МОРСКОЙ СПЕЦНАЗ РФ В СОВРЕМЕННОЙ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЕ

Aug 04, 2018 01:20




Современная концепция российского морского спецназа была сформирована в СССР в конце 50-ых годов прошлого века. Несмотря на некоторые внешние заимствования, сам концепт был сугубо русским и опирался на советские технологии. С точки зрения советских ВМФ морской спецназ был ориентирован на решение следующих задач: разведка мелководья, десантных зон высадки и систем береговой охраны, подготовка превентивных ударов по избранным целям (размещение ядерных мин во вражеских портах, минирование морских коммуникаций), организация рейдов связанных с разрушением береговых радарных станций и инсталляций, входящих в систему SOSUS.

Реальный размах подобных операций во время Холодной войны был большим, но оценить его полностью мы не можем из-за многочисленных пробелов в исторических данных. Судя по всему, активность советского морского спецназа была намного выше, чем активность НАТОвских морских частей схожего назначения. Вероятно, подобное положение дел сохраняется до сих пор.

После развала СССР российский морской спецназ вобрал в себя множество западных технологий. Однако, доктрина его применения в морской войне осталась исконно советской.



Согласно данной доктрине, основным средством доставки морского десанта в точку высадки являлся парашют. Частенько десантирование бойцов проводилось вместе с десантированием техники. Однако в начале XXI века, в эпоху гибридных войн концепция десантирования изменилась. Теперь десант доставляется в операционную точку при помощи малых субмарин различных типов. Поскольку русские субмарины не имеют на своем борту сухих ангаров, наподобие Dry Deck Shelter, морским спецназовцам приходится покидать подводные лодки через торпедные аппараты (вместе с подводными средствами доставки). Этот опасный способ десантирования неудобен еще и тем, что подводная лодка во время выполнения данного трюка не может лежать на морском дне. Альтернативный метод доставки подразумевает использование квази-гражданского транспортного корабля, способного высадить спецназ прямо под воду.



Морской десантник покидает торпедный аппарат.
Известно, что морской спецназ России занят в проведении контртеррористических операций. Однако, размах этих задач на западе неизвестен. Согласно имеющимся сведениям, концепции и технологии антитеррористической борьбы Россия импортирует с запада вместе с отдельными образцами личных транспортных средств, предназначенных для быстрого перемещения под водой.

Основными задачами современного российского спецназа являются следующие:
- Обнаружения, идентификация, прослушка и разрушение подводных систем связи,
- Наблюдения за морскими учениями потенциального противника,
- Береговые рейды на территорию потенциального противника,
- Захват языков и ценных VIP персон, находящихся поблизости от береговой черты,
- Саботаж и демонстрация силы с целью запугивания противника,
- Выполнение регулярных боевых задач во время морских конфликтов низкой интенсивности,
- Тренировка и боевое тестирование морских диверсантов



Боевые дельфины в море.
БОЕВЫЕ ДЕЛЬФИНЫ

Подобно американским «партнерам», советские моряки имели собственную программу обучения боевых дельфинов. Тренеры спецназа учили морских млекопитающих искать в воде отдельные предметы, находить водолазов, а также оповещать бойцов о появлении в акватории неизвестных ныряльщиков. Кроме того, ходили слухи о существовании программы боевого использования дельфинов. Впрочем, информация о данном виде обучения так и не была подтверждена.

После развала СССР базы изучения дельфинов остались на территории Украины. Обучением животных занялись украинские военные, которые быстро лишились государственной поддержки и стали зарабатывать средства, путем проведения развлекательных аттракционов.

После возвращение Крыма базы дельфинов вновь стали российскими и на их базе была запущена новая серия военно-морских программ. Неизвестно, насколько далеко продвинулись подобные исследования. Однако понятно, что Россия не желает использовать морских млекопитающих в наступательных целях.



Боевой пловец ведет огонь из АПС
УБИЙЦЫ НЫРЯЛЬЩИКОВ

Помимо морских спецназовцев, в России есть секретные подразделения противодействия подводному терроризму (известные на западе, как PDSS). Боевые пловцы этих подразделений занимаются подводной охраной кораблей, флотского оборудования и подводных лодок. Кроме того, они ориентированы на ловлю вражеских диверсантов и морских ныряльщиков, заплывших в российские или дружественные воды.

Информация о боевых пловцах и их работе засекречена. Мы знаем, что подобные подразделения малочислены и состоят не более чем из 50-60 хорошо подготовленных пловцов.



Боевой пловец с СПП.
Дислокация подразделений боевых пловцов на территории России (согласно открытым источникам).

101 подразделение - Петропавловск-Камчатский
102 подразделение - Севастополь
136 подразделение - Новороссийск
137 подразделение - Махачкала
140 подразделение - Видяево
152 подразделение - Полярный
153 подразделение - Островной
159 подразделение - Разбойник
160 подразделение - Мурманск
269 подразделение - Гадзиево
311 подразделение - Петропавловск - Камчатский
313 подразделение - Балийск
473 подразделение - Кронштадт

ОБОРУДОВАНИЕ СПЕЦНАЗА



Протон - 3 (подводный буксировщик)

Один из наиболее удачных буксировщиков советской эпохи до сих пор состоит на вооружение частей морского спецназа. Эта машина может перевозить 1-2 бойцов на небольшие расстояния. В отличие от морского спецназа НАТО, русские морские бойцы активно используют подобный класс машин из-за их скорости и небольшой цены. Кроме того, русским часто приходится действовать, не в океанских, а в более спокойных водах Балтийского и Черного моря.

Под водой Протон 3 передвигается со скоростью 2-3 узла, обладая при этом оперативной дальностью в районе 15-20 км. Гидропланы установлены в носу Протона 3. Во время плавания десантник находится впереди двигателя, тогда как от набегающего потока воды его защищает водяной щит (устройство также оборудовано рядом навигационных устройств, отображающих скорость, направление движения и глубину погружения бойца).

Протон обладает модульной структурой и может быть скомбинирован с транспортными контейнерами различных типов.



ТРИТОН - НН Подводный катер проекта 21310.

Катер, созданный по примеру западных аналогов. Эта машина предназначена для проведения боевых операций на некотором удалении от больших кораблей и подводных лодок. На Тритоне-НН установлена гидроакустическая станция Припять-ДМ. Катер может плавать под водой (для этого у него есть рули и перископ), но все же, высокую эффективность он показывает скорее в надводном положении.

Разработка катера была начата еще во времена Советского Союза и была заморожена в 90-ые годы. В 00-ых годах XXI века катер был доведен до ума и поставлен на боевую службу.

СОМ - 1

«Младший брат» Протона 3, лишенный водяного щита. Благодаря меньшему весу (всего 66 кг.) может быть доставлен к точке выгрузки на надувной лодке. Благодаря своей дешевизне, высокой надежности и ремонтопригодности используется в различных специальных подразделениях РФ. Максимальная скорость Сома-1 равна 2 узлам, тогда как дальность действия находится в районе 16 км.



СИРЕНА-УМ

Еще один советский подводный буксировщик (некоторые специалисты считают, что это сверхмалая подводная лодка), внешним видом напоминающий торпеду и способный перевозить на своем борту 2 десантников. Бойцы могут размещаться внутри узких кабин, обладающих прозрачным фонарем. Носителем Сирены-УМ, обычно является подводная лодка или надводный корабль. В случае запуска с ПЛ, Сирена выпускается в море через 533мм торпедный аппарат.

Сирена-УМ состоит из транспортного отсека, рассчитанного на перевозку 500 кг. грузов, отсека с никеле-кадмиевыми аккумуляторами, отсека управления с кабиной для двух бойцов и кормового отсека (здесь расположен гребной электродвигатель, система навигации и рулевой механизм).

Максимальная скорость хода Сирены-УМ равна 4 узлам, при максимальной дальности плавания равной 8 милям. Максимальная известная глубина погружения Сирены-УМ считается равной 40 метрам.



ТРИТОН - 2 (Проект 908)

Сверхмалая подводная лодка, состоявшая на вооружении морского спецназа с 1975 по 1990 год. Известно, что в настоящее время несколько экземпляров этой крохотной подводной лодки находится на вооружении морского спецназа РФ и Украины.

Экипаж подводной лодки состоит из двух человек, которые размещаются в носовой кабине. Кроме того, на борт аппарата может подняться диверсионная группа максимальным размером - 4 человека. Выход десантников в воду осуществляется через люк, расположенный в верхней части корпуса. Стоит отметить, что между отсеком для экипажа и отсеком для десантников расположен отсек с электрическими батареями.

На борту Тритона-2 установлен сонар МГВ-11, система подводной связи МГВ-6В и навигационный комплекс Самур.

Корпус Тритона-2 выполнен из алюминие-магниевого сплава, что обеспечивает глубину погружения до 40 метров. Скорость хода подводной лодки - 5 узлов, тогда как дальность плавания достигает 60 миль.

(c) Илья Садчиков
по материалам www.hisutton.com

nuclearpunk, ww3, submarines, cold war, ocean, apocalypse

Previous post Next post
Up