Иногда стоит взглянуть на мир с позиций какой-нибудь экстравагантной концепции. Например, с точки зрения мир-системного анализа. Напомню, о чем речь. Мир подразделяется на три вида регионов: метрополию - они всех грабят, периферию - тех, кого грабят, и полу-периферию, которую обирают осторожно, с оглядкой на местные элиты, способные что-либо выторговать себе.
Одной из отличительных черт метрополии - помимо дипломатии, оружия и технологий, - является умение делать деньги из ничего. Все слышали рассказы о брендовых вещах, произведенных на тех же китайских заводах, что и их подделки, но многие не обращают внимание на то, что львиная доля брендов принадлежит западным компаниям - то есть, метрополии.
Кстати, во времена французской гегемонии индустрия роскоши составляла значительную часть французского экспорта, а какой-нибудь “француз убогий”, покинув отечество, мог весьма неплохо устроиться. Знание, скажем, шведского таких доходов не приносило. Впрочем, все это меркнет в сравнении с итальянцами. В 16-ом столетии они бы сумели всучить вам за хорошую сумму… пропуск в рай.
Разумеется, метрополия нашей эпохи тоже предложит вещь, цена коей достаточно высока, а себестоимость стремится к нулю. Помимо брендов все тут же назовут эмиссионный механизм - ведь значительная часть мировых расчетов производится в долларах и евро, мировой рынок растет, а новые деньги можно просто допечатывать.
Однако, имеется еще один, товар, который западные страны готовы продать, а все остальные - взять. Имя этому товару - “легитимность”.
Зачем же обычному государству какая-то легитимность, особенно в глазах других? - спросите вы. Все просто: в нашем мире все государства равны, но некоторые ровнее. Те, кто ровнее, сможет без труда осложнить бытие остальным: обложить санкциями, ввести войска и так далее. Дабы избежать неприятностей, требуется защита.
Что же делает главу страны легитимным в современном мире? Имеется два источника. Первый, как ни странно, - наследственная власть. Сколь ни говори о демократии, но ни один из нынешних монархов Европы не основывает нахождение на троне демагогией о воле народа. Мы часто слышим, что короли - это понарошку, что у них нет полномочий, но никогда - будто оные правят по решению нации. Наоборот, даже в детских книжках монархических стран - в свое время прочитал немало британской школьной литературы, - пишут о традиционности монархии, призывая сохранять унаследованный из глубины веков институт.
К монархиям мы еще вернемся, а пока перейдем ко второму источнику легитимности - к воле народа. Любопытно, что к ней апеллирует любой режим, отличный от монархического. Даже большинство диктаторов (возможно, и все) царят не по праву сильного, а предпочитают проводить безальтернативные выборы. Что же говорить о правителях более респектабельных?
Именно эту респектабельность и придает поддержка ведущих держав. На каком основании вступает в должность президент Франции? По воле французских избирателей. На основании чего правит президент Грузии? Быстро выяснится, что воли грузинских избирателей недостаточно - требуется признание одного из трех центров силы: США, ЕС, либо Британии. А желательно и всех.
Лучше не спрашивать, за какие уступки дается ярлык - часто речь идет не о деньгах, а о политических (либо экономических) шагах, экономящих гаранту миллиарды долларов.
Те, кому наскучило выторговывать легитимность постоянно, могут совершить пакетную сделку. Так стране, желающей вступить в Евросоюз, предложат подтянуть экономику до высоких стандартов принимающего блока, что - как правило - будет включать уничтожение целых отраслей, дабы новички ни в коем случае не доросли до метрополии. Поэтому зарплаты в Чехии минимум вдвое ниже немецких: “вечный подмастерье” - старая и добрая европейская практика. Элиты малых стран охотно идут на подобное, благо сие позволяет после выборов чувствовать себя абсолютно законным и не опасаться цветных революций.
Впрочем, при всей строгости подобных условий, многим на нашей планете приходится о них лишь мечтать.
Легитимность готовы обеспечить и США. Их главное отличие от европейцев в том, что американцы могут поднять понравившегося клиента до уровня стран метрополии. Япония, Тайвань и Южная Корея дошли почти до западноевропейского уровня жизни. Им обеспечили доступ к американским технологиям и открыли американский рынок. Подобной чести удостоился еще и Израиль.
Что объединяет данные государства?
- Во-первых, они лежат у побережья, и могут легко быть защищены Соединенными Штатами, имеющими господство на морях.
- Во-вторых, им не хватает природных ресурсов, каковые можно подвезти только по морю, контролируемому США. Это гарантирует американцев от неприятных сюрпризов.
Все остальные клиенты должны довольствоваться менее высоким уровнем жизни. Но если европейцы работают только в границах ЕС, то Вашингтон готов пойти вам навстречу в любой точке мира, причем на различных условиях. Вы можете поддерживать самый настоящий демократический режим и все равно жить плохо (как в части Латинской Америки), а можете являться откровенной диктатурой (как в Египте) и жить еще хуже. Но в обоих случаях вы легитимны.
Третьим поставщиком легитимности выступает Лондон. Если вы - небольшая страна (до 10-ти миллионов человек), лежащая в стратегическом районе, то вам обеспечат не только признание, но и высокий уровень жизни. Конечно, должно выполняться и третье условие - страна обязана обладать историей колониального подчинения Британии.
Что объединяет Катар, Бахрейн, Эмираты, Бруней, Сингапур и Гонконг? Все верно, это бывшие британские владения, а не только восточные страны с западным благосостоянием. Обратите внимание: значительная часть перечисленных государств - монархии, с декоративными демократическими институтами, а подчас и без оных. Тем не менее, они легитимны.
Как в случае со многими другими товарами, для легитимности существует и черный рынок. Отчего легитимен сирийский Асад? В основном, благодаря поддержке России. Не совсем ясно, действует ли РФ только в своих интересах, или же дарует легитимность тем правительствам, каковые не могут напрямую поддержать европейцы. В любом случае, появление на рынке нового игрока часто вызывает болезненную реакцию.