Бронетехника ЮАР в Пограничной Войне (1975-1989). Часть 4 - Операции "Рейндер" и "Скептик".

Oct 03, 2017 21:01




На вооружении Южно-Африканской пехоты (SAI) первые Ратели появились в конце 70-ых годов. Новые машины попали в руки бойцов, которые не имели серьезного боевого опыта и, в целом, не представляли, как следует использовать передовую технику в бою. Первым подразделением, полностью перешедшим на «Ратели», стал 1 батальон SAI. Командование решило использовать его для агрессивных трансграничных рейдов на Ангольскую территорию, которые должны были разрушить инфильтрационные операции СВАПО и блокировать действия повстанцев на спорных территориях.

ОПЕРАЦИЯ REINDER, 1978

Операция Reinder началась 4 мая 1978 года и стала второй боевой операций африканеров на территории Анголы после «Саванны». Ее фактическим инициатором стал премьер-министр Джон Востер, который потребовал от армии нанесения превентивных ударов по базам противника, расположенным на вражеской территории.

Изначально операция Reinder была частью операции Bruliof, целью которой были базы СВАПО, расположенные вокруг города Четеквейра (25 км от границы с Анголой). Во вторжении должны была принять участие мотопехота, а также десантные подразделения. После того, как планы военных изменились, а охват операции увеличился, Bruliof трансформировался в более крупномасштабную операцию Reinder, во время которой африканеры должны были атаковать базы размещенные как в Четеквейре, так и в Кассинге.

Основными целями операции были следующие объекты.

Цель Альфа «Москау» - бывший городок добытчиков железа Кассинга, расположенный на расстоянии 250 км от Ангольской границы. Стараниями СВАПО Кассинга была превращена в передовую штаб-квартиру и укрепленный тренировочный лагерь, находящийся под управлением полевого командира Димо Хамаамбо. Согласно данным разведки в лагере находилось не менее 1200 рекрутов, а ее периметр был защищен системой бункеров и окопов. Атака базы должна была начаться с воздушного удара, за которым следовала высадка десанта. Целью операции значились разрушение базы и захват Хамаамбо, уничтожение припасов противника, сбор тактической информации, а также освобождение заложников (сапера Йохана Ван Дер Мешта). Командовал операцией полковник Ян Бейтенбах.

Цель Браво «Вьетнам»  - предусматривала атаку шести баз СВАПО, расположенных вокруг Четеквейры (включая передовую штаб-квартиру СВАПО и базу снабжения). По данным разведки противостоять удару африканеров должны были от 900 до 1000 повстанцев. Защиту базы обеспечивали окопы, бункеры, команды с РПГ и безоткатными орудиями. Атака подразумевала использование штурмовой группы Julliet. Командовал операцией коммандант Фрэнк Бестбейер. Во время операции «Рейндер» «Ратели» входили только в состав боевой группы Julliet (23 Eland-90 и 31 Ратель-20).

Цель Чарли - Предусматривала атаку второстепенных бах СВАПО, расположенных вокруг Четеквейры. Штурм баз должен был провести 32 батальон армии ЮАР под прикрытием артиллерии и авиации. Командовал штурмом коммандант Дион Феррейра.

Что касается Зимбабвийцев, то их система обороны включала в себя пехотинцев СВАПО (подразделение в Кассинге насчитывало до 600 человек), а также многочисленные зенитные системы, в том числе ЗПУ-4 и  ЗУ-23-2, а также две ЗСУ 12.7 мм.  Кроме того, в деревне Чечемутете обосновался контингент кубинских военных, насчитывающий 400 человек, под контролем которых было 4 танка Т-34 и 17 БТР-152. Фактически, кубинцы знали о том, что ЮАР планирует трансграничную операцию. Однако, они ожидали нападения с воздуха и никак не думали о том, что оно может прийти с земли.



Перед рейдом.
БИТВА ЗА КАССИНГУ

Операция Reinder началась 4 мая в 4 часа утра одновременным взлетом большого числа транспортных самолетов и бомбардировщиков. Часть десантников вылетала на транспортных DC-4, тогда как другие поднялись в воздух на «Супер Фрелонах» и «Пумах». Во избежание возможной атаки со стороны Ангольских МиГ-оа, африканеры прикрыли транспортные машины звеном Миражей-III.

«Канберры» начали атаку против обозначенных целей на две минут позже намеченного срока, сказалась небольшая навигационная ошибка. Кассетные бомбы упали прямо на головы ничего не подозревающих повстанцев, которые в этот момент проводили утреннее построение. Бойцы СВАПО в одно мгновение понесли тяжелейшие потери. Бомбами были уничтожены заправщики, а также несколько зданий и построек. По свидетельства очевидцев, техника взлетала на воздух в столбах ослепительно яркого пламени, повсюду летали куски досок и обломки уничтоженных машины. Состояние личного состава СВАПО были близко к паническому.

Следом за «Канберрами» в воздухе появились «Буканиры», которые сбросили на Альфу 32х450-кг бомбы. Финальную точку поставили «Миражи», обстрелявшие наземные объекты из 30-мм пушек. После бомбежки все машины набрали высоту, и пошли обратно на базы, расположенные на территории ЮАР.

Тем временем 6 транспортных самолетов приблизились к Альфе с западного направления. К этому моменту вражеский лагерь был подернут завесой тяжелого черного дыма. Ветер сносил гарь в западном направлении так, что пилоты не могли визуально определить точную точку сброса. Оказавшись внутри облака гари, командиры десантников приняли решение о десантировании наугад. Ждать лучшего направления ветра не имело смысла, так как противник начал приходить в себя.

Десантирование оказалось спонтанным и предельно не точным. Часть подразделений высадилась западнее русла местной реки, часть восточнее, связь между боевыми группами прервалась, что привело к хаосу и серьезному отставанию от графика. Неудача в высадке десанта, в частности, привела к тому, что командиры СВАПО (Димо Хамаамбо и Гринвил Матого) смогли избежать уничтожения и удрали из зоны досягаемости африканеров.

9 и 11 пехотный взвод высадились к северу от цели, и практически сразу попали под плотный вражеский огонь. Впрочем, африканеры быстро подавали сопротивление, перебив 5 десятков зимбабвийцев. Рота D высадилась возле цели и тоже вступила в бой, на фоне взрывающихся складов и домиков (внутри некоторых построек хранились знатные запасы боеприпасов). Перед концом сражения рота D по ошибке обстреляла роту B, бойцы которой вырвались из облака гари. Однако, в этот раз обошлось без потерь.



Buccaneer S.MK50. 24-ая эскадрилья ЮАР, Ватерклуф, 1979.
В 9-00 роты А и B атаковали основные бункеры и окопы внутри Кассинги и практически сразу же столкнулись с сильным снайперским и артиллерийским огнем, на который африканеры ответили залпами безоткаток. Натиск SAI был остановлен, когда в бой вступила многоствольная ЗПУ-2, противостоять которой в прямом бою было практически невозможно. Рота D решила обойти орудие с фланга, пользуясь местной системой окопов. Внутри траншей начался хаотический бой, в котором участвовали не только бойцы обоих сторон, но и оказавшееся в Кассинге гражданские. Первой реакцией африканеров были удивление (что здесь делают эти люди?). Поскольку все стреляли во всех, ЮАР-овцы перестали разбираться кто друг, а кто враг и принялись уничтожать всех встречных и поперечных. В конце концов, африканеры заставили орудие умолкнуть, осуществив двустороннюю фланговую атаку и закидав пушку минометными минами.

После уничтожения ЗПУ-2 Кассинга была захвачена. В течение следующих 30 минут африканеры взяли под контроль повстанческую штаб-квартиру и госпиталь, где приступили к перевязке своих немногочисленных раненных. По утверждениям армии ЮАР к этому моменту африканеры потеряли 3 парашютистов убитыми. Еще один десантник разбился во время высадки, неудачно «упав» в реку.

В 12-00 бригадир Дю Блессе информировал генерала Брейтенбаха о том, что Кубинцы узнали о начавшемся вторжении и активно готовятся к началу боевых действий. В 13-00 стало известно, что механизированный батальон Кубинской армии, состоящий из 30 транспортных средств (танков и БТР), движется в направлении на Кассингу. Гусеничную технику противника было видно издалека, поскольку она поднимала над саванной зловещие клубы пыли.

Отправленные на штурмовку «Буканиры» довольно быстро обнаружили колонну, стальной змеей ползущую через выжженную солнцем равнину. Первый же воздушный удар вывел из строя 3 БТР-152. Кубинцы открыли ураганный ответный огонь по низколетящим целям (в том числе по самолетам стреляли танки), но так никого и не подстрелили.

Еще через сорок минут головная машина кубинской танковой колонны подорвалась на мине, после чего строители коммунизма обнаружили себя в самом сердце засады. Африканеры вывели из строя 4 БТР-152, используя захваченные в боях РПГ-7. Однако кубинцы быстро пришли в себя и попытались продавить вражескую линию обороны, подогнав танки и открыв огонь осколочными снарядами. Бойцы ЮАР  оказались в критическом положении, потому что у них практически кончились средств противотанковой борьбы, а вертолеты за десантниками на прилетели (из-за ошибки допущенной командованием на этапе тактического планирования).



Кассинга горит.

Спасти десантников от полного разгрома смогла лишь вовремя подоспевшая авиация, сбросившая на кубинские танки все свои бомбы и ракеты. После этого за десантниками прибыли вертолеты, которые едва успели эвакуировать бойцов прямо из-под носа приближающихся кубинских танков. Поскольку у самолетов подошли к концу боеприпасы, пилоты гоняли бомбардировщики над самой землей, рискуя задеть брюхом деревья. Таким нехитрым образом они пытались сорвать атаку бронетанковой части. Несмотря на многочисленные попадания, ни один из африканерских бомбардировщиков так и не был сбит.

После успешной, хоть и крайне хаотичной эвакуации (места для всех бойцов не хватало, вследствие чего африканеры отпустили всех пленных) «Пумы» вновь вернулись к Кассинге, так как кому-то из командования показалось, что не все бойцы были эвакуированы с вражеской территории. В операции спасения приняли участие два вертолета. Когда первый сел, второй начал кружить над саванной и вскоре обнаружил приближающийся к месту посадки Т-34. Кубинские танкисты сделали по взлетающему вертолету пару выстрелов, но промазали и «Пума» «поджав хвост», улетела к своим.

До конца дня авиация ЮАР несколько раз бомбила кубинскую танковую колонну, которая в свою очередь, огрызалась по самолетам из зенитных орудий. Итог этого побоища до сих пор не известен. Представители ЮАР утверждают, что не потеряли ни одного самолета и полностью уничтожили Кубинский танковый батальон.

Перед закатом на поле битвы появилась полнофункциональная ангольская бронетанковая бригада, вооруженная современными танками и многочисленными системами ПВО. Воевать им, впрочем, было уже не с кем. Ангольским бойцам оставалось лишь смотреть на зловещий шар солнца, тонущий во мраке, окутавшей разгромленную базу СВАПО.



"Пума" эвакуирует заплутавших десантников.
СРАЖЕНИЕ ЗА ЧЕТЕКВЕЙРУ И ДОМБОНДОЛУ

Одновременно с атакой на Кассингу, штурмовая группа Julliet провела атаку против военных объектов Четеквейры. ВВС ЮАР отбомбились по целям, после чего в бой пошла моторизированная пехота африканеров. Сражение длилось несколько часов, поскольку позиция СВАПО была хорошо укреплена, изобиловала окопами, между которыми раскинулись поросшие кустарником территории и поля маиса.

К 15-30 база СВАПО была полностью захвачена, при этом африканеры потеряли 2 человек убитыми, тогда как СВАПО потерял 248 бойцов убитыми и 200 пленными. Уничтожив базу, штурмовая группа Julliet отошла от цели, бойцы заночевали в буше и на следующий день вернулись на свою сторону границы.

База СВАПО в Домбондола была атакована штурмовыми группами Жуберт и Серфонтейн. Командиры подразделений планировали провести мощный артиллерийский обстрел базы повстанцев, но потом отказались от этой идеи и взяли цель в результате прямой атаки. По ее  результатам выяснилось, что противника на базе нет, а сам объект несколько дней как заброшен.

ИТОГИ ОПЕРАЦИИ REINDER

По завершении Рейда на Кассингу, Ангольское правительство обвинило ЮАР в убийстве 624 человек, в том числе 611 гражданских, среди которых было 168 женщин и 298 детей. СВАПО предоставило правительству другие данные (582 убитых, 400 раненых).

Правительство ЮАР в свою очередь заявило, что операция «Рейндер» - это крупный военный успех, тогда как убитые «гражданские» на самом деле являются террористами. Ангольские правительство парировало реплику противника тем, что от полного разгрома ЮАР спасла лишь вовремя прибывшая авиация, а основные цели атаки (командиры повстанцев) избежали уничтожения. До кучи СВАПО провела ответную Операцию «Ревендж» и обстреляла из минометов казармы в Катима Мулило, убив 10 солдат Южно-Африканской армии.

Если в военной области ЮАР добилась серьезного успеха, то с политической точки зрения рейд на Кассингу стал чудовищным провалом. Западные телеканалы обрушились на ЮАР шквалом критики, обвинив армию республики в том, что она хладнокровно уничтожала гражданских. При этом журналисты активно пользовались материалами, предоставленными СВАПО, и утверждали, что Кассинга являлась не военным объектом, а лагерем беженцев.

Противостояние в политической сфере по поводу рейда на Кассингу продолжалось до 1998 года. Изучив собранные фотоматериалы, разведывательные данные и улики South Africa Truth and Reconciliation Commission заявил, что «несмотря на наличие на базе гражданских, СВАПО рассматривало Кассингу, в первую очередь, как военный объект, а значит, атака африканеров была направлена против вооруженных сил противника».



Экипажи "Рателей" готовятся к рейду на вражескую территорию. Июнь 1980 г. "Операция Скептик".
ОПЕРАЦИЯ «СКЕПТИК»

В 1979 году САДФ провела целую серию боевых операций против СВАПО, по результатам которых Африканеры решили усилить натиск и разгромить оставшиеся вражеский лагеря, расположенные на территории соседнего государства.

Новая крупная операция против сил СВАПО, получившая название Skeptic, была проведена в июне 1980 против передовой базы в Читумбе (цель Smokeshell). Согласно плану операции 54-ый Батальон армии ЮАР должен был проникнуть на территорию Анголы, продвинутся на 90 километров к северу и установить передовую базу снабжения для вертолетов поддержки. Через две недели после начала операции, 10,53 и 61 бронетанковый батальон ЮАР (экипированный Рателями-90) должны были пересечь границу Анголы и двинуться в направлении на Чифуфу. При этом 53 батальон должен был действовать в непосредственной близости от Читумбы, тогда как группы 10 и 61 должны были атаковать базы СВАПО, расположенные в окрестностях Чифуфу. На всем протяжении операции, сухопутные силы ЮАР должны были иметь поддержку от штурмовой авиации Южно-Африканской республики

Перед началом активных действий, разведка африканеров нашла 13 тренировочных лагерей СВАПО, но не смогла вскрыть расположение их защитных сооружений. Как результат, африканеры не знали, что большая часть вражеской инфраструктуры, раскинувшейся на территории 40 кв. километров, находится под землей и представляет собой сеть бункеров, соединенных друг с другом системой окопов.



Подбитый ангольский Т-34. Вероятно, эта машины находилась под управлением кубинского экипажа.
25 мая 54-батальон САДФ пересек границу Анголы и начал расчистку машрута на пути к итоговой цели вторжения. Во время зачистки батальон вступил в серию столкновений с солдатами ПЛАН и нашел несколько тайников с оружием. Потери африканеров были не велики - 2 человека убитыми.
1 июня штурмовые группы армии ЮАР начали проводить учебные тренировки пытаясь определить лучший способ атаки вражеского комплекса. 7 июня авиация ЮАР нанесла удар по базе ПЛАН в Лубанго, при этом два «Миража» были повреждены плотным зенитным огнем. 9 июня африканерские штурмовые группы собрались возле Инханы и приготовились к вторжению.

В 8 утра 10 июня авиация ЮАР нанесла очередной ракетно-бомбовый удар по контрольной точке «Smokeshell».  Бойцы ПЛАН встретили авиацию противника залпами из многочисленных зенитных орудий. Через пару минут после начала налета пилоты «Миражей» оказались под обстрелом из SA-7 (Игла-2). Использование ПЗРК сорвало штурмовую атаку. Кроме того, вертолеты не смогли выбросить возле базы десант, поскольку африканская пехота не смогла доставить на передовую вертолетную базу необходимое для полетов топливо.

В 14-30 53 батальон атаковал позиции СВАПО возле Мулембы, тогда как батальоны 61 и 10 перешли в наступление на Читумбу. В этот раз зимбабвийцы знали, чего ожидать от врагов и поймали африканеров в ловушку - начали обстреливать «Ратели» из 23-мм зенитных орудий. Мощность снаряда 23-мм пушки была такова, что он пробивал броню «Рателя» и убивал экипаж градом осколков.



Этому "Рателю" не повезло - машина подорвалась на сдвоенной противотанковой мине и окончательно потеряла ход.
С помощью нескольких орудий, бойцы ПЛАН вывели из строя от 4 до 5 африканерских Рателей-20 и Рателей-90. Вывести орудия из строя смогли экипажи двух Рателей-90, сумевших атаковать противника с фланга. К концу сражения поле боя было подернуто дымом от горевших машин, а горячий воздух пропах кордитом и раскаленным металлом. Стоит отметить, что несколько подбитых Рателей ремонтная команда САДФ смогла эвакуировать обратно в ЮАР.

Подавив вражескую оборону, «Ратели» преступили к уничтожению базы и перебили не менее 300 солдат противника. Ночью уцелевшие бойцы ПЛАН отступили на близлежащие линии обороны, зачистка которых продолжилась 11 июня. Поскольку африканеры не могли остановить отступление противника (не хватало десантников и вертолетов), оставшаяся часть операции превратилась в игру в «кошки-мышки». САДФ атаковала очередную базу, тогда как бойцы ПЛАН тут же бросали ее и перебегали на следующую.

В конце-концов, все базы ПЛАН в районе Читумбе были разрушены и 1 июля подразделения САДФ вернулись на свою сторону границы.



Кубинские пилоты возле МиГ-23. Ангола, 1980 год.
СТРУКТУРА МЕХАНИЗИРОВАННОГО БАТАЛЬОНА 61 ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИИ SCEPTIC

Штурмовое подразделение 1. Командир: майор Пол Фоше, Альфа-рота в составе трех механизированных взводов и противотанкового взвода.

Штурмовое подразделение 2. Командир: капитан Луис Хармсе, Браво-рота в составе трех механизированных взводов и противотанкового взвода и взвода 81-мм минометчиков.

Штурмовое подразделение 3. Командир: капитан Джейс Джейкобс, три бронемашины, 4 секции пехоты, одна секция штурмовых инженеров.

Штурмовое подразделение 4. Командир: капитан Мак Александер, 1 рота парашютистов, три группы загонщиков по 28 человек каждая (нужны для перехвата отступающих повстанцев).

Штурмовое подразделение 5. Командир: капитан Пит Нел, 1 рота парашютистов, три группы блокировщиков по 28 человек каждая.

Штурмовое подразделение 6. Командир: майор Джеб Сварт, группа, состоящая из полевых инженеров и штурмовых инженеров.

Средняя артиллерийская батарея. Командир: Майор Тоби Вермаак, 8х140мм пушек, 8х81мм минометов и один взвод пехоты.

Боевая группа А Эшелон. Командир: WO1 MC Barnard, 43 логистических и ремонтных машины и передвижная ремонтная мастерская под командованием майора В.Диффенталя.

Передвижная штаб-квартира в составе:
- Командир боевой группы: коммандарт Дипии Диппенар
- Зам.командира боевой группы: майор Дж.Н.Р. Бота
- Адьютант: капитан Тисс Рэлл
- Офицер разведки: капитан Пи Джей Ботс
- Лейтенант: Оккерт Сванпойл

Копировать эту статью и ее части без разрешения автора - строго запрещено.

04.07.17
(с) Илья Садчиков
На основе материалов Osprey - New Vanguard 242.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ "АФРИКАНСКИЕ ВОЙНЫ" (всего 50 р.).

Через Yandex кошелек

Через банковскую карту

По телефону

история, сold war, war history, ww3, cold war

Previous post Next post
Up