Продолжая просмотр фильмов, посвященных Холодной войне я добрался до «Мюнхена». Эта картина, поставленная Спилбергом в 2005-ом, целиком и полностью посвящена трагической олимпиаде 1972 года, во время которой террористическая палестинская организация «Черный Сентябрь» захватила в заложники, а потом убила 11 членов израильской олимпийской сборной. Поскольку тема фильма Спилбергу близка, режиссер попытался воссоздать ход событий в рамках длиннющего (практически 3 часа) исторического эпика.
Структура фильма соткана из двух взаимосвязанные истории, расположенных в разных временных интервалах.
Израильская сборная по летнему биатлону.
Первая история рассказывает об оперативнике Моссада Авнере, который вместе со своими коллегами реализует операцию «Гнев божий» (месть Черному Сентябрю), инициированную по прямому приказу Голды Мейер. Авнер работает под командованием бывалого оперативника Эфраима, который, по всей видимости, пережил холокост и теперь руководит операцией из Израильского центра. Эфраим рекомендует ограничить месть палестинцам странами Западной-Европы и не вторгаться на территорию Восточного блока. Однако, события развиваются таким образом, что героям приходится переступить опасную черту, перейти дорогу ЦРУ и вступить в прямое противодействие с агентами КГБ. Естественно, взрывы домов и тайные убийства привлекают внимание враждебных элементов, после чего за персонажами начинается настоящая охота и лишь немногие смогут дожить до ее конца…
Анвер и Барбосса Эфраим
Информация к размышлению: Анвер (Эрик Бана) позиционируется как организатор и руководитель мести. В его команде действует боевик Стив (Дэниэл Крэйг), стрелок и наблюдатель Карл (Киаран Хайндс), подрывник Робер (Матье Кассовиц) и совершенно сумасшедший парень по имени Ханс - ему не слабо сходить в номер врага и закидать последнего ручными гранатами (его роль сыграл германский актер - Ханс Цишлер). Отношения между бойцами отряда усложняются день ото дня, но Анвер делает всевозможное для того, чтобы подчиненные выполнили поставленную задачу и вышли из дела с минимальными физическими и репутационными потерями.
После взрыва
Вторая история - флэшбэк, рассказывающий о том, что именно произошло на Олимпиаде. Сценаристы Эрик Рот и Тони Кашнер написали три варианта сценария, в которых были изменены отдельные элементы происходящих событий. Спилберг остановился на последней версии скрипта, которую написал Рот, а Кашнер лишь довел до ума на последнем этапе работы. Поскольку хронометраж картины был ограничен тремя часами, Спилберг продемонстрировал сам захват заложников, а также трагическую развязку события (Германская полиция не смогла предотвратить гибель спортсменов). Мотивация террористов, а также сами переговоры остались за пределами второй истории. Для того, чтобы заполнить эту лакуну авторам пришлось вводить в фильм молодого палестинца, который в споре с Авнером высказал собственную точку зрения на конфликт между Израилем и Палестиной (у нас времени много, так что мы на каждого убитыми вами родим еще пятерых, а потом ваша земля станет нашей).
Голда Меир голосует за выпил палестницев после чашки чая
Информация к размышлению. В фильме действует достаточно странный персонаж по имени Луи, семья которого продает инфу тому, кто больше за нее заплатит. По ходу дела Луи убивает больше персонажей, чем самая отъявленная банда головорезов, но при этом не получает ни пулю в лоб, ни нож в пузо. Весьма вероятно, что Луи работает на тайный орден, мета-правительственную организацию или тайную секту, управляющую делами Европы по обе стороны Железного Занавеса (и Анвер это, похоже, отлично понимает).
Луи - тамплиер? Ассассин? Масон?
Первые две трети «Мюнхена» представляют собой первоклассный политический триллер. Бойцы Моссад путешествуют по Европе и Ближнему востоку, делают бомбы, взрывают террористов и уничтожают отдельных руководителей Черного Сентября. Однако, ближе к концу скорость развития события стремительно падает, поскольку операция возмездия превращается в операцию выживания, ибо враги начинают убивать израильтян одного за другим.
Агентом КГБ быть совсем не просто
На исходе третьего часа, Спилберг стремительно свертывает историю Авнера, хотя миссия все еще не завершена и некоторые террористы живы (Джамаль Аль-Гаши вообще умудрился пережить десятилетия охоты и сгинул в 2012 году в хаосе Сирийской гражданской войны). Итогом возмездия становится текстовый абзац, в котором рассказывается о затянувшихся результатах операции. Этого совершенно недостаточный финал для столь длинного и мрачного фильма. Чувствуешь себя словно игрок, добравшийся до конца Mass Effect 3 - уставшим и окончательно запутавшимся…
ЗА:
- Исторический фильм, снятый в формате боевика
- Отличная игра актеров
- Удачно воссозданная атмосфера 80-ых
- Персонаж Луи
- Нападение на олимпийскую деревню воссоздано достаточно точно и без чрезмерной кровищи
ПРОТИВ:
- Парни Анвера мало похожи на разведчиков
- История мести Черному Октябрю не доведена до логической точки
- Две линии повествования, между которыми сложно переключаться
- Слишком длинный метраж для боевика, слишком короткий метраж для исторической драмы
30.05.18
(с) Илья Садчиков