AH-2 ROOIVALK. ОПОЗДАВШИЙ НА БОЛЬШУЮ ВОЙНУ.

Jun 06, 2018 00:22




Столкнувшись с армадами советской бронетехники на втором и третьем этапе Пограничной войны, командиры ЮАР пришли к выводу, что в самом скором будущем на вооружении армии придется принимать штурмовик или бронированный вертолет, способный летать на малой высоте и уничтожать ангольские и кубинские танки, находясь вне пределов действия их ПВО. Перспективный летательный аппарат должен был действовать в условиях интенсивного обстрела с земли и сопровождать колонны САДФ во время длительных рейдов на вражеской территории. В случае необходимости штурмовая машина должна была вести воздушные бои против Ангольских вертолетов Ми-24.

Поскольку полноценный бронированный самолет-штурмовик инженеры ЮАР создать не смогли (из-за нехватки технических компетенцийй), ставка была сделана на вертолет непосредственной поддержки войск (то есть на свой аналог «Апача», обладающий некоторыми возможностями Hind-а, который можно было сконструировать при поддержке израильских специалистов на основе частей и деталей Французских машин. Своими силами Южная Африка такой вертолет изготовить не могла.



Второй прототип XH-1.

Изучив предложения инженеров, руководство ВВС предложило создать сразу два вертолета. Первая машина должна была базироваться на дизайне французской Пумы (эта машина получила название Oryx), тогда как вторая - XH1 должна была быть создана на основе дизайна Alouette III и была демонстратором будущего вертолета непосредственной поддержки войск (проект Rooivalk).

Работы над созданием XN1 начались в мае 1981 года. Первый вариант XH1 летал на турбовальном двигателе Turbomeca Artouste-3b мощностью 570 л.с. и был безоружен. Второй вариант машины был оснащен 20мм пушкой GA1 (это модификация классической германской авиационной пушки MG.151). В перспективе, на вторую модификацию машины можно было навесить пилоны, на которые следовало подвешивать ПТУР или неуправляемые ракеты. Задуманная третья версия XH1 должна была иметь крылышки наподобие тех, что имелись у Ми-24. Экипаж всех версий XH1 состоял из двух человек: пилота и штурмана.



Африканский рассвет.

К началу 1985 года вертолет был готов к испытаниям, которые продолжались в течение нескольких следующих лет. Военные исследовали работу бортового оружия, а также изучали режимы работы двигателя в условиях высоких африканских температур.

Поскольку экспериментальная машина оказалась удачной, южно-африканские инженеры приступили к созданию полноценной ударной машины XH-2, силовая установка которой должна была быть аналогична той, что использовалась на французских вертолетах Dauphin. Техническая начинка XN2 должна была быть взята с машин Super Puma, на поставку которых ЮАР надеялась в течение многих лет.

Довольно быстро создатели вертолета поняли, что программа XN2 выглядит очень сложной и трудоемкой. Задачи, казавшиеся простыми на раннем этапе работ, со временем усложнялись, что вело к катастрофическому росту стоимости проекта в условиях нестабильной экономической системы ЮАР.



Вперед пилот, сзади - стрелок-оператор.

В конечном итоге, программа создания штурмового вертолета была недофинансирована на 60%, что привело к серьезному отставанию в сроках. XN2, как и его серийный вариант AH2 должны были встать в строй в 1987-1988 году и принять участие в последних битвах Пограничной войны. В действительности же первый полет машины состоялся в 1989 году, после того как боевые действия в Анголе подошли к своему концу.

AH2 был выполнен по классической одновинтовой схеме (4 лопастный несущий винт, 5-лопастный рулевой винт) с тандемной кабиной экипажа и трехопорным шасси. В качестве двигателя машина использовала Turbomeca Makila IA2 мощность 1470 л.с. Двигатель имел задний выход вала. Для защиты от песка на воздухозаборники двигателей были предустановлены очищающие фильтры. Двигатель отделен от выхлопной системы противопожарной перегородкой.

Размеры AH2 таковы, что его без особых проблем можно перебрасывать с места на место в корпусе Airbus A400M или в стандартном C-130.



AH-2 из состава 16-ой эскадрильи.

Протектированные топливные баки общей емкостью 1854 литра размещались в средней части фюзеляжа (в случае необходимости вертолет мог брать с собой дополнительные топливные баки емкостью 750 литров каждый).

Система управления вертолета - бустерная, с тремя гидроусилителями, полностью дублированная.



В боях над Конго.

Для уменьшения заметности AH2 в тепловом диапазоне была использована система смешивания горячих выхлопных газов двигателя с окружающим воздухом в соотношении 1:1, что позволило снизить тепловое излучение двигателей на 96%.



Шлем с системой TopOwl.

Парный экипаж AH2 должен был защищен керамической броней. Управление вертолетом было реализовано из обоих кабин. Машина обладала встроенным 8-канальным приемником GPS от Thales, а также полноценными парными МФУ на жидких кристаллах. В случае необходимости вертолет может получать навигационные данные от дружественных частей посредством системы Link ZA. В качестве обзорно-прицельной системы на вертолете использовалась всепогодная TDATS, телевизионная система FLIR, телевизионная камеры и лазерный дальномер (те же самые системы установлены на Eurocopter Tiger). Система информационного обмена AH-2 может передавать данные в армейские командные пункты и на батареи G5/G6.



Система наведения на цель аналогична той, что применяется на Eurocopter Tiger.

Вооружение вертолета состояло из двуствольной бортовой пушки GA2, обладающей скорострельностью 740 выстрелов в минуту с боеприпасом в 700 патронов. Во время сражения, оператор может наводить пушку на цель при помощи «умного» шлема Thales TopOwl (шина данных MIL-STD-1553B). Также стрелок может выбирать тип используемых снарядов: бронебойные или фугасные в режиме реального времени.

Система управления оружием работает при помощи двух вычислительных устройств (один процессор на одну консоль). В качестве вооружения AH2 может применять 8-16 ПТУР ZT-35 или ZT-4 с лазерной системой наведения на цель, 2-4 контейнера НАР калибра 68 мм со складывающимся стабилизатором, а также ракеты класса воздух-воздух: V3B, V3C или AIM-9 (последний вариант стал актуален лишь после того, как с ЮАР были сняты санкции). Более поздние модификации AH2 могут применять в бои противотанковые ракеты ZT6, способные поражать цели на расстоянии 10 километров. В отличие от других ПТУР, наведение ZT6 на цель может осуществлять как оператор вертолета (по системе Lock On Before Launch), так и наземная команда (при помощи системы Lock on After Launch). Во втором случае ZT6 может поражать цели, находящиеся вне пределов видимости вертолета.



Контейнеры НУРС.

Разработчики вертолета уделили повышенное внимание к выживанию вертолета в условиях повышенной активности вражеской ПВО, работающей на малых и средних высотах. Находясь в подобных, малоприятных условиях, AH-2 должен был работать на переднем крае боевых действий, уничтожая танки и узлы обороны противника. То есть, Южно-африканские инженеры создали прямого конкурента Ми-28. В целях самозащиты AH2 применяет южно-африканскую системы радиоэлектронной борьбы HEWSPS.

Первый показ серийного варианта АН-2 состоялся в 1993 г., на авиасалоне в Дубае. ЮАР хотела наладить массовое производство этой отличной машины вместе с французскими коллегами, но радужным планам не суждено было сбыться. AH2 оказался чрезвычайно дорогим. При стоимости одного экземпляра в 40 млн.$ он ни шел ни в какое сравнение с дешевыми советскими Ми-24/25/35. Кроме того, потенциальные покупатели не верили в разработчика (они там, в ЮАР, хотя бы ближайшие 20 лет продержаться?) и видели зависимость AH2 от французских компонентов.



20мм пушка GA-2.

Преодолев множество препятствий, связанных с развалом страны и коллапсом экономической системы, AH2 стал относительно боеспособной машиной к 1999 году. Южно-африканские ВВС заказали 12 вертолетов этого типа, которые начали поступать на вооружение в июле 1999 в состав 16 эскадрильи (Блюмфонтейн).

В течение следующих десяти лет, Denel пыталась довести вертолет до ума, снизить цену на машину, а также продать его Австралии (на тестовых испытаниях победа досталась Eurocopter Tiger), Великобритании (здесь победил Apache) или Турции (тут победила Mangusta). Во многих случаях победа оставалась за конкурентами по причине ранее заключенных политических соглашений, а вовсе не потому, что AH2 проигрывал конкурентам во время тестовых испытаний.



Вооружен до зубов.

В конце 2011 года Denel представила вариант MK.1F, который получил улучшенное программное обеспечение, модифицированную трансмиссию и новую систему охлаждения двигателей. Три таких машины были отправлены в Конго в составе миссии ООН, которая вела борьбу с повстанческим движением М23. Первое применение этих машин в бою состоялось 23 ноября 2013 года, во время которого 2 Rooivalk атаковали и уничтожили защитный периметр повстанцев и разнесли вдребезги их ПВО.

Стоит отметить, что на основе технологии Rooivalk фирма ATE построила вертолет Super Hind, который поступил на вооружении Нигерии и Азербайджана.



Super Hind над африканскими просторами.

Будущее Rooivalk все еще находится под вопросом, несмотря на то, что машиной заинтересовались ВВС Малайзии, Бразилии и некоторых стран Ближнего Востока. Основной проблемой южно-африканского вертолета до сих пор является цена, которая намного выше той, что русские и итальянцы предлагают за свои «Хинды» и «Мангусты».

В настоящее время Denel ведет разработку вертолета следующего поколения - Rooivalk II, первое испытание которого должно состоятся не ранее 2020 года.



Возможный облик Rooivalk II.

AH2 ROOIVALK
Экипаж: 2 человека,
Длина: 18,73 м.
Диаметр несущего винта: 15,58 м.
Высота: 5,19 м.
Вес пустой машины: 5730 кг.
Вес при полной боевой нагрузке: 8750 кг.
Двигатель: 2 турбовальных Turbomeca Makila 1K2
Запас топлива: 1,854 литра (с учетом 2 внешних топливных баков)
Максимальная скорость: 309 км/ч
Крейсерская скорость: 278 км/ч
Боевой радиус: 740 км
Максимальный потолок: 6100 м.
Практический потолок: 5852 м.
Скороподъемность: 798 м/мин



Вооружение
20 мм пушка GA2 (700 выстрелов)
8-16 ПТУРС ZT3/4/6, Hot 3, AGM-114 Hellfire
4 ракеты класса воздух-воздух: VC3, AIM9 или Mistral
38-76 неуправляемых ракет FFAR или 70мм FZ90

(с) Илья Садчиков
05.06.18

история, war history, planes, ww3, cold war

Previous post Next post
Up