MARY SHELLEY (2017)

Sep 22, 2018 20:20




В отличие от многих других литературных направлений, готический жанр литературы имеет авторов и точную дату рождения. Летом 1816 года лорд Байрон, вместе со своим врачом - доктором Джоном Полидори сняли на Женевском озере виллу Диодати и устроили там чад кутежа. По счастливой случайности рядом с виллой поселился молодой английский поэт Перси Шелли вместе со своей гражданской женой Мэри Годвин и ее сводной сестрой Клэр Клермонт. Поскольку лето 16-го выдалось на редкость холодным и дождливым, писатели и поэты тусовали в комнатах виллы. Когда абсент и опиум подошли к концу, Байрон предложил провести литературный конкурс на написание лучшего рассказа о сверхъестественном. По итогам соревнования победила Мэри Годвин, написавшая заготовку прорывного sci-fi хоррора «Франкенштейн или Современный прометей».




Это не карикатура, а реальное положение дел в семье Мэри Воллстоункрафт-Шелли.
Это интересно. Писатели, участвовавшие в вечеринке 1816 года оказали громадное влияние на готическую традицию, но прожили, в целом, странные и непутевые жизни. Байрон, написавший, летом 1816-го «Мазепу» обрел статус трагического персонажа, но его имя навсегда сохранится в истории благодаря его дочери - Аде Лавлейс, которая стала первым компьютерным гением и стим-панк программистом. Шелли не дожил и до 30, утонул во время купания, повторив судьбу своих мрачных героев. Джон Полидори - автора «Вампира», так и не смог доказать авторство своей книги и покончил жизнь самоубийством в 29 лет. Лишь Мэри Шелли прожила достаточно долго (53 года), чтобы увидеть рассвет индустриальной Англии и под закат своей жизни создать первый в истории хоррор о глобальной эпидемии, уничтожившей человеческую цивилизацию.



Готические истории надо читать на кладбище. По другому не true.
Фильм Хайфы Ай Мансур - Mary Shelley рассказывает о молодости Мэри Годвин (будущей Мэри Шелли) и ее литературном дебюте. История начинается на рассвете длинного XIX века. Эмма Дженсен (автор сценария) подробно рассказывает об отце Мэри, владельце книжной лавки и увлечении девушки готическими романами. Позже история выводит героиню на молодого поэта Шелли и описывает историю любви двух «прогрессивных» писателей. Наконец, последняя часть книги посвящена литературному соревнованию на вилле Диодати и трудностях, связанных с публикацией новой книги. «Прометея» никто не хотел публиковать под именем Мэри, вследствие чего первое издание стало анонимным и многие читатели приписывали работу Перси Шелли. Справедливость была восстановлена лишь вторым изданием, которое отпечатал на свои средства отец Шелли.



Прибытие на виллу Диодати. Слева на право: Клэр Клермонт, Мэри Шелли, Перси Шелли, лорд Байрон.
Картина весьма успешно реконструирует атмосферу Лондона начало 19-го века. Перед зрителем проносятся весьма интересные места: древние кладбища, церкви, виллы аристократии и научные салоны, которые формируют хоть и ограниченный, но весьма адекватный срез британской литературной богемы. Жизнь в городе трудна и опасна. Денег у молодых людей нет, поскольку Шелли разорился, а его романы никто не публикует. Обитают писатели в какой-то убогой ночлежке, что отнюдь не способствует появлению обнадеживающих произведений. Ужасное санитарное состояние общества приводит к смерти дочери Мэри, что также откладывает отпечаток на создание готического романа.

Несмотря на мрачный базис истории, Хайфа Ай Мансур не педалирует тему смерти, вследствие чего драма не превращается в трагедию жизни (как это иногда бывает в Полдарке или, как это было в Табу). Сделано это из-за того, что фильм имеет явный романтический оттенок и его целевой аудиторией являются все-таки женщины. Именно поэтому киношная Мэри ведет себе достаточно независимо, словно заправская суфражистка грубит Байрону, отмахивается от домогательства и сражается за издание книги под собственным именем.



Махеча и отец Шелли.
Историческая основа фильма, в целом, корректна, но Эмма Дженсен, временами приукрашивает действительность. Иногда она делает это для того, чтобы сюжет стал более интересным, временами она удаляет из истории совсем уж мрачные части. Эпизоды на вилле Диодати, скорее всего, полностью выдуманы и от них осталась лишь общая канва (более детальное представление Женевского лета можно увидеть в фильме Кена Рассела «Готика»). Стилистика поведения героев также вызывает сомнение, поскольку она характерна для людей более поздней эпохи.



"Франкенштейн" Мэри Шелли - это литературное воплощение общественных страхов на фоне чудовищных социальных проблем английского общества и невероятных успехов британской науки того времени.
Кастинг фильма вызывает противоречивые чувства. Элла Фаннинг (в роли Мэри) и Стивен Диллэйн (в роли ее отца) сыграли весьма убедительно. Однако британские поэты-романтики были выведены какими-то злыми клоунами, страдающими от алкогольной и наркотической зависимости. Что Шелли (Дуглас Бут), что Байрон (Том Старридж), выглядят и ведут себя, словно подростки, решившие эпатировать зрителя своим нелепым поведением (за этих двух часто бывает стыдно, поскольку их поступки являются проявлением нелепости, а вовсе не признаками декаденса).

ЗА:
- Интересный рассказ о ранних годах Мэри Шелли.
- Повседневный социальный апокалипсис георгианской Англии.
- Романтическая часть картины удачно стыкуется с ее драматическим наполнением.
- История становления писателя с ее трудностями и успехами.
ПРОТИВ
- Фильм затянут, что не идет ему на пользу.
- Весьма своеобразный взгляд на Шелли и Байрона

22.09.18
(с) Илья Садчиков

movie, history, кино, uk, священные монcтры, лондон

Previous post Next post
Up