VIDEODROME (1983)

Sep 13, 2017 00:27




Канадский режиссер Дэвид Кроненберг умудрился создать целый ряд странных фильмов, выполненных в самых различных жанрах. В его активе есть фантастические фильмы, эротические триллеры, просто триллеры и, конечно же, ужасы. При этом в создании последних он добился весьма серьезных успехов. Сложись ситуация по-другому и Кроненберг мог бы стать вторым Джоном Карпентером. Однако канадцу постоянно не везло с прокатчиками первого дивизиона, которые упрямо зарубали все его крупнобюджетные эпики.  С другой стороны, в области жанрового фильма Кроненберг придумал концепции, которые на десятилетия опередили свое время. В качестве примера можно взять «Видеодром», выпущенный на экраны в 1983 году.




Persona 4 учит не смотреть странные каналы по ночам. Там покажут совсем не то, что вы ищете...
Фильм рассказывает о  парне по имени Макс Ренн. Макс является владельцем кабельного канала для взрослых (CivicTV) и постоянно ищет новые фильмы, которые могли бы развлечь скучающую аудиторию. Однажды, подручный Ренна натыкается на секретный канал, вещающий откуда-то из юго-восточной Азии. Большую часть времени на частоте канала царствует белый шум, но вечерами по нему гоняют ультра-хардкорный снафф. При этом инженер Ренна убеждает Макса в том, что все показанное по каналу не постановка, там реально убивают людей.

Занявшись поиском источника сигнала, Ренн выходит на некоего доктора Обливиона, который создал тоталитарную секту и общается со своими последователями посредством кассет. После общения с доктором у Макса появляются галлюцинации, в его теле открываются кровавые дыры, в которые можно вставлять  обливионовские кассеты. Странные образы, сформировавшиеся в голове Ренна, начинают накладываться на реальность, но Макс продолжает копать, понимая, что обратного пути у него уже нет.



Не поможет порошок и доктор не спасет.
В какой-то момент выясняется, что внутри снафф-канала вещает еще один кодированный канал - «Видеодром». Цель этого скрытого канала связана с репрограммированием человеческого мозга. Макс пытается сопротивляться внешнему влиянию, но ситуация стремительно выходит из-под его контроля. Тело Ренна начинает превращаться в хаотичную массу искривленной плоти, мышцы руки рвутся, выпуская наружу какие-то железные штуковины и кровавые связки мускулов, формирующие пистолет(!). Запутавшись в пограничье имматериального ужаса и кошмарной реальности, Макс восстает против видео-безумия пытается прекратить страдания, уничтожив «Видеодром». Он еще не знает, что стал единым целым с каналом и мир людей стал для него чужим...

Информация к размышлению. Идея "Видеодрома" пришла к Кроненбергу в юности, когда он игрался с телевизором и постоянно попадал на каналы, вещающие с другой стороны границы. Помехи во время демонстрации перехваченных передач были столь сильными, что разобрать картинку было совершенно невозможно. В те времена, в голову Кроненберга и приша идея о том, что телевизор можно использовать для демонстрации секретных роликов, не предназначенных для широкого просмотра. Такими каналами, для достижения своих темных целей, могли бы пользоваться тоталитарные структуры, оккультные секты и разведывательные службы.

В отличие от классических хорроров 80-ых «Видеодром» использует на редкость оригинальный концепт. Здесь нет ни мертвецов, ни зомби, ни оборотней, хоррорическая составляющая формируется анотропосферой и ее технологическими достижениями. При этом фильм изобилует пугающими спецэффектами, здесь есть и тентакли и body horror и прочая кровища, которая заставляет вспомнить о System Shock 2 и Dead Space.  Уровень киношного сюра также весьма велик. До конца не понятно, что действительно видел Ренн, а что ему вообщем-то привиделось. Мог ли он действительно контролировать свои новые способности, или способности появились, как результат работы его безумного мозга. Забавно, что многие идеи, созданные Кроненбергом для «Видеодрома», должны были найти свое воплощение в первом хоррорическом варианте «Вспомнить все» (впрочем, Кроненберг не сумел привлечь на свою сторону продюсеров картины, и канадца заменили менее экстремальным Верхувеном).



Местный шлем видео-реальности. Обновление экрана происходит на частоте 8Mhz.
В отличие от многих современных картин, Videodrom действительно нуждается в полноценном ремейке. Дело в том, что концепция постановки выглядит ходульной из-за того, что опирается на устаревшую Betamax/VHS технологию. Сцена с устройством виртуальной реальности, выполненным на основе телевизора, выглядит и вовсе смешно. Однако,  если бы авторы фильма могли предугадать существование глобальной сети и экспоненциальный рост вычислительной мощи компьютеров, то постановка бы заиграла совершенно другими красками. Местный секретный канал - это даркнет, истории про страшные документальные фильмы появляются в сети с завидной регулярностью, доктор Обливион никто иной, как владелец тоталитарного паблика, а устройство 3D реальности это всего лишь VR шлем.  Завершают картину группы смерти, мощно проявившиеся в России и показавшие, что сценарий Видеодрома можно воплотить в реальной жизни, без непосредственного общения убийцы и жертвы.

Завершая рассказ о фильме хочется сказать, что подобно другим великим хоррорам "Видеодром" с треском провалился в прокате (собрал 2 млн $ при бюджете в 6 млн $).



Death to Videodrome! Long live the new flesh!
ЗА:
- Зловещий техно-хоррор для взрослых, обогнавший свое время на 30 лет и до сих пор совершенно не устаревший
- Жутковатые спецэффекты
- Богатая научно-фантастическая и социальная составляющая, критикующая западное общество потребления
- Отличный концепт, ждущий обновленной реализации на современном техническом уровне.

ПРОТИВ:
- Слишком много сюра
- Чудной конец, и не точка и не многоточие...

12.09.17
(с) Илья Садчиков

movie, кино, horror

Previous post Next post
Up