Это заключительная часть обзора докладов, отчётов и дискуссий на прошедшей в Лондоне ежегодной Платиновой неделе «London Platinum Week 2024». Ссылки на предыдущие четыре части смотрите внизу.
Из всех металлов платиновой группы (#PGM) #платина наиболее сильно выросла за последний месяц. К концу прошлой недели цена платины вышла за пределы торгового диапазона прошлого года. Начав рост с почти $ 900 за унцию в конце апреля, цена достигла 12-месячного максимума на уровне $ 1077 за унцию. Цены на платину и #палладий были почти равными, но теперь платина вернула себе свою премию, а её ценовой импульс способствовал резкому увеличение запасов платины в европейских #ETF. Глобальное замедление продаж электромобилей с аккумуляторной батареей (BEV) означает, что спрос автомобильной промышленности на платину и палладий сохраняется, согласились эксперты на прошедшей в Лондоне Платиновой неделе, но мнения экспертов по-прежнему разделились по поводу потенциала технологии водородных топливных элементов.
Помимо инвестиционного, ювелирного и промышленного использования платины, металл в настоящее время ежегодно удовлетворяет 2/5 спроса конечных потребителей за счёт автокатализаторов для сокращения вредных выбросов двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Этот спрос сохранился, несмотря на «дизельный скандал» 2015 года, который ударил по продажам легковых автомобилей, работающих на дизельном топливе, из-за ужесточения стандартов выбросов (требуется более высокая загрузка металла на каждый автомобиль) плюс замена платины палладием в бензиновых системах благодаря резкому росту цен на палладий, последовавшему за дизельным скандалом, который ускорился после вторжения России в Украину в 2022 году.
Заглядывая в будущее, учитывая, что правительства во всём мире установили крайние сроки прекращения продаж новых авто с ДВС между 2040 и 2050 годами, «будущий рост спроса на PGM будет стимулироваться экологическими и водородными применениями», - говорится в докладе компании Johnson Matthey. «Более высокий спрос на PGM также зависит от предложения отрасли, которая ищет и разрабатывает новые технологии использования - проблема, с которой не сталкиваются производители цветных металлов, таких как медь, а также золота или серебра», - соглашается Ричард Эндрю Стюарт, руководитель и региональный представитель в Южной Африке горнодобывающей компании Sibanye Stillwater. Но на данный момент вопрос номер один среди участников Платиновой недели касался роста проникновения аккумуляторных электромобилей на рынок транспортных средств, сказал он. «Мы потерпим неудачу, если этот вопрос по-прежнему останется вопросом номер один в 2025 году».
На самом деле продажи аккумуляторных электромобилей замедлили «почти нулевой рост» по сравнению с неустанным ростом в последнее десятилетие на каждом из трёх крупнейших автомобильных рынках мира, сказал Эл Бедвелл, директор по глобальному анализу силовых агрегатов консалтинговой компании GlobalData, также выступая перед участниками Платиновой недели. По прогнозам GlobalData, продажи электромобилей в Китае в 2024 году вырастут лишь на 11%, сказал Бедвелл, в то время как США продолжают страдать от «неоднородной» инфраструктуры зарядки, а Европа страдает от «резкой отмены» Германией государственных субсидий на новые покупки чисто аккумуляторных BEV.