Фридрих Ницше. Автор изречения “Бог умер”.
Подписался на великолепный
блог об Античности и Эллинизме. Проследовав по ссылке, читатель погрузится в атмосферу классической Эллады, и, вероятно, откроет для себя нечто новое из истории цивилизации, канувшей в Лету.
Но не исключено, что его смутит сквозящий во многих постах антирелигиозный - и в частности антихристианский - подтекст. Подтекст, подтолкнувший меня к определенным размышлениям.
Как правило, я пишу об истории, однако сегодня сделаю необычный шаг: я решил высказаться на философскую тему. Я укажу на по крайней мере одну причину, в силу которой, религии окажутся полезными для человека в будущем.
НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ
Оговорюсь: этот текст написан агностиком, сформировавшимся в среде, равнодушной к вопросам веры. Повествуя о пользе религий, я подразумеваю материальную пользу, вроде той, что приносят дельно написанные законы.
Далее… говоря о пользе для человека, я имею в виду:
- во-первых, не человечество, как вид, а отдельного человека.
- во-вторых, сапиенса в его современном виде.
Первая оговорка понятна на примере отношений индивида с обществом, ведь возможна ситуация, (например, война) когда общество выиграет, но конкретная персона потеряет (будет убита).
Вторая ремарка может смутить, но ее смысл раскроется позже.
Наконец, я поведу речь именно о религиях. То есть, о мировоззрениях, определяющих поведение людей. Вне зависимости от того, описывают ли эти мировоззрения реальность, или нет.
Напомню, что религия может вовсе обходиться без Бога. Пример - буддизм.
К СУТИ ДЕЛА
Чем шокировал современников Ницше? Утверждением об условности морали. Во всяком случае, так толкуют воззрения философа современные специалисты, лучше меня знакомые с его творчеством.
Вполне логично, что представления о добре и зле, о правильном и неправильном не являются чем-то абсолютным, а обусловлены традицией, или даже балансом сил между заинтересованными сторонами. Например, в некоторых племенах принято убивать стариков, в то время как в большинстве обществ - нет.
Ницше полагал, что такая, придуманная нами, мораль, сковывает человека.
Большинство религий, напротив, исходит из того, что мораль абсолютна. То есть, безусловна. Определенные действия - скажем, воровство - являются злом. Для убедительности человека часто пугают карой: либо в этой жизни, либо в грядущей.
Заметно, что на протяжении истории общество постоянно входило с религией в конфликт. Интересы людей требовали расширения рамок дозволенного. Религия отвечала: “Нет!”
У всех на памяти церковные запреты на ростовщичество в Средние века, отменяемые явочным порядком. Есть сведения, что католическая церковь пыталась запретить даже арбалеты.
ПОСЛЕДНИЕ СТОЛЕТИЯ
Уже несколько веков мы наблюдаем технический прогресс, и он приносит людям ощутимую материальную пользу. Важно, что пользу извлекает не какая-либо узкая часть человечества, а его большинство.
Конечно, у сапожника, проигравшего конкуренцию фабрике, есть повод для недовольства, однако общая тенденция очевидна: люди - в массе - стали сытнее, зажиточнее и здоровее, чем три столетия назад.
Все это время общество менялось. Подняла голову верхушка буржуазии, произошла эмансипация женщин, народился массовый средний класс.
Из-за постоянной смены расклада сил возникал спрос и на изменение морали.
- Нормально ли подвергать человека пыткам в ходе допроса?
- Нормально ли вынуждать людей жить в браке, если они сего не желают?
- Нормально ли запрещать женщинам владеть недвижимостью и голосовать?
В тех случаях, где у нее имелась такая возможность, церковь часто препятствовала изменениям.
Запрет на разводы. Негативное отношение к применению обезболивающих при родах. Осуждение противозачаточных средств. Складывается впечатление, что религия только и делает, что сует палки в колеса прогресса.
Впрочем, еще в 15-ом столетии Папа Евгений IV выступил с осуждением рабства (булла “Sicut Dudum”).
ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР
Эльфы из произведений Толкина. Жили по многу столетий и имели
привычку играть людьми в шахматы. К счастью для окружающих, часто
обладали незыблемыми моральными устоями.
Итак, мы привыкли, что пользу из прогресса извлекает большинство. А поскольку развитие техники меняет общество, то следует - во благо этого общества, конечно - постоянно менять и мораль. Ведь от изменения морали выигрывают почти все. Тот, кто противится сему, вынуждает людей страдать.
Увы, в ближайшие века мы, скорее всего, узрим технологии, усиливающие мощь человеческого тела и даже разума. Появится то, что принято называть киборгами. Возможно, люди продолжат рождаться равными, однако - по мере карьерного роста - станут обзаводится не только недвижимостью, но и качествами, которые некоторые считают противоестественными.
Что будет думать о нас существо, живущее 300 лет? Вот некто с расширенной памятью, инсталлировавший себе 100 высших образований. Не покажется ли ему нынешний интеллигент чем-то средним между роботом и коровой?
История свидетельствует: когда одни люди начинают отделять себя от других, то проблемы часто решаются за счет низших.
Возьмем рабство: европейцы вернулись к нему с началом эпохи географических открытий. Мораль подверглась изменениям. Более того, обращаться к морали можно и во имя порабощения: гуманно ли оставлять европейцев без сахара, дабы черные меньше трудились?
Я не утверждаю, что киборги непременно захотят эксплуатировать тех, кто ими не стал. Просто время от времени начнут возникать вопросы такого плана: а не переселить ли городок, заселенный палеолюдьми, чтобы трехсотлетний вампир смог разбить парк для прогулок? Переселить в область с суровым климатом, ведь теплые зоны, к сожалению, уже заняты. Есть, впрочем, одна свободная территория в джунглях, но там живут редкие обезьяны, а мы обязаны следить за тем, чтобы одни биологические виды не причиняли неудобства другим.
Вероятно, в будущем большинству людей станет выгодна не постоянная смена моральных норм, а их консервация.
И ЧТО, РЕЛИГИЯ ПОМОЖЕТ?
Ладно, - скажет читатель, - сценарий будущего ужасен. Но разве сможет религия что-либо сделать? Хоть раз вера останавливала сильного, желавшего обидеть слабых? К счастью, у нас есть пример подобного развития событий.
Это вопрос об абортах. Как и в иных областях, прогресс привел к изменению морали - уничтожение зародышей стало допустимым. Как и повсюду, многие религии продолжают выступать против новой практики. В результате, полная свобода абортов до сих пор отсутствует в целом ряде европейских стран.
Важно: я не принимаю сторону в дискуссии о моральности пресечения беременности. Просто желаю донести, что этот пример может явиться моделью для будущих ситуаций.
Приглядимся внимательно к данному примеру:
- Здесь есть две стороны (женщина и плод), одна из которых во всем превосходит другую - разница меж ними, вероятно, значительней, чем между обычным человеком и воображаемым киборгом.
- Религия воздействует на сильнейшего - то есть не на зародыш, а на взрослого, сформировавшегося человека.
- Религия ограничивает действия сильнейшего в пользу слабейшего (плода).
Вполне вероятно, в будущем подобный механизм будет защищать простых людей от произвола собратьев, ушедших в технологический отрыв.
ИТОГО
Повторю основные тезисы.
- Прогресс меняет соотношение сил в обществе.
- Новое соотношение сил требует новой морали.
- Религия противостоит изменению морали.
- В прошлом большая часть человечества от смены морали выигрывала, посему религия для него являлась препятствием.
- В будущем смена морали, вероятно, станет невыгодной основной массе людей, и религия из препятствия превратится в союзника.
Призываю читателей высказаться.