Италия и Левант

Mar 26, 2020 23:52



Развалины города, разбомбленного с моря. Какого именно - будет сообщено в последнем абзаце.

Прочитал “Италию и Левант” за авторством уже известного читателю адмирала Оба. Опять же, так и не встретил призывов бомбить с моря неприятельские города и топить торговые суда, не давая спасению экипажу - что определяется как неограниченная крейсерская война. Напомню, этот трактат датируется уже 1884-ым годом: на момент публикации автор уже два года как ассоциируется с “Молодой школой”.

Условно работу Оба можно разделить на две логические части. В первой он касается геостратегического положения Италии и исследует некоторые течения итальянской военной мысли, долженствующие вызвать беспокойство французов. Во второй - описывает распространение французского влияния в Сирии и Ливане, отпуская при этом ряд нелестных замечание в адрес Британской империи.

ОБ ИТАЛИИ
1. Французское общество сопереживало стремлению итальянцев к независимости с 1847-го года и продолжает по инерции относиться к Италии с симпатией. Однако Италия давно уже объединилась и преследует собственные политические интересы. Идеологически ее обитатели начали ощущать себя наследниками Римской империи, а политическая необходимость толкает их в объятия Германии.

2. Сближение с Германией принесло Италии Рим - он был занят итальянцами в 1870-ом, когда воевавшая с Пруссией Франция, дотоле обеспечивавшая суверенитет Папы, оказалась не в силах его защищать. Более того, итальянцев сближает с Германией и антикатолическая позиция Бисмарка.

3. Итальянцы желают, чтобы Франция стала как можно более якобинской, что сделало бы ее врагом Церкви - их нынешнего противника.

4. В итальянской прессе распространяется галлофобия.

5. Среди итальянских военных сложился консенсус, что в войне с Францией шансы Италии без наличия сильного флота будут крайне низки. Цитируется итальянский военный журнал "Rivista Militare". В одной из статей описан возможный план французского вторжения: наступление сухопутной армии по “Карнизу” (проходу между Альпами и морем) и одновременный десант на побережье Тосканы или у Рима. Признается, что подобному сценарию Италии нечего противопоставить.

6. Жанр военного алармизма, вызванный к жизни британской книгой "Battle of Dorking" (описывающей иностранное вторжение в Британию) отозвался в Италии гулким эхом похожих публикаций, где в качестве противника выступала Франция. В 1873-ем году тема французской угрозы обсуждалась в парламенте.

7. Итальянцы полагают свой флот относительно слабым и считают, что генеральное сражение с французами оставит Италию без кораблей. Некоторые их авторы делают вывод, что прибрежными городами придется пожертвовать, или платить за них выкуп. Они призывают приучать страну к мысли, что во имя спасение морских сил придется отказаться от обороны побережья.

8. Германское преобладание в Европе оставило как для Франции, так и для Италии в качестве ареала экспансии только Средиземное море.

9. Итальянский ирредентизм исходит из необходимости аннексии Триеста и Тироля у Австрии, а также Савойя и Ниццы у Франции. Ницца особенно ценна, как ключ к “Карнизу”.

10. Полагая, что судьба войны с Францией решится на море, итальянцы предложили три метода построения обороны. Об разбирает наиболее популярный: разместить флот в проливе Бонифачо - между Корсикой и Сардинией.

11. У этого плана будет больше шансов на успех, если Италии будет принадлежать Корсика.

12. В итальянских университетах выходцы с Корсики пользуются определенными льготами.

О ЛЕВАНТЕ
1. Хотя большая часть турецких владений заброшена, в Смирне и в Бейруте, где присутствует европейское влияние, жизнь бьет ключом.

2. Бисмарк на Берлинском конгрессе намеренно предложил Франции сферу влияния в Африке, чтобы отвлечь французов от реваншизма.

3. Во время аннексии Туниса (1881-ый год) ситуация в Сирии и Ливане рассматривалась Францией, как отвлекающий Турцию фактор. В регионе - с его полудюжиной тлеющих “Ирландий” в виде арабов-католиков, друзов и иных племен - легко разжечь пожар гражданской войны.

4. Из-за развития железных дорог в Центральной Европе центр средиземноморской торговли может сместиться. Например, в Пирей.

5. Создается впечатление, что после оккупации Кипра и Египта главным соперником Франции в Леванте стала Британия. Однако британская мощь преувеличена. Англия напоминает колосса на глиняных ногах, ведь хватит двадцати быстроходных крейсеров, чтобы покончить с ее торговлей. Тогда Канада, Новая Зеландия, Австралия и Южная Африка попросту объявят о независимости. Сами британцы пишут: Our great peril if war overtakes us in the present state of our navy.

6. В вопросах средиземноморской экспансии более следует опасаться не Британии, а Италии.

7. После аннексии Рима итальянцы пытались договориться с Церковью, чтобы она признала Италию защитницей католиков в Леванте.

8. Следует избегать образа Франции как атеистического государства, иначе католики Леванта будут искать покровительства Италии или Австрии.

9. Наконец, Об рекламирует работу Шарма “Республика и французские интересы на Востоке” (la Republique et les interets francais en Orient).

ПИКАНТНЫЕ ПОДРОБНОСТИ
Итак, мы видим, что Об вскользь говорит о крейсерской войне и пишет об итальянских страхах перед способностью Франции держать под угрозой итальянскую береговую линию. В цитируемых им статьях содержатся рассуждения о возможности потери прибрежных городов и о взятии с них выкупа.
Быть может, это неспроста, и итальянцы имели перед глазами пример разрушения города с моря?

В 1881-ом году Франция завоевывает Тунис. В ходе конфликта наблюдались перестрелки французских кораблей и береговых фортов, всегда заканчивающиеся в пользу французов. Впрочем, в ту войну ни один крупный населенный пункт с моря сожжен не был.

На следующий год, в 1882-ом, ход делает Британия - она вторгается в Египет. Следует обстрел Александрии. Бомбардировке подвергаются египетские форты, но совершенно случайно от корабельного огня загораются жилые кварталы - что характерно, европейская часть города. Она будет полыхать два дня. Когда пламя погаснет, в город ворвутся кочующие в окрестностях бедуины, чтобы грабить и убивать европейских купцов и мещан.
Британский десант займет, наконец, Александрию, дабы предоставить несчастным защиту, но к тому моменту - опять же совершенно случайно - выяснится, что уже поздно. Район, населенный выходцами из Европы, полностью разграблен, а центр иностранного влияния в Египте - ликвидация коего легальными путями доставила бы Англии массу дипломатических хлопот - перестал существовать.

Франция, Военная теория, Читаем источники

Previous post Next post
Up