Всем привет!
Ну вот наконец-то появилось время и на блог. Многие наверное уже списали меня на свалку истории, думали "та он уже ничего не напишет.." А вот нет)
Более того время нашлось не просто на пост, а так сказать залезть в самые-самые корни своего фототворчества.
И так перенесемся в далекий 2006 год, а именно 17 марта 2006 года. Аа! Уже аж 10 лет прошло! Я тогда учился еще на 4 курсе политеха, и у меня совсем недавно появилась неплохая на тот момент цифровая мыльница Canon CyberShot A620. Сейчас о такой наверное уже не вспоминают и на уроках истории)) Что такое споттинг я в принципе не знал, да и был ли он тогда вообще?!
А еще в то время в Краснодаре базировался не безызвестный 461 штурмовой авиационный полк на самолетах Су-25. Самолеты отличались от всех остальных Су-25 нашей большой страны нанесенным красными красками на носовую часть изображением головы собаки на цепи и с оскалом. Тогда каждый краснодарец знал, что в городе есть военный аэродром: несколько раз в месяц (да, это конечно по сравнению с нынешними временами не часто) самолеты летали УТП и днем и ночью, шум и грохот слышен был издали. В общем авиационная деятельность была весьма активная. Несмотря на всю близость происходящего выбраться чтобы пофотографировать грозные штурмовики мне удалось лишь раз...
1.
2. Немного истории: Все конечно же помнят две чеченские войны в 90х - начале 2000х годов. Исходя из тех тяжелых условий тогдашним командованием ВВС России было принято решение сформировать мощную авиационную ударную группировку на юге страны, так сказать воздушный кулак, который был бы постоянно на взводе. Поэтому на южном направлении появились сразу 3 штурмовых полка: в Приморско-Ахтарске, Краснодаре и Буденновске. Краснодарский полк получил обозначение 461 ШАП и был укомплектован в основном самолетами бывшего 802 УАП ныне не существующего Краснодарского военного объединенного летно-техническое училища (КВОЛТУ). В связи с тем, что в этом учебном полку обучались иностранцы, основной авиационный парк составляли экспортные модификации самолетов. Поэтому 461 ШАП был наверное единственным боевым полком в стране, эксплуатировавшим самолеты Су-25К.
На фото Су-25 "бортовой 47" с "собачкой" на носу и грачиком на воздухозаборнике. Этот веселый грач, если я не ошибаюсь, наносился техниками на самолет в ТЭЧ полка. Весьма печально на мой взгляд, что сейчас эти изображения все закрасили. Как можно видеть условия были тогда более чем демократичные: низенький и реденький заборчик.
3. "Спарка" 21 борт. Немного нумерологии - все спарки в полку имели тактические бортовые номера начинающиеся на цифру "2": 21, 25, 29. И интересный факт: именно с Краснодара в 1999 тогда еще и.о. Президента РФ В.В. Путин совершил свой первый полет на боевом самолете. Им стал именно самолет Су-25УБ буденновского полка на время прикомандированный в Краснодар. Потом были еще полеты, которые освещали в СМИ, но первый - именно на граче в Краснодаре.
4. УТП идут полным ходом. Не так давно сидели с моим другом
ale и он спросил есть ли у меня хоть одна фотография с этого аэродрома где в кадре больше одного самолета. Есть) Тут их 4. Сейчас такое количество самолетов здесь не то что в одном кадре снять сложно, месяц можно ездить и не снимешь даже и четырех раздельно((
5. Очередь на рулежной дорожке занял Су-25 "бортовой 01" или "копейка". На киле под значком витязя надпись "Русь Святая". Это один самолетов полка, который нес пожалуй самый оригинальный камуфляж. Данная окраска наносилась самостоятельно техниками полка в ТЭЧ. В аналогичную цветовую схему были окрашены еще самолеты "12", "15" и "49". Через некоторое время после расформирования краснодарского полка этот самолет был замечен в Приморско-Ахтарске.
6. Еще пара готовится. Когда были полеты их было много.
7. В полку было 2 эскадрильи. В 1 АЭ бортовые номера самолетов были с 01 по 15.
8. Замечательная 10-ка - так я называл этот борт) Мне кажется и в полку к этому самолету было особое отношение. На каждый праздник или ДОД выкатывали именно этот борт. Самолет всегда выглядел очень опрятно и чисто. Значка "витязя" тоже раньше не было, появился он по моему только в последние годы существования полка.
9. Су-25К, бортовой "45". 2 АЭ несла бортовые с 40 по 49.
10. Су-25К "бортовой 46". Этот самолет настоящий солдат. Не легкая судьба выпала на долю этого грачика. Сейчас он мирно рулит на плановые учебные полеты, а через 2 года 11 августа 2008 по тревоге вылетит загруженный бомбами и НУРСами в зону военных действий в Грузию, где получит серьезные повреждения правого двигателя от запущенной ракеты ПЗРК. Но самолет и летчик не сдадутся и дотянут до российской территории. На этом летная жизнь этого борта закончится. Борт отправится в Кубинку на исследование повреждений, где его остатки скорее всего находятся и по сей день. Но главную задачу для которой он создавался самолет выполнил - подбитый и расстрелянный, но вернул обратно на родину летчика живым.
В интернете можно найти множество его снимков с развороченным двигателем. Вот например один из них:
http://russianplanes.net/id97295 11. Пара вырулила на исполнительный. Но взлеты в Краснодаре, на сколько мне помнится, всегда осуществлялись по очереди. Сначала первый взлетал и некоторое время летел прямо по курсу, потом делал разворот. Ведомый после взлета практически сразу с разворотом догонял ведущего.
12. Как правило спустя 30-40 минут самолеты возвращались. Либо просто проходили над аэродромом с роспуском, а бывало входили в крутое пике по курсу ВПП, а затем стремительно уходили ввысь, выполняя роспуск. Наверное зависело от настроения летчиков)
13. Посадка. Март месяц, солнце не сильно поздно садилось. Сумерки
14. Еще одна пара: 07 и 10. Были случаи когда шли строем пеленг из четырех самолетов. Но в тот вечер к сожалению такого шоу не было(
15. "06" на посадке. Этот самолет как и "копейка" тоже имел своеобразную окраску. На ряду самолетами "04", "27" и "29" в полку у "06" к тому времени сохранился триколор на киле. Такие триколоры наносили на Су-25, участвовавших в грузино-абхазском конфликте в 1992-1993 гг., чтобы наземные войска легко могли отличить где свой самолет.
16. "Копейка" снова в кадре.
17. Вот и спарка вернулась. Тропинка эта, проложенная несколькими поколениями дачников, существует и по ныне.
18. В эпоху реформирования армии Сердюковым в конце 2008 года 461 полка не стало. Думаю этому способствовали и местные власти, которым кусок территории, который занимает аэродром покоя не давал. Уж сколько всего планировали на его месте построить: и административный центр Краснодара сюда вынести и построить тучу модных ЖК и т.д.
Просуществовав в самые тяжелые для страны времена, летчики успели поучаствовать во всех "горячих" точках. Без преувеличения на момент расформирования, то есть 2008 год это был наверное самый опытный и самый воюющий полк в стране. При этом за время своего существования полк так и не получил своего боевого знамени. Самолеты бывшего 461 ШАП поделили между собой Приморско-Ахтарск и Буденновск, где до сих пор в отстойниках можно наблюдать грустных грачиков с закрашенными "собаками". А у нас в небе с тех пор замолкло, лишь изредка тишину нарушает стрекот оставшихся на аэродроме на постоянной прописке группы Ми-8, да редкие гости залетают не надолго.