Французский истребитель Mirage F1 был создан фирмой Dassault в инициативном порядке без мощной государственной поддержки. Сделав несколько экспериментальных машин (вертикального взлета и посадки, очередную бесхвостку, машину с изменяемой геометрией крыла), французские специалисты пришли к выводу, что новый фронтовой истребитель должен быть неприхотливым, простым в пилотировании и дешевым в производстве. Такая машина должна была уметь летать с посредственных ВПП, а ее подготовка к новому вылету должна была укладываться в 15 минутный интервал между миссиями. Обслуживание двигателей должно было занимать 3 часа при наличии команды техников, состоящей из 3 человек.
Новейший истребитель Mirage F1 удовлетворял всем этим требованиям: F1 был прост в эксплуатации, не боялся плохих ВПП, а его подготовка к вылету занимала 2 минуты. Короче говоря, это была идеальная машина для трансграничной войны, которую вели друг с другом ЮАР и Ангола.
ПРОТОТИПЫ
Прототип Mirage F1 совершил свой первый полет 23 декабря 1966 год в Мелун-Виларош. Машину поднял в воздух ведущий пилот Дассо - Рене Биганд. Уже во время своего 4 вылета, F1 превысил порог скорости в 2 маха.
От своего предшественника Миража III «единичка» отличалась увеличенной дальностью полета и повышенной боевой нагрузкой.
К сожалению, во время испытания истребителя возникли проблемы. Во время очередного скоростного вылета на малой высотные, машина попала во «флаттер» и рухнула возле Фос-Сю-Мер, убив Биганда (согласно некоторым данным этот полет представлял собой тренировку перед проведением авиасалона). Несмотря на стартовые проблемы, Дассо получила заказ на три предсерийных истребителя с двигателем Atar 9 K50.
Тестирование предсерийных образцов прошло без катастроф и накладок. Однако, французские ВВС внезапно потеряли интерес к истребителю и решили возложить его обязанности на перспективный «Ягуар». Представители Дассо не смогли переубедить военных в правильности выбранного решения, вследствие чего фирма начала переориентировать производство F1 на экспорт. Для того, чтобы помочь продажам, французские военные заказали 35 F1 дабы показать потенциальным покупателям, что ВВС Франции любит «единички» и верит в их боевую надежность.
Mirage F1CZ sn 213. 3-я эскадрилья ВВС ЮАР.
Французы строили два экспортных варианта F1. F1A представлял собой бюджетную версию «единички». На нем отсутствовала РЛС, вместо которой был поставлен радиодальномер «Аида» с дальностью действия 8 км. Эта машина не могла вести бой в плохую погоду и могла использовать лишь простейшие ракеты класса воздух-воздух. 48 подобных машин было построено для ЮАР и Ливии. Остальные страны решили держаться от этого чуда техники как можно дальше. На продвинутый вариант F1E ставилась РЛС Сирано IV-2, позволяющая летать в режиме огибания местности. Эти, весьма дорогие машины были построены в количестве 200 штук.
Что касается стандартного варианта F1C, то он производился в версиях F1C-100 и F1C-200, на последнем устанавливалась система дозаправки в воздухе. На обе С-ки устанавливалась РЛС Сирано IV с дальностью обнаружения целей 60 км (сопровождение проводилось до 45 километров). На более поздних модификациях истребителя устанавливалась РЛС Сирано-IVМ, которая могла производить селекцию целей.
Вооружение истребителя включало в себя две 30-мм пушки, на внешних узлах подвески размещались ракеты класса воздух-воздух средней и ближней дальности (с инфракрасной или полуактивной радиолокационной ГСМ). Истребитель нес две ракеты на пилонах и еще две ракеты на законцовках крыла. Наземные цели «единичка» могла обработать свободнопадающими бомбами и НАР.
Первым зарубежным покупателем F1 стала Южно-Африканская республика. В 1971 году ЮАР заказала у Франции 16 самолетов в варианте F1CZ и 32 самолета в варианте F1AZ - эти машины были ориентированы на использование неуправляемых бомб, их система наведения состояла из двух ЭВМ, способных идентифицировать цель на расстоянии в 5 км (в качестве радара использовался EMD AIDA 2). Поставка первой партии Мираж F1 CZ осуществлялась с сентября 1974 по июль 1975 год. Все машины поступили в состав 3 эскадрильи ВВС ЮАР (Вотерклоф). Осенью 1975 Миражи F1AZ стала получать 1-ая эскадрилья, базирующаяся в Вотерклофе (позже ее перевели в Худспрюйт).
4 апреля 1975 3-эскадрилья получила последние машины под номерами 204 и 204. До 1977 года ВВС ЮАР получили еще несколько F1CZ-200 с серийными номерами 200-215.
Данный самолет F1CZ SN-212 окрашен в классические цвета Южно-Африканских ВВС: песочно-желтая грунтовка, темно-серые узоры поверх грунтовки. Темно-синие опознавательные знаки. В начале восьмидесятых эта цветовая схема была изменена на сине-серую с ложным силуэтом на брюхе.
Так получилось, что французы успели передать заказчикам все истребители прежде, чем ООН ввело против ЮАР эмбарго на поставку военной продукции. Оказавшись под колпаком санкций, специалисты Армскор остались без технической поддержки французских специалистов и обратились к за помощью к израильтянам. Те в течение нескольких месяцев наладили производство деталей для «Единичек», воспользовавшись своим заделом по программе «Кфир».
ПОГРАНИЧНАЯ ВОЙНА
Во время Пограничной войны с Анголой авиация ЮАР столкнулась с несколькими видами советских боевых самолетов. В частности, пилоты ЮАР видели несколько вариантов МиГ-21, МиГ-23, Су-20 и Су-22. По словам южно-африканских пилотов, перехват МиГ-23МЛ (пилотируемых летчиками из Кубы и ГДР), был для F1C занятием бесполезным, поскольку советские самолеты летали не только быстрее, но и выше.
На земле Миражам противодействовало сильнейшее Кубинское ПВО (некоторые исследователи считают, что ПВО Кубы было самым сильным за пределами стран Варшавского договора), вооруженное различными ракетными и артиллерийскими системами Продвинутая система воздушно-наземного взаимодействия позволяла кубинским пилотам быстро выходить на цель и не тратить на поиск драгоценное топливо.
Этот МиГ-21БИС уже долетался
Это интересно. По утверждениям некоего Тимоти Гуда 18 июня 1977 года во время тренировочного полета около Лудеритца, один из Миражей F1CZ sn 202 обнаружил треугольный летательный аппарат (серебристый сверху, черный снизу). Мираж некоторое время следовал за таинственным «советским истребителем», после чего тот совершил мгновенный разворот на 180 градусов, резко набрал скорость и исчез с сенсоров F1. Однако, автор данных строк сомневается в свидетельстве Гуда, так как в 1977 году Миражей F1CZ в Лудерице не было.
3 ноября 1978 года пять первых F1CZ были развернуты на авиабазе в Одангва. В их обязанности входила воздушная разведка Ангольской территории. Первые воздушные бои произошли через три года.
6 ноября 1981 два Миража F1 (ведущий - майор Ранкин и ведомый - лейтенант Дю Плиссе) отправились на перехват двух МиГ-21МФ, которые появились вблизи Одангвы. Дю Плиссе дважды пытался атаковать 21-ый, но оба раза ракеты отказались захватывать цель. Ранкин также не смог навести свои ракеты на противника, но сумел сбить МиГ-21МФ лейтенанта Данасио Вальдеса из 30мм бортовой пушки. МиГ-21 вспыхнул в воздухе, а потом развалился на две части и его пылающие обломки рухнули в саванну. Данасио Вальдес сумел катапультироваться из горящей машины, но выжить ему не удалось. Это была первая победа Южной-Африканских ВВС со времен Корейской войны.
В полдень 13 мая 1982 года F1-CZ (номер неизвестен) перехватил и сбил ангольский Ми-8 (бортовой номер H-516 или H-518), на борту которого находились высокопоставленные офицеры Ангольской армии.
Будни Пограничной войны
В том же году машины 206 капитана М. Лоува и 210 лейтенанта Джона Ингеса вылетели на перехват ангольского вертолета. Машину удалось обнаружить на земле. Атака Лоува оказалась неудачной, тогда как Ингес уничтожил противника из 30-мм пушки.
5 октября 1982 года произошел еще один воздушный бой. Над южной Анголой Миражи перехватили от 2 до 4 (по разным данным) МиГ-21Бис. При этом одна машина была сбита. На фотоочете видно, что попадание из бортовой пушки вызвало мощнейший взрыв внутри МиГа. ЮАР-ские офицеры посчитали, что машина была полностью уничтожена, при этом пилот МиГ-а лейтенант Родригез (3 класс, 320 часов налета) сумел катапультироваться. Кубинские источники утверждают, что машина Родригеза смогла выдержать взрыв и спустя шесть минут в горящем состоянии (!) вернулась на базу. Судя по всему, кубинцы правы, поскольку обломки Родригезовского МиГ-а можно было наблюдать в Лубанго до середины 90-ых годов.
Встает вопрос, почему на вылет был отправлен зеленый пилот. Ответ прост, в 1982 году РЛС в Лубанго работала из рук вон плохо. Операторы регулярно оповещали базу о ложных тревогах, вследствие чего ветераны совершали многочисленные вылеты «вхолостую». Не удивительно, что опытные пилоты стали гонять на вызовы исключительно новичков. Для Родригеза подобный безопасный вылет завершился посадкой на горящем самолете.
В 10-28 того же дня, два южно-африканских Миража F1CZ, приступили к эскортированию разведывательной Канберры из 12 эскадрильи (пилот коммандарт Бергус Бургер, навигатор майор Суонпол), которая должна была совершить фоторазведку местности вокруг Кахамы. Один из миражей пилотировал майор Йохан Ранкин, его ведомым был капитан Кобус Тоэриен. Ранкин летел на Мираже sn 203 «Призраке», обладавшим уникальной сине-серой цветовой схемой. Обе машины запоздали со взлётом, из-за того что Мираж Тоэриена испытывал технические проблемы. Как результат, в течение некоторого времени Канберры летели без прикрытия и Ангольцы решили, что их можно будет сбить без особых проблем.
Mirage F1CZ. sn201 окрашенный по схеме "Призрак".
В 10-42 в воздух поднялись МиГи лейтенанта Расиеля Марреро Родригеза (позывной 846) и лейтенанта Жильберта Оризе Переса (позывной 342). Обнаружив вражеские самолеты южно-африканские операторы предложили Канберрам сменить курс на Юг, уменьшив тем самым расстояние до приближающихся Миражей. В 10-45 на ВПП Лубанго выкатились еще два МиГ-21, которые стали готовиться к взлету.
Обнаружив два приближающихся МиГ-а (сбросивших ТБ и идущих на той же высоте), Ранкин избавился от топливных баков и устремился в бой, переключив двигатели в режим форсажа. В этот момент МиГ-и идентифицировали своих врагов. Когда Миражи начали уходить вправо, пилоты МиГ-ов потеряли их из виду и начали вращение в левую сторону, внимательно поглядывая на верхнюю полусферу. Однако Миражи оказались внизу. Во время разворота противники едва не врезались друг в друга. Ранкин прошел так близко от МиГ-а, что сумел разглядеть шлем кубинского летчика.
Две минуты спустя Перес обнаружил МиГ через перископ. Противника находился на 6 часов на расстоянии 800-1000 метров. Перес повернул на 90 градусов вправо и резко сбросил высоту. В этот момент Ранкин совершил пуск двух ракет Матра 550 на скорости в 1.2 маха. От первой ракеты МиГ ушел, вторая ракета догнала машину Переса и взорвалась прямо за хвостовым оперением. Машина лейтенанта задымила, совершила резкий нырок. Перес не видел взрыва и не мог понять, что случилось с его самолетом. Несмотря на разбитый вдребезги стабилизатор МиГ-21Бис смог дотянуть до Лубанго и сесть на ВПП.
Ракин сбивает МиГ-21Бис. Обратите внимание на вспышку ракетного взрыва.
К этому времени дежурные МиГ-и уже поднялись в воздух. Однако они не смогли обнаружить противника и поэтому не приняли участие в сражении.
Тем временем воздушный бой продолжался. Родригез вновь обнаружил Миражи, после того как увидел спереди и слева яркую вспышку взрыва. В этот момент он увидел два F1CZ, летящих на разных высотах и совершающих правый разворот. Вновь потеряв противника из виду, Родригез послушался оператора РЛС, совершил доворот и опустился на высоту 2000 метров. Обнаружить Мираж он не смог, поскольку цветовая схема противника была не видна на фоне неба. Ранкин же отчетливо видел врага. Обстреляв МиГ с расстояния в 800 метров, майор заставил кубинца заложить резкий вираж. Вторая очередь пробила крыло и хвостовое оперение удаляющегося «ангольца».
Родригез сообщил на базу, что машина повреждена и он выходит из боя. В этот самый момент он все еще оставался в радиусе поражения 30-мм пушек Миража. Ранкин продолжал жать на гашетку, но выстрелов не последовало, после чего Ранкин решил, что его пушки заклинило. В действительности же он случайно перевел гашетку в «безопасный режим». Родригез был уверен, что его машина дотянет до базы, но он не видел, что Ранкин упрямо висит на его хвосте.
На расстоянии 230 метров Ранкин перевел пушки в боевое положение и дал еще одну очередь. Снаряды попали в кубинский МиГ и машина взорвалась в воздухе. Перед майором раскрылся яркий цветок взрыва. По всем векторам летели острые обломки всех сортов и размеров. Когда Мираж влетел внутрь огненного шара, его двигатель перестал забирать воздух и внезапно остановился. Ранкину пришлось провести экстренную процедуру перезапуска. Удержав самолет от падения, майор отвернул в сторону Одангвы.
Тем временем Ториен пытался атаковать дежурные МиГ-и, но потерял контакт с ними и начал вращение в правую сторону, пытаясь обнаружить их на желтоватом фоне саванны. Услышав о проблеме Ранкина (с двигателем), Ториен прервал поиск, догнал ведущего и также полетел в сторону Одангвы. Столкновение между самолетами уложилось в 6 минут.
После этого боя кубинцы сделали несколько выводов о своей системе наведения и целеполагания. В частности, выяснилось, что пилоты МиГов не имеют самостоятельности и не могут отступать от команд наземных операторов. Как результат, их поведение в бою или запаздывает, или не способствует победе в сложившейся обстановке. По результатам «разбора полетов», командование кубинских ПВО отстранило от работы и понизило в должности полковника Билардела (командующего системой наведения в Лубанго).
Когда на фронтах Ангольской войны появились МиГ-23МЛ, южноафриканцы перевели Миражи на ВПП Рунду в Восточном Каприви. Модернизация военно-воздушной базы под нужды новых машин проводилась в страшной спешке, поскольку противник активно работал над всем театром военных действий, нанося молниеносные атаки в стиле hit-n-run.
Долго так продолжаться не могло и 10 сентября 1987 года один из Миражей F1CZ попытался перехватить кубинского «гонщика» выпустив в него R.550. Ракета в кубинца не попала.
Очередной воздушный бои произошел 27 сентября 1987 года. В этот день 4 Миража F1CZ вылетели из Рунду на перехват двух МиГ-23МЛ (майор Альберто Лей Ривас и лейтенант Хуан Карлос Чавес Годой).
Мираж Пирси после "твердой" посадки.
В атаку на машину Риваса вышел Мираж sn206 капитана Артура Пирси и еще один Мираж его ведомого - команданта Карло Каджиано. Обнаружив Миражи впереди и немного выше себя, Ривас выпустил по цели две ракеты АА-8. Первая ракета прошла над машиной Каджиано, тогда как вторая по пологой дуге устремилась к Миражу и взорвалась за его хвостовым оперением. Мираж Пирси изрядно тряхнуло, после чего машина потеряла управление и начала падать. Восстановить контроль над истребителем Пирси смог лишь у самой земли, при этом из строя вышла часть электрической системы Миража, топливные насосы на правой стороне истребителя, гидравлика и система катапультирования пилота. Добравшись до ВПП Рунду на минимальной высоте, Пирси совершил экстренную посадку, но не смог удержаться на полосе, пробил ограду, расположенную по периметру и выехал в саванну. Ударившись передним колесом о массивный камень, Мираж пропахал носом о землю, после чего сработала система экстренного катапультирования. Пилота выбросило из кабины, но парашют на такой высоте не раскрылся и Пирси со всего маху ударился о землю, получив множество средних и серьезных ранений.
Пострадавший во время боя Мираж 206 был списан, его детали были каннибализированы и использовались в восстановлении Миража F1CZ sn205.
Mirage F1AZ sn244. В отличие от варианта CZ эта модификация имела систему дозаправки в воздухе.
После случая с Пирси летчики Южно-африканских ВВС пришли к выводу, что прямое столкновение с МиГ-23МЛ не сулит им ничего хорошего. МиГ-23МЛ мог атаковать противника, приближающегося из передней полусферы, его ракеты были надежнее французских, тогда как скорость и маневренность советского истребителя были недостижимы для французского самолета. В результате, командование ВВС ЮАР решило минимизировать число дневных вылетов Миражей. Базовой парадигмой Южноафриканских ВВС стала aircraftinbeing. Ни о каких налетах на вражескую территорию, ни о какой вольной охоте ЮАР-ские пилоты теперь и думать не могли.
Ну а для того, чтобы Кубинцы были всегда начеку, командование ЮАР расставило на своих аэродромах несколько десятков F1-муляжей, которые должны были создавать видимость неисчислимых орд южно-африканской авиации.
Согласно данным южно-африканских военных машина Пирси была единственным Миражом потерянным в воздушном бою за все время Ангольской кампании.
Миражи F1CZ были сняты со службы 9 сентября 1993 года, после того как 3 эскадрилья была окончательно расформирована.
Mirage F1CZ sn 216. Вероятно на испытаниях в России по программе РД-33.
Судьба южно-африканских Миражей F1CZ из состава первой партии.
Sn200 - Врезался в землю во время поиска обломков F1AZ sn246 около Куллинана, 15 февраля 1979 года. Пилот погиб.
Sn201 - Списан. Последним пилотом значился коммандант Вилли Хартуг. Сейчас находится в музее SAAFв Порт Элизабет.
Sn202 - Списан. Выставлен в штаб-квартире SAAF в Претории.
Sn203 - Известен под именем «Призрак». Несет на себе отметку воздушной победы. Сейчас находится в музее SAAFв Сварткопсе.
Sn204 - Первый Мираж собранный в цехах Atlas Aicraft. Сейчас находится в музее SAAF в Истерплатте.
Sn205 - Сгорел 8 февраля 1985 года во время неудачной посадки, пилот выжил.
Sn206 - Был поврежден советской ракетой АА-8. Машина получила тяжелые повреждения во время посадки и была списана. Пилот получил тяжелые ранения.
Sn207 - После списания машина была приписана к университету Претории.
Sn208 - Авария во время ночного вылета 4 ноября 1980 года. Пилот выжил.
Sn209 - Тяжелые повреждения шасси во время твердой посадки 4 июля 1984 года. Пилот выжил, дальнейшая судьба самолета неизвестна.
Sn210 - После списания машина была приписана к университету Претории.
Sn211 - Выставлен в Сварткопсе в качестве экспоната. Машина сохранила классическую цветовую схему.
Sn212 - После списания поступила в распоряжение CSIR
Sn213 - Имеет знак воздушной победы. Майор Ранкин сбил на ней МиГ. Сейчас находится в музее SAAFв Истерплатте.
Sn214 - После списания был отправлен в Россию, где проходил через испытания двигателя РД-33. После этого очутился в Франции где и был разрезан на лом.
Sn215 -Разбился 28 декабря 1987 года возле Охригстада в плохую погоду. Пилот выжил.
На основе
1-Humberto Trujillo. "Trueno justiciero". Ediciones Verde Olivo. La Habana, 1998, pág.133
2-Barry Fowler, "Pro Patria". United Kingdom: Sentinel Projects, 1995
3-Pedro Prada. "El puñetazo de Stevenson". Revista Verde Olivo, 12/1989
4-La guerra de Angola. Editora Política. La Habana, 1989
30.11.2017
(с) Илья Садчиков