В рамках Cold War ретроспективы, я решил посмотреть «Войну Чарли Уилсона» - фильм, проблематика которого была посвящена Афганской войне. "Война", в свое время, не добралась до российского проката по причине недостоверного показа Красной армии (это было еще в 2008 году, то есть до начала серьезного ухудшения отношений). Перед началом просмотра я был уверен в том, что фильм не будет объективным. Действительность оказалась гораздо хуже, передо мной предстала агитка, выполненная в худших традициях 80-ых годов прошлого века.
Действие картины разворачивается в 1986 году. Американский конгрессмен Чарли Уилсон сидит в ванне со стриптизершами и попутно смотрит телевизор, на экране которого бородатые моджахеды убеждают зрителей в том, что советские вертолеты не дают им и шагу ступить, тут же расстреливают из бортовых пушек и НУРС. Попутно достается и местным жителям, ибо вертолетчики не разбираются, кто прав, кто виноват, а отправляют к Аллаху всех, кто в прицел подвернулся. Уилсон решает восстановить баланс сил (с чего бы ему это делать в фильме толком не рассказано) и отправить фундаменталистам какое-нибудь приличное оружие. Ставленники ВПК организуют поездку Уилсона в Пакистан, где конгрессмен встречается с президентом Зия Уль Хаком, а также говорит с афганскими беженцами. Последние рассказывают Уилсону страшные истории о том, что коммунисты давят гражданских танками (видимо пули расходовать жалко, а горючки в стране много). Вернувшись в США конгрессмен входит в контакт с ЦРУ-шниками, замешанными в операции «Циклон» и начинает накачивать афганских боевиков деньгами. Попутно в Афганистан поставляются «Стингеры». Потери советский авиации растут и, наконец, СССР завершает войну и выводит войска с территории сопредельного государства. Уилсон предлагает правительству заняться строительством школ, но государство закономерно отправляет его «в сад». Конец истории.
Чарли Уилсон и политическая активистка Джоан Херринг. Если ты активист, держись подальше от активисток.
Замечу сразу, что фильм выглядит довольно странно. По сюжету это политический триллер, но его содержание частенько скатывается в комедию. Приключения Уилсона внутри белого дома это непрерывная череда приколов, ибо помощники героя - поголовно женщины, начинавшие карьеру у танцевального шеста. Остальная публика ничуть не лучше. Вокруг Уилсона увиваются сомнительные ЦРУ-шники, надумавшие убить как можно больше русских (почему? А фиг знает!), богатые дамы, лоббирующие американские ВПК, а также политики высшего звена, у которых дети погибли во Вьетнаме (в это тоже, как бы, виноваты русские). До финальных титров фильм мотает из одного жанра в другой, смешные события чередуются с серьезными политическими рассуждениями, за которыми следуют лозунги, словно бы скопированные из Рэмбо III. Идеологическая скрепа фильма также не выдерживает критики. Авторы, вроде бы, находятся на стороне «ястребов», но постоянно болтают про «мир». Зачем все это! Ведь ежу понятно, что фильм всеми силами пытается оправдать операцию «Циклон», которая по версии авторов поставила жирную точку в истории двух коммунистических государств.
Ми-24 летит бомбить очередной "мирный" аул.
Происходящие на экране события обильно политы сиропом «Борьбы с тиранией» и украшены кремом «Мировой миссии США». Точка зрения русских на происходящие события не показана, также за бортом осталась и точка зрения афганских коммунистов, которые вообщем-то всю эту кашу и заварили. Авторы столь однобоко представляют происходящие события, что картину крайне сложно смотреть, ибо спорить хочется едва ли не с каждой показаной сценой.
Информация к размышлению. Авторы «Войны» показали афганских мятежников мирными жителями, у которых злобные русских убили коз, раздавили танками жен и подорвали на минах детей. Почему десять лет спустя эти «героические» парни взяли в руки оружие и начали джихад против запада авторы объяснить не удосужились. Более того, непонятно почему Афганская война до сих пор продолжается, несмотря на то, что "злодейские комми" были изгнаны вон. При этом в оригинальном сценарии все было намного сложнее и моджахеды не были «борцами за мир» и event 9/11 становился закономерным завершением «Циклона». Только вот оригинальный вариант сценария до производства так и не добрался.
Встреча Уилсона и афганских старейшин в Пешеварском лагере беженцев.
Примечательно, что в «Войне Чарли Уилсона» снялся высший дивизион голливудских актеров. Главного героя сыграл Том Хэнкс, политическую активистку из Хьюстона - Джулия Робертс, роль руководителя операции «Циклон» - Гаста Авракотаса - досталась Филипу Хофману. Следить за игрой актеров интересно, но вот читаемый ими текст, это нечто невообразимое. Персонажи говорят чудовищно длинными фразами, да еще и со страшнейшим акцентом (Гаст тут стоит особняком, его очень сложно понимать на слух). Их речи - это помесь агитационных памфлетов с чисто американскими шутками (не очень-то и смешными для русского человека). Ну и совсем не понятно почему персонажи столь сильно настроены против СССР. Может им в детстве забыли выдать мешок Ириса Кис-Киса?
Команда Уилсона за работой.
По результатам просмотра «Войны» я не удивлен тем, что картину сняли с проката. Это предвзятое и в целом, неудачное кино, не сумевшее передать основную суть исторического процесса.
ЗА:
- Пара занятных шуток.
- Симпатичная комманда поддержки.
ПРОТИВ:
- Ужасно выстроенные диалоги и предвзятый сценарий.
- Базис дешевой политической агитки лезет из всех щелей.
- Историческая часть фильма потерпела полный провал.
30.04.18
(с) Илья Садчиков