок. О взлете американских самолетов вьетнамцы узнали от своих агентов, которые начали передавать информацию о приближении бомбардировщиков, как только последняя американская машина оторвалась от ВПП. Обе стороны конфликта начали готовиться к очередному воздушному сражению невиданных ранее масштабов.


ВОСЬМАЯ НОЧЬ. 26 ДЕКАБРЯ

Через несколько часов после вылета, американцам пришлось столкнуться с новой проблемой: взлетевший с Окинавы танкер С-141 был вынужден сесть из-за внутренних неисправностей. Его замена появилась через 20 минут. В результате, американские командиры едва не отменили бомбардировку. В последний момент им удалось согласовать графики заправки, после чего “подвисшие” Б-52 начали принимать топливо (хоть это и привело к тому,что время налета сдвинулось вправо).

В 22-00 в ночь на 26 декабря операторы Северо-Вьетнамских РЛС засекли массивную волну американских самолетов, идущих со стороны Лаоса. Через несколько минут вьетнамская электроника оказалась под прессом помех EB-66, которые не смогли скрыть трансграничного прорыва нескольких F-111. Еще через 15 минут 16 F-4 начали ставить массивное покрывало дипольных отражателей к северу от Ханоя, а еще через пять минут за ту же работу взялись 8 F-4, появившиеся в районе Хайфона. В этот раз ветер работал на американцев. Вместо того, чтобы рассеять коридоры, он начал прессовать их в плотную ленту.



План налета 8 ночи в срезе по ячейкам (кликабельно).
К тому моменту, когда во Вьетнамском небе появились Б-52 над Ханоем и Хайфоном сформировалось плотное покрывало помех размером 40х23 мили. F-111 атаковали системы ПВО возле Ханоя, тогда как военно-морская авиация начала отрабатывать по Хайфонским системам ПВО.

Вьетнамцы описывали ситуацию следующим образом: В этот момент командиры ПВО поняли, что противник изменил тактику действий, а также направление основных бомбовых ударов. Два массированных бомбовых удара наносили в одно время по двум разным целям. Системы РЛС подвергались постоянному воздействию помех, кроме того самолеты групп Wild Weasel совершили несколько пусков противорадарных ракет.

После бомбового удара противник разделился на несколько групп меньшего размера, которые легли на обратный курс.



Во время последних ночей Linebacker II состоялось несколько боев между вьетнамскими перхватчиками и эскортными F-4.
Поскольку штаб-квартира вьетнамского ПВО была перегружена входящими запросами, а системы дальнего обнаружения давали не точную информацию, операторы РЛС начали искать цели в активном режиме, что было не только неэффективно, но и довольно опасно. Хуже того, плотное покрывало помех не давало возможность осуществить запуск ракеты в автоматическом режиме, а значит наведение С-75 на цель приходилось осуществлять вручную.

Пока вьетнамцы пытались разобраться в сложившейся ситуации Б-52 отбомбились по железнодорожному депо в Гиа Нхи к югу от Ханоя (этой атаки вообще никто не ожидал). Во время удара шесть ячеек разделились на две группы (в первую вошло 2 ячейки, тогда как во вторую 4) и нанесли удар с двух противоположных сторон.

К сожалению для американцев в двух этих ячейках было только 2 бомбардировщика, что помешало установить плотную сеть электронных помех над целью. В результате Ebony 02 зафиксировали РЛС 76 и 78 батальона 257 полка. Каждый батальон выпустил по цели две ракеты, которые наводились в ручном режиме. Первая ракета 76-го полка промахнулась и взорвалась намного выше бомбардировщика, тогда как вторая сдетонировала прямо перед носом громадной машины. Пока экипаж пытался понять что происходит в крыло Б-52 попала первая ракета 78-го полка. Осколки поразили топливные баки, машина вспыхнула с носа и до хвоста, после чего во вьетнамском небе произошел сильнейший взрыв и горящие осколки бомбардировщика сверкающим дождем понеслись к темной земле.



Детальная схема ударов по Ханою, произведенных во время 8 ночи (кликабельно).
Экипаж Ebony 02 оказался удачливым. Во время взрыва выжило 4 человека, которые вскоре оказались в руках вьетнамских военных.

Одновременно с гибелью Ebony 02 три ячейки Б-52 атаковали цели в Кин Но. Поскольку две ячейки из трех имели в своем составе по две машины, вьетнамцы сумели засечь один из вражеских Б-52. 86 батальон 274 ракетного полка выпустил две ракеты по Ash 01. Первая С-75 взорвалась по правую сторону бомбардировщика, после чего машина начала гореть. Несмотря на частичную потерю управления, экипаж Ash 01 довел машину до Тайланда, но переоценил свои силы и разбил бомбардировщик при посадке.

Несмотря на потерю двух тяжелых машин американцы посчитали налет удачным. В течение 22 минут на противника было сброшено 2,000 тонн бомб, а вьетнамская система обороны была полностью дезорганизована. Сама точность сброса оставляла желать лучшего. Один из бомбовых ударов попал по торговому кварталу и снес с лица земли улицу Кхам Тин, в результате чего погибло 250 гражданских. В отличие от промахов предыдущих ночей, бомбежка Кхам Тин была вызвана навигационной ошибкой и в ней целиком и полность были виноваты американцы.

Тактика маленьких разворотов оправдала себя, ни один бомбардировщик не был уничтожен сразу после сброса своих бомба. Воздушных столкновений также не было, несмотря на то, что офицеры SAC серьезно боялись подобных аварии. Оправдала себя и массированная постановка помех. Если во время первых налетов в ленте дипольных отражателей пребывало не более 5% машин, то во время Ночи 8 в коридоре помех находилось не менее 85% бомбардировщиков.

По результатам восьмой ночи вьетнамское правительство вновь решило вернуться к переговорам. В США полетело срочное сообщение о том, что встреча может состояться 8 января. Никсон в ответ заметил, что переговоры должны начаться 2 января. Ну а для того, чтобы вьетнамцам (и северным и южным) думалось лучше, он приказал продолжить бомбежку.





Ebony 02 сбит.
ДЕВЯТАЯ НОЧЬ. 27 ДЕКАБРЯ

В ночь на 27 декабря 60 Б-52 (21 модификации G и 39 модификации D) начали массированную бомбежку вьетнамских систем ПВО. Кроме того, с базы Андерсен поднялось еще 30 машин. Воздушный рейд состоял из 6 волн, которые должны были нанести одновременный удар по 7 различным целям. Сама атака должна была уложить в 10 минут (на пять минут меньше, чем в прошлую ночь).

Большая часть целей была расположена в местах дислокации Ночи 8, но в этот раз американцы отказались от бомбежки Хайфона. Более того, аналитики ВВС стали испытывать проблемы с выбором подходящих целей, поскольку предыдущие удары бомбардировщиков разрушили подавляющее большинство северо-вьетнамских строений военного и двойного назначения.

Одна из ячеек отбомбилась по объекту ПВО VN-243, тогда как вторая сбросила бомбы на VN-549 (американцы считали, что эта система ПВО сбила не менее 6 бомбардировщиков, в действительности данные оказались ошибочными). Во время налета использовалась та же самая тактика, что и в предыдущую ночь: самолеты шли с нескольких коридоров входа в плотном покрывале помех, после чего совершали различные пост-бомбовые развороты и расходились в разные стороны.

Вьетнамские ракетчики яростно обороняли свою землю. Когда Cobalt 01 на мгновение высунулся из покрывала помех над Ханоем, ПВО-шники из состава 72 батальона мгновенно запустили в него две ракеты. Обе ракеты попали в цель, после чего машина загорелась и начала разваливаться на части. Сбросить бомбы пилотам не удалось. Скорость распространения внутреннего пожара была столь велика, что бомбардировщик успела покинуть лишь часть экипажа (навигатор и EW были убиты). Несколько мгновений горящая машина продолжала горизонтальный полет. Когда огонь добрался до топливных баков, в воздухе полыхнула мощнейшая вспышка взрыва, которую можно было увидеть с земли. На Ханой стали падать многочисленные металлические обломки, ставшие источниками новых мелких пожаров.



Последние секунды перед взлетом. Техники проверяют Б-52 перед миссией.
Ash 02, бомбивший вьетнамскую ПВО столь активно маневрировал, что вышел из-под защиты систем РЭБ и подставился передней частью фюзеляжа под осколки ракеты. Командир бомбардировщика получил ранение. Поскольку пожара на борту Б-52 не возникло, экипаж бомбардировщика во главе с капитаном Миллзом направился в сторону Тайланда, где столкнулся с серьезными проблемами в управлении самолетом. Над Лаосом машина вышла из-под контроля и экипаж принял решение покинуть ее, после чего Ash 02 рухнул в глубине джунглей. Спасшихся пилотов подобрали американские вертолеты. За проявленное мужество Миллз был награжден DFC (Distinguished Flying Cross).

В свою очередь бомбы ячейки Ash накрыли вьетнамскую систему ПВО и уничтожили несколько SA-2 готовых к пуску.

Стоит отметить, что во время удара, вьетнамские ПВО попытались атаковать ячейку Ivory при помощи истребителей МиГ. Впрочем, сбить противника вьетнамцы так и не смогли. С другой стороны, согласно вьетнамским данным, МиГ-21 из состава 927 и 921 полка умудрились уничтожить 3 F-4E и один бомбардировщик.

Несмотря на то, что остаток ночи прошел без потерь, интенсивность огня ПВО серьезно напрягла американское командование, поскольку всего за пару часов вьетнамцы выпустили по различным воздушным целям 90 ракет (больше, чем в любую другую ночь). Пилоты бомбардировщиков рассказывали о том, что ночь буквально пылала взрывами, ибо в небе могли находиться одновременно 5 ракет.

Во время девятой ночи вьетнамцы пришли к выводу, что их ПВО не в состоянии поддерживать столь высокий уровень агрессивности в течение следующих дней. Во-первых, американцам удалось разрушить несколько ПВО-шных площадок (точные потери среди вьетнамских ПВО-шников до сих пор неизвестны). Во-вторых, вьетнамцы стали испытывать серьезную нехватку зенитных ракет. Речь о залповых пусках больше уже не шла, ибо на счету был каждый “телеграфный столб”.

Американцы также потеряли уверенность в правильности своих решений. Агрессивность вьетнамских атак возрастала день ото дня и главнокомандующий Тихоокеанскими ВВС генерал Клэй был уверен в том, что количество залпов по самолетам скоро перейдет в качество. Операцию следовало сворачивать как можно быстрее, ибо ракетчики противника набирали опыт, а число возможных целей на вьетнамской земле уменьшилось до критической величины.



В небе Вьетнама.
ДЕСЯТАЯ НОЧЬ. 28 ДЕКАБРЯ

Изучив результаты атаки 9 ночи, американские военные специалисты решили сократить расстояние между самолетами внутри ячеек. Авиаторы додумались до того, как одновременно осуществлять пост-бомбовый разворот, не теряя ведомых внутри ячейки. Теперь пилоты, следующих за лидером самолетов, должны были ориентироваться на свечение, исходящее от работающих двигателей (8 ярких радиальных огней, которые могли выступить в качестве импровизированного авиагоризонта). Данная тактика была с успехом использована в 10 ночь.

В атаке десятого дня приняли участие 60 Б-52 (30 машин с базы Андерсен и 30 с У-Тапао). Рейд состоял из шести волн, которые должны были одномоментно сбросить бомбы на пять целей. 4 волны бомбили системы ПВО, окружающие Ханой, тогда как 2 оставшиеся волны должны были сбросить груз на железнодорожный узел Ланг Данг (связывающий Северный Вьетнам с Китаем). Диполные отражатели должны были быть сброшены на Ханой, тогда как постановка помех над Ланг Дангом не предусматривалась.



Реактивный разведчик RA-5C. Одна из таких машин была потеряна американцами во время Ночи 10.
По результатам атаки Б-52 сбросили бомбы на весь цели и при этом не понесли потерь. Пилоты бомбардировщиков отметили заметное уменьшение числа вьетнамских запусков, а также неустойчивое наведение ракет на последнем этапе полета. По всем признакам вьетнамская ПВО выдохлась и новых подвигов можно было от нее не ждать.

Во время налета произошло несколько воздушных боев между американскими и вьетнамскими истребителями. Американцы заявили об уничтожении одного МиГ-а. Со стороны ВВС Вьетнама на победы претендовал Ву Ксуан Тхиеу, который отслеживал перемещение Б-52 над Сон Ла и даже запустил по американцам ракету (неудачно). Занятно, что последующие события американцы и вьетнамцы описывают по разному. Согласно вьетнамской версии, Ву Кусан сбил Б-52 таранным ударом, после чего покинул свой истребитель. Американская версия гласит, что вьетнамский пилот ничего не сбил, тогда как сам был сбит ракетой, выпущенной эскортным F-4. Потерю бомбардировщика в воздушном бою американцы сначала признали, а потом стали отрицать. В итоге до сих пор не ясно был ли потерян Б-52 в воздушном бою или все самолеты вернулись на базу.

Кроме того, вьетнамские летчики заявили об уничтожении одного RA-5C (N156633).



МиГ-21МФ (5121) Фам Туана, 921 полк ПВО, Йен Бай, 27 декабря 1972 года.
ОДИННАДЦАТАЯ НОЧЬ. 29 ДЕКАБРЯ

В эту ночь 60 Б-52 атаковали системы ПВО, находящиеся в районе железнодорожного депо Ланг Данг (три волны) и системы ПВО, расположенные в секторе Фук Йен (три волны). Комбинация удачного паттерна атаки и плотной завесы помех позволила американцам покинуть сектор боевых действий без единой потери. Выстрелы вьетнамских ракетчиков были редкими и неточными, американцы видели, что ПВО Вьетнама экономит ракеты

Что касается активности МиГ-ов, то вьетнамцы подняли перехватчики в воздух и даже попытались атаковать ячейку Aqua, но успеха в своем начинании не добились.



МиГ-21ПФМ (5066), из состава 927 полка ПВО, Ной Бай, 1972.
В тот же день вьетнамцы дали понять, что готовы к началу переговоров 2 января 1973 года. Узнав про это Никсон запретил бомбить цели, находящиеся к северу от 20 параллели. На этом операция Linebacker II был закончена, пришло время политического торга.

Окончание следует…

Копирование этого материала без ссылки на автора и оригинальный url строго запрещено.
Не забывайте, что вы можете ускорить выход новых серий при помощи пиастров https://money.yandex.ru/to/410014129052983
Эти же средства пойдут на покупку новых книг.

02.05.2019
(с) Илья Садчиков

вьетконг, history, airplanes, вьетнам, atomic age, cold war, redalert

Previous post Next post
Up