Всё же подымается внутренний протест, когда правила в социуме называют культурой. Культура более широкое понятие, а если вам достаточно такой её небольшой части, то лучше и называть эту часть отдельно. Да, и не во все социальные нормы вносит вклад культура. Туда вносит вклад также окружающая действительность (место жизни общества), уровень развития общества и др.
Quote: Всё же подымается внутренний протест, когда правила в социуме называют культурой.
Согласен. Часто под этим термином скрывается что-то еще. Например, совокупность литературных и музыкальных произведений. Тот же Монтескье, на которого я ранее ссылался, использует понятие “нравы”. Но мне оно показалось через чур старомодным.
Quote: Да, и не во все социальные нормы вносит вклад культура. Туда вносит вклад также окружающая действительность (место жизни общества), уровень развития общества и др.
Согласен. Но существует ряд любопытных наблюдений о влиянии формы государственного устройства даже на манеры, которые тоже можно считать социальными нормами. Например, замечено, что в более демократичных обществах манеры грубее, что видно при сопоставлении культур США и Англии. Похожее наблюдал и в Бельгии: валлоны (у них родной французский) мне говорили “вы”, а фламандцы, обращаясь ко мне на том же языке - “ты”. У фламандцев родной голландский.
А какая в принципе разница насколько сложные там зависимости? А они сложные. Очевидно же, что это вторичный показатель. А значит менее точный для выведения системы, чем первичный. Так стоит ли вообще в нём ковыряться?
Почему третий способ не написали? По науке.
Вот вы ещё пишете, что культура не справляется в одних случаях, но справляется в других случаях с оформлением норм. Хотя я бы сказал, что культура тут никаким боком, любые правила она легко впишет, общество не принимает. Почему-то. И это связано не с культурой, а с тем, что не всегда понятно какие нормы надо переносить, чтоб получить результат. Например, когда бороды рубили. Хорошо, что вместе с изменением внешнего облика и нужные нормы захватили, а то тоже бы не получилось. Одно дело бороды порубить, и ничего это не даст. Совсем другое дело порубить бороды, и всё закрутиться. Когда вы вносите изменения, а результата нет, почему не делаете самый очевидный вывод, что изменения-то пустые, не работают?! Это же первым должно в голову приходить! Я что-то меняю, а толку нет! Так
( ... )
Когда вы вносите изменения, а результата нет, почему не делаете самый очевидный вывод, что изменения-то пустые, не работают?! Это же первым должно в голову приходить!-верно, но может быть и вариант, что есть социальная инерция: изменения правильные, но их интенсивность и/или длительность действия недостаточны для сдвига. Общество их просто "ассимилирует", поглощает, как кусок льда небольшое количество тепла(скажем, был кусок температурой -20С, а стал -10С, но как куском был, так и остался, не растаев). Так "коммунизм" был в течении десятка лет переварен в "красную империю" с прежними порядками, только в ухудшеной форме. А все эти "коллективные стойла" по выражению Фрунзе и прочие дома-коммуны просто превратились обратно в коммуналки.
Ну, "усилить напор" старое заблуждение. И на войне часто встречалось: надо вбросить последний батальон, и он всё решит. И устраивалась мясорубка. Как на Вердене в 1мв. Суть в том, что гадать не надо, надо анализировать. "Усилить напор" это ведь только имитация решения. За этим решением же нет мысли. Тут ведь был план, его выполняли, результат не тот. Значит надо разобраться, проанализировать, сделать выводы. А не сходу выдавать: напором всё решим. Это ведь решение не умных, а верных
( ... )
Ну, "усилить напор" старое заблуждение. И на войне часто встречалось: надо вбросить последний батальон, и он всё решит. И устраивалась мясорубка. Как на Вердене в 1мв. Суть в том, что гадать не надо, надо анализировать. "Усилить напор" это ведь только имитация решения. За этим решением же нет мысли. Тут ведь был план, его выполняли, результат не тот. Значит надо разобраться, проанализировать, сделать выводы. А не сходу выдавать: напором всё решим. Это ведь решение не умных, а верных.-согласен, это продумывание уже второго порядка, когда продумывают не только реформы, но предполагаемую реакцию на них
( ... )
Дык, надо разбираться почему так в каждом случае, выводить общее, формулировать правило. А не глубокомысленно называть якобы умными словами на основании определённого сходства без понимания, как оно работает. "Социальная инерция", типа эта формулировка должна что-то объяснить. В том-то и дело, что не объясняет. Просто ещё одно название, от которого не становится понятнее. Завышенные ожидания в вашем примере от непонимания. Почему-то волшебная формулировка понимания не прибавила реформаторам Сбербанка. Вполне возможно "социальная инерция" в вашем примере значит, что сотрудники Сбербанка не захотели ничего объяснять, потребители закономерно послали их лесом. В результате, чтоб не сказать правду, а именно "мы всё провалили", надувают щёки и говорят "социальная инерция".
Quote: не всегда понятно какие нормы надо переносить, чтоб получить результат
Отвечу цинично: зависит от желаемого результата. - Если у вас плантация, то рабам лучше такую культуру привить, чтобы работали и не убегали. - Если, напротив, вы хотите создать государство-нацию, то следует заимствовать иную культуру. Взятую у сложившихся наций. Часть ее элементов на местную почву ляжет "на ура". Часть - вызовет отторжение. То, что вызвало отторжение, будет заменено местными "разработками". - Если строите империю - то третью.
Quote: Одно дело бороды порубить, и ничего это не даст. Совсем другое дело порубить бороды, и всё закрутиться.
Считается, что у Петра получилась эмансипация женщин. Началась в высших сферах, а более низкие ступени социальной иерархии просто заимствовали моду. А сама эмансипация потянула за собой тектонические изменения, вплоть до смягчения формы правления.
Плантация может и без рабов быть. По-моему, национальное государство ложится на любую культуру: русская, китайская, римская. Мы же знаем разные империи на разных культурах. Кардинально разных. От Майя до Китая. Любая культура "обслужит" любые изменения. В общем-то это её первейшая задача. Заимствуют-то не культуру, а общественные институты. Их пытаются встроить в своё общество. Они плохо приживаются.
Кем про Петра считается? Первый раз такое слышу. Как-то это звучит, скажем так, неожиданно. В школе и институте меня такому не учили.
Хотя подумал, на первую вашу реплику не правильно ответил. Вы же говорите, что это, мол, понятно, какие нормы надо переносить. А это вообще не так. Почему Петр 1 бороды рубил и в платье на европейский манер одевал? Потому что ему были нужны реформы для войска, для войны. А что в этих европейских нормах нужное, а что неважное, он не знал. Потому переносил тупо всё подряд. "Там без бороды ходят? Ага! Наверно ж не просто так. Может в этом всё дело! Значит и нашим боярам бороды сбреем. В странных платьях, как бабы ходят, чулки эти... Важно это или нет? А-а, кто ж его знает, в чём секрет этих европейцев. Ладно, наших тоже оденем." В этом была проблема. Что-то у соседей работает. А как и на каких принципах, никто ж не знает. Потому копируем всё подряд, авось, и что надо скопируется. И культуру чужую копировали, потому что думали, что в ней дело. "Если Гомера читаешь, то метче стреляешь." "Нет? А там читают, и стреляют метко. Вот, аргумент! А ты Гомера не читаешь и стреляешь в молоко! Иди, учи древнегреческий, авось, на пользу будет
( ... )
Quote: Наша интеллигенция выросла на ровно таком же карго-культе. Типичное магическое мышление. Без древнегреческого оказывается цивилизацию не построить.
Пожалуй, даже соглашусь. Однако, в чем проблема общества, догоняющего Запад? Оно реально не знает, что именно следует копировать. Более того, этого часто не знает и сам Запад, ибо не изучил досконально все догоняющие общества. Так что, подсказать некому. Приходится копировать все наобум
( ... )
Я не критикую практику "копировать всё, что можно" у деятелей прошлого. Они как понимали, так и делали. А вот для деятелей современности использовать эту устаревшую методику просто стыдно. Никаких проблем в том, чтобы изучить и разобраться нет. Уже большевики показали, что главное, а что второстепенное. Да, да. Та самая экономика. Берите пример, совершенствуйте
( ... )
То есть, по-вашему, нужно приложить интеллектуальные усилия, дабы понять, что следует заимствовать, а что - нет. Я правильно понял?
Если так, то я полностью согласен. Еще раз: сог-ла-сен. Просто считаю, что сделать это чрезвычайно трудно. И мои последние тексты - не о том, что развивающемуся обществу следует без оглядки заимствовать западную культуру. Они о трагедии развивающегося общества. Трагедии - ибо у него нет готового рецепта развития.
1. Даже если попытаться перенести западную культуру на свою почву, то - как я ранее писал - какие-то элементы будут приняты обществом легко, но какие-то - отторгнуты. И вместо отторгнутых нужно будет придумать свои. И не факт, что их придумают. Помните нашу беседу в комментариях к предыдущему посту? Я утверждал, что стране, перешедшей к демократии, потребуются десятки лет для создания демократической культуры. Вы еще спросили, что именно я имею в виду. Вот именно это и имею.
2. Можно вообще ничего не копировать, а строить свое, создавая по ходу развития необходимую культуру. Кажется, что
( ... )
Что значит трудно? Я, к примеру, скажу, что нетрудно. Надо разобраться в том, что конкретно надо сделать, и каждый пусть сам решает трудно это или нет, и насколько трудно. На исторически примерах видно, что проблема бывает в случаях: 1. Когда не понимаешь, что надо копировать. 2. Нет времени разбираться, к примеру, враг у ворот. 3. Сопутствующие проблемы, т.е. что делать знаешь, но не хватает ресурсов или есть противодействие (внутреннее и/или внешнее
( ... )
Quote: Надо разобраться в том, что конкретно надо сделать...
Подпишусь под каждым словом. Нормальное общество так и управляется.
Quote: С чего вы взяли, что именно культура решает?Боюсь, ответ займет целый пост. Пост я, конечно, напишу, но только через какое-то время. Пока лишь приведу абстрактный пример
( ... )
Reply
Согласен. Часто под этим термином скрывается что-то еще. Например, совокупность литературных и музыкальных произведений. Тот же Монтескье, на которого я ранее ссылался, использует понятие “нравы”. Но мне оно показалось через чур старомодным.
Quote: Да, и не во все социальные нормы вносит вклад культура. Туда вносит вклад также окружающая действительность (место жизни общества), уровень развития общества и др.
Согласен. Но существует ряд любопытных наблюдений о влиянии формы государственного устройства даже на манеры, которые тоже можно считать социальными нормами.
Например, замечено, что в более демократичных обществах манеры грубее, что видно при сопоставлении культур США и Англии. Похожее наблюдал и в Бельгии: валлоны (у них родной французский) мне говорили “вы”, а фламандцы, обращаясь ко мне на том же языке - “ты”. У фламандцев родной голландский.
Reply
Почему третий способ не написали? По науке.
Вот вы ещё пишете, что культура не справляется в одних случаях, но справляется в других случаях с оформлением норм. Хотя я бы сказал, что культура тут никаким боком, любые правила она легко впишет, общество не принимает. Почему-то. И это связано не с культурой, а с тем, что не всегда понятно какие нормы надо переносить, чтоб получить результат. Например, когда бороды рубили. Хорошо, что вместе с изменением внешнего облика и нужные нормы захватили, а то тоже бы не получилось. Одно дело бороды порубить, и ничего это не даст. Совсем другое дело порубить бороды, и всё закрутиться. Когда вы вносите изменения, а результата нет, почему не делаете самый очевидный вывод, что изменения-то пустые, не работают?! Это же первым должно в голову приходить! Я что-то меняю, а толку нет! Так ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Отвечу цинично: зависит от желаемого результата.
- Если у вас плантация, то рабам лучше такую культуру привить, чтобы работали и не убегали.
- Если, напротив, вы хотите создать государство-нацию, то следует заимствовать иную культуру. Взятую у сложившихся наций. Часть ее элементов на местную почву ляжет "на ура". Часть - вызовет отторжение. То, что вызвало отторжение, будет заменено местными "разработками".
- Если строите империю - то третью.
Quote: Одно дело бороды порубить, и ничего это не даст. Совсем другое дело порубить бороды, и всё закрутиться.
Считается, что у Петра получилась эмансипация женщин. Началась в высших сферах, а более низкие ступени социальной иерархии просто заимствовали моду. А сама эмансипация потянула за собой тектонические изменения, вплоть до смягчения формы правления.
Reply
Кем про Петра считается? Первый раз такое слышу. Как-то это звучит, скажем так, неожиданно. В школе и институте меня такому не учили.
Reply
Монтескье. Он все же младший современник Петра, ему виднее. :)
Reply
Reply
Пожалуй, даже соглашусь. Однако, в чем проблема общества, догоняющего Запад? Оно реально не знает, что именно следует копировать. Более того, этого часто не знает и сам Запад, ибо не изучил досконально все догоняющие общества. Так что, подсказать некому. Приходится копировать все наобум ( ... )
Reply
Reply
Если так, то я полностью согласен. Еще раз: сог-ла-сен. Просто считаю, что сделать это чрезвычайно трудно. И мои последние тексты - не о том, что развивающемуся обществу следует без оглядки заимствовать западную культуру. Они о трагедии развивающегося общества. Трагедии - ибо у него нет готового рецепта развития.
1. Даже если попытаться перенести западную культуру на свою почву, то - как я ранее писал - какие-то элементы будут приняты обществом легко, но какие-то - отторгнуты. И вместо отторгнутых нужно будет придумать свои. И не факт, что их придумают.
Помните нашу беседу в комментариях к предыдущему посту? Я утверждал, что стране, перешедшей к демократии, потребуются десятки лет для создания демократической культуры. Вы еще спросили, что именно я имею в виду. Вот именно это и имею.
2. Можно вообще ничего не копировать, а строить свое, создавая по ходу развития необходимую культуру. Кажется, что ( ... )
Reply
Reply
Подпишусь под каждым словом. Нормальное общество так и управляется.
Quote: С чего вы взяли, что именно культура решает?Боюсь, ответ займет целый пост. Пост я, конечно, напишу, но только через какое-то время. Пока лишь приведу абстрактный пример ( ... )
Reply
Leave a comment