В Лондоне подходит к концу London Platinum Week («Платиновая неделя») - съезд крупнейших производителей, потребителей, аналитических, консалтинговых и прочих компаний, связанных с рынком металлов платиновой группы (#PGMs). Как всегда, крупнейшие компании и институты, включая Johnson Matthey PLC, WPIC, Metals Focus, «Норильский никель» и прочие, представляют свои доклады о текущем состоянии рынка PGMs и прогнозы на будущее. Также на протяжении этой недели публикуется множество интервью с менеджерами крупных компаний и аналитиками рынка PGMs. Сегодня рассмотрим доклады WPIC совместно с Metals Focus, Johnson Matthey PLC и Heraeus Precious Metals совместно с SFA (Оксфорд). Но сначала обращу ваше внимание на несколько общих для рынка PGMs особенностей и тенденций, а также текущие новости.
Основную долю в спросе на все PGMs составляет промышленный спрос, а #платина, #палладий и #родий активно используются в автомобильной промышленности, где эти платиноиды работают в автомобильных каталитических конвертерах в качестве катализаторов при очистке выхлопных газов от вредных примесей. Для платины по результатам 2020 года доля спроса в автопроме составляла около 31%; остальной спрос приходился на ювелирную (24%) и другие отрасли промышленности (25%), и 20% составил инвестиционный спрос (данные Metals Focus).
Только платина из всех PGMs имеет столь значительную ювелирную составляющую. Однако следует отметить, что падение в 2020 году ювелирного спроса почти полностью компенсировалось ростом инвестиционного. Главная проблема платины возникла после «дизельгейта» - аферы концерна Volkswagen, которая была раскрыта в сентябре 2015 года, когда выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое в десятки раз занижало количество вредных газов, в частности, NOx (оксидов азота), выбрасываемых в воздух.
Именно с «дизельгейта» началось стремительное падение цены платины и спроса на неё в автопроме. Достаточно сказать, что в 2014 году спрос на металл в автопроме составил 3360 тыс. унций, а в 2019-м - 2870 тыс. унций (в 2020-м - 2300 тыс. унций, но это уже влияние пандемии. Данные Johnson Matthey). Понятно, что объёмы спроса на платину в значительной мере определяются автопромом и инвестиционным спросом. Для палладия спрос в автопроме составляет около 84%; в других отраслях промышленности - около 15% и 1% приходится на ювелирный и инвестиционный спрос.
Таким образом, цены на патину и палладий в средне- и долгосроке существенно будут зависеть от дальнейшего развития автопрома, ужесточения стандартов выбросов транспортных средств и внедрения «зелёных» технологий, в частности использования водородного топлива в том же автопроме и других отраслях промышленности. Многие автопроизводители извлекли уроки из «дизельгейта» и разработали более экологичные каталитические конвертеры для дизельных авто, но подпорченная репутация и переключение компаний на разработку гибридов (HEV), электрокаров (BEV) и авто на водородных топливных элементах (FCEV) препятствуют росту рынка дизельных автомобилей.