Лондон. Май 1940. В Европе началась горячая фаза Второй мировой войны. Британские лейбористы требуют отставки премьер-министра Невеля Чемберлена, который по мнению партии, провалил подготовку к агрессии и теперь не способен вести страну к победе над коварным врагом. Чемберлен понимает, что единство нации под угрозой и решает передать свой пост лорду Галифаксу, однако, последний не готов взвалить на себя эпический груз ответственности (Галифакс вообще не хочет сражаться и как разумный британец пытается заключить с агрессивными германцами мировую).
Поскольку других реальных кандидатур на пост премьер-министра нет, Чемберлен вынужден поставить на свое место первого лорда адмиралтейства - Уинстона Черчилля - локального «ястреба», ориентированного на ведение войны до победного конца. Черчилль на предложение соглашается, хотя понимает, что дела на Континенте идут не блестяще, внутри парламента сформировалась сильная оппозиция, а король относится к нему с холодным презрением. Чтобы удержаться на пике власти, WC должен преодолеть внутренний политический кризис, вывести из-под удара британский экспедиционный корпус (прижатый к побережью Канала) и каким-то образом наладить отношения с королем…
Чемберлен в составе военного кабинета.
Действие фильм Джо Райта начинается 8 мая 1940 года и показывает ход событий до начала июня. К этому времени Черчилль успевает замкнуть на себя все элементы управленческой системы и стать полноценным правителем Великобритании. Основное внимание режиссера направлено на фигуру премьер-министра, его мысли и переживания, которые прорываются наружу в эпические моменты кризиса.
Основная ось противостояния проходит через Военный кабинет, в рамках которого друг с другом сражаются партии войны и мира. При этом партия войны опирается не столько на мнение аристократии, сколько на мнение британского народа (для этого в кино ввели сцену встречи Черчилля с гражданскими в вагоне метро). Партия мира состоит из нерешительных аристократов, готовых прогнуться под Гитлера (хотя в действительности, партия мира, скорее, исходила из реальных требований британцев, не желавших терять очередное поколение в ходе назревающей бойни). Где-то над полем битвы болтается король, который еще не знает на какой из двух поездов (мирный или военный) ему следует прыгнуть.
Чемберлен говорит о своей отставке директору Креннику королю.
Информация к размышлению. Поскольку основной конфликт фильма носит внутрибританский характер, внешняя часть противостояния показа очень поверхностно. Фильм лишен боевых действий, здесь нет воздушных и морских сражений. Битвы разворачиваются исключительно на картах и в головах политиков. Война с точки зрения солдат показывается всего лишь один раз, причем завершается гибелью всех участников сцены.
Конечно же, в рамках фильма Черчилль действует не один, у него на подхвате целая команда поддержки, состоящая из верных партийцев, жены, родственников и молоденькой машинистки, готовой печатать тексты с утра и до позднего вечера. Очень часто подобный персонаж имеет собственную точку зрения на происходящее или пытается описать увиденное своим словами. Однако в фильме Джо Райта машинистка выполняет исключительно сервисную функцию. Она лишена внутреннего диалога, у нее нет ни истории, ни личной жизни, ни родственников (кроме брата, попавшего в окружение). Она не пытается дружить с Черчиллем и лишь пару раз за фильм говорит с политиком о вещах, не относящихся к великому противостоянию. Вообщем, героиня носит балластный характер и фильм, в целом, мог бы легко обойтись без нее.
Да-да, парень, это фантастика...
Теперь посмотрим на Черчилля. Это центральный персонаж фильма, и главная пружина, приводящая в движение всю постановку. Черчилль всегда знает, что нужно делать. Он практически никогда не сомневается в своих решениях (которые высечены, надо полагать, в граните), а если его начинают глодать сомнения, он просто садится на кровать, наливает стаканчик виски и ждет, когда ситуация разрешится сама собой. В нужный момент Черчиллю придут на помощь верные товарищи или Гитлер сделает глупость, которая обрушит коварный вражеский план. Если же с премьером начинают спорить, он, в ответ, начинает на подчиненных орать, обвиняя их в тупости и потакании врагу (при этом проколы Чемберлена WC рекгулярно обходит стороной, не забывая "тыкать палочкой" в военных и Галифакса). Иногда, до кучи, достается более мелким сошкам, которым не удалось вовремя выполнить предписания вождя. Итоговой точкой кабинетного противостояния становится знаменитая речь Черчилля в парламенте, во время которой он обещает англичанам сражаться до победного, не обращая внимания на материальные и человеческие потери (если что, финальную битву вообще проведут американцы).
А сейчас "Окопная правда"
Несмотря на то, что картина идет 2 часа, я посмотрел ее с интересом не столько из-за Черчилля, сколько из-за аккуратно воссозданного духа эпохи, ибо прекрасный Лондон прекрасен всегда. Если же взирать на картину, как на образчик исторического искусства, то зрелище вышло затянутым и не динамичным. В фильме Джо Райта слишком много воды и пропаганды. Например, сцена с метро носит всецело выдуманный характер, ибо Клементина Черчилль упоминала об единственной поездке своего мужа в tube без всякой привязки к реальной дате. Будучи идеальным вождем Черчилль никогда не ошибается и всегда формирует правильные выводы на основе истинного знания. Все противники CW выведены или интриганами, или старыми маразматиками времен Великой войны. Наконец, фильм не создает широкую картину событий, которая нужна для любого полноценного эпика. Да и отдельных исторических личностей картина картина выводит лишь как персонажей второго, а то и третьего плана. Если короля смогут опознать все зрители Darkest Hour, то лысого товарища в очках, орущего на Чемберлена в самой первой сцене, в России идентифицируют единицы.
Вообщем, Darkest Hour это бенефис Гарри Олдмэна, а не произведение, способное заменить вам книжку или толковую лекцию по истории.
ЗА:
- Атмосфера военного Лондона
- Отменное преображение Гарри Олдмэна
- Режиссер честно пытался показать парламентскую фракционную борьбу
ПРОТИВ:
- Черчилль один в белом, на коне сидит, а вокруг сплошные идиоты и негодяи
- Машинистка не нужна
- Битва за Британию почему-то отсутствует
- Фильм сделан в чисто советском жанре: политический лубок о великом вожде
- Только крупные планы лиц, только хардкор
12.04.18 (с) Илья Садчиков