KURSK (2018)

Mar 27, 2019 23:41




12 августа 2000 года российский атомный подводный крейсер “Курск” подорвался на дефектной торпеде и лег на океанское дно. Через несколько минут второй более мощный взрыв уничтожил носовую секцию подводной лодки и убил значительную часть экипажа. Немногочисленные выжившие засели в кормовом отсеке и попыталась дождаться спасения, которое пришло слишком поздно. Думаю, все читатели этого журнала помнят август 2000 и атмосферу отчаяния, которая, в тот роковой месяц, царила в громадной стране. Новейший фильм Томаса Винтерберга возвращает зрителя в беспощадные дни, а также пытается восстановить ту последовательность событий, которая привела к катастрофе подводного крейсера и гибели его экипажа.




"Курск" перед выходом в море.
В отличие от многочисленных документальных апокрифов художественный фильм “Курск” базируется на официальной версии событий. Причиной гибели лодки считается детонация дефектной торпеды 65-76A, за которой последовал взрыв всего торпедного отсека. В результате детонации носовая часть корабля была смята, системы управления уничтожены, выжить смогли лишь те моряки, что оказались в кормовой части “Курска”. Авторы картины закручивают интригу сюжета, утверждая, что выжившие моряки боролись за жизнь несколько дней и совсем немного не дотянули до спасения.

История картины представляет собой пространство, сотканное из трех сюжетных линий. Первая линия связана с экипажем подводной лодки. Офицеры и матросы - заложники стального гроба - отказываются сдаваться и из последних сил сражаются за жизнь своих товарищей, несмотря на то,что вода прибывает, а кислорода с каждой минутой становится все меньше и меньше. Вторая сюжетная линия рассказывает о противостоянии жен моряков с бюрократической системой Северного флота (именно в этой линии происходит печально известная Клебановская конференция). Наконец, в фильме есть третья сюжетная линия, в рамках которой британские спасатели пытаются преодолеть несокрушимое упорство российских адмиралов, уверенных в том, что спасение людей менее важная задача, чем сохранение государственных секретов.



Главный герой фильма - капитан Аверин и его жена.
Это интересно. Изначально в фильме должен был появиться Путин, но на последних этапах съемки его заменили на безымянного московского чиновника, реплика которого поставила жирную точку в печальной судьбе моряков.

В отличие от других фильмов про подводные лодки “Курск” практически не имеет скоростных элементов. Катастрофа статична (одни моряки погибли на месте, другие сгорели в огне пожара, тогда как третьи пожертвовали собой во имя остановки реактора) и герои картины вынуждено маневрируют в узком пространстве реальных решений. Какую-то динамику фильму придают сцены, связанные с действиями батискафов, а также эпизод, завязанный на поиск героями воздушных фильтров.



Адмирал Владимир Петренко (Макс Фон Сюдов) рассказывает о причинах катастрофы в лучших традициях советского журнала Мурзилка.
Поскольку “Курск” снят французами, его авторы отказались от хэппи-энда и показали русских самыми обычными людьми, не фанатиками, не злодеями, ни сумасшедшими с пальцами на красных кнопках. Русские здесь - простые парни, которые стали жертвами техногенной катастрофы. Кино даже не пытается найти виновных. В гибели моряков виноваты не суперзлодеи, а бюрократическая машина флота, ничего не знающая про эмпатию. Русские люди к таким откровениям привыкли, но западный зритель, наверное, будет поражен безразличием командования к судьбе собственных моряков. Да, в фильме не звучит знаменитое “она утонула”, но эти слова и не надо произносить, ибо действия локальных командиров говорят сами за себя. Для адмиралов люди не более чем юниты, а гибель “Курска” всего лишь блеклая тень настоящей трагедии - смерти большого Советского флота, который погиб после развала страны.



Взрыв первой торпеды.
Помимо российских военных в фильме действуют и британские моряки. Однако, они не являются активными участниками процесса. Они всего лишь наблюдатели, которые могут спасти людей, но по объективным причинам не способны это сделать. Отказ от совместной спасательной операции вызван суровым наследием Холодной войны и косностью старческих взглядов. Вместо того, чтобы найти компромисс и работать вместе моряки разных стран решают насущные политические вопросы и, тем самым, обрекают уцелевших подводников на мучительную смерть.



Конференция Клебанова. Если вы помните оригинал, то отвечающие на вопросы чиновки вели себя нервно и путались в показаниях.
В отличие от других западных фильмов, существующая версия “Курска” легко смотрится на английском языке, поскольку актеры говорят с сильным русским акцентом и оперируют понятными звуками. К субтитрам мне пришлось обращаться всего несколько раз, когда англичане начали общаться друг с другом при помощи длинных фраз, изобилующих техническими терминами.



Проблемная торпеда привлекла внимание специалистов, но избавиться от нее не удалось.
Безусловно, “Курск” далек от идеального фильма. В нем много неточностей и погрешностей, авторы вольно относятся к исторической правде и не прибегают к использованию реальных действующих лиц. Женская часть картины, за исключением Клебановской конференции, выглядит и вовсе странно, ибо действия женщин ни на что не влияют и лишь увеличивают общий хронометраж. С другой стороны, иной картины на тему “Курска” нет ни у них - на западе, ни у нас - в России, а значит, фильм Томаса Винтерберга является обязательным для просмотра.

ЗА:
Хроника подводной катастрофы.
Приличные специальные эффекты.
Попытка показать ход аварии с трех различных точек зрения.

ПРОТИВ:
Отказ от исторических персонажей. Политическая самоцензура.
Много лишних сцен, не способных продвинуть сюжет.
Ошибки в униформе.

28.03.19
(с) Илья Садчиков

история, history, war history, cold war, movie, сold war, ocean, submarines

Previous post Next post
Up