ЯРОСТЬ / FURY (2014)

Nov 21, 2015 01:06




Апрель 1945 года. Войска союзников сжимают Германию в стальных тисках разрушения. Дороги Рейха заполнены беженцами, разбитыми машинами и танками, маршруты передвижения союзных войск отмечаются дымами бесконечных пожарищ. Уцелевшие немецкие солдаты отчаянно сопротивляются, пытаясь отсрочить крах Фатерлянда. Еще немного и кровоточащая громада нацистского режима рухнет, но под этими чадящими обломками погибнут сотни тысяч людей.

Американское командование знает - победа близка. Однако у экипажа танка «Ярость», находящегося под командованием Дона Коллера (Брэд Пит) настроение вовсе не радужное. В последнем бою нацисты укокошили стрелка-радиста, на смену которому командование пригнало штабного писаря - Норма Эллисона (Логан Лерман). Последний войну не видел, стрелять не умеет и убивать немцев не хочет. Танковый экипаж, в состав которого (помимо сержанта) входят: повернутый на библии Бойд Свон (Шейя Ла Баф), мексиканец Гарсия (Майкл Пенья) и реднек Греди Трэвис (Джон Бернтал), нового бойца воспринимает скептически. Для танкистов Эллисон скорее обуза, чем надежное подспорье.

В первом же столкновении с противником, Эллисон не справляется с возложенными на него обязанностями и откровенно тупит. Во время второй стычки из-за просчета писаря сгорает командирский танк со всем экипажем (подкравшиеся к «шерманам» гитлерята успевают пальнуть в микки-маусов из фаустпатрона). К счастью для бойцов «Ярости», Коллер успевает наставить «придурка» на путь истинный, вбив ему в башку нехитрую мысль «если ты не убьешь немца, то немец убьет тебя».


Информация к размышлению. Сержант Коллер ненавидит СС-овцев и стремится убивать их при первой возможности (вооруженных или безоружных - не важно). До кучки Коллер мочит пленных немецких солдат и сбежавших танкистов (последние, видимо, тоже СС-овцы). Теоретически, подобная ненависть должна иметь какое-то рациональное объяснение, но авторы сценария не рассматривают данный вопрос. Это тем более странно, поскольку лишенный логики финальный бой, неразрывно связан с Коллеровской манией разрушения.



Безмозглые СС-овцы (организация запрещенная в России) маршируют, напевая веселую песню. Не пройдет и часа, как они погибнут, набегая на танковые пулеметы.
Полевые уроки «гражданской обороны» быстро подходят к концу, так как экипаж «Ярости» получает задание захватить и удержать тактически важный перекресток, утрата которого обрушит наступление передовых американских частей. Из четырех, отправившихся на задание танков, до контрольной точки добирается одинокая «Ярость», да и то, в самый последний момент она подрывается на мине. Благоразумный Трэвис предлагает бросить машину на произвол судьбы и отступить к своим. Однако движимый упрямством / чувством долга Коллер, решает подманить немцев поближе и дать им последний бой в духе «300 спартанцев».

Итоги этого боя я описывать, пожалуй, не буду. Скажу лишь, что затеянное сержантом побоище напоминает драку отчаянных сумасшедших с храбрыми идиотами. Немцы стадом набегают на танковые пулеметы, совершенно забыв о имеющихся в их распоряжении гранатах и фаустпатронах. Американцы стреляют нацистов с верхушки башни, да еще и успевают смотаться с брони за боеприпасами к автоматическому оружию. Как и следовало ожидать, результатом побоища является провал поставленной перед американцами задачи и куча трупов с обоих сторон. Еще хуже то, что эта выпадающая из стилистики потасовка (выполненная в духе «Крепкого орешка»), обесценивает весь исторический бэкграунд картины, созданный на весьма высоком уровне.

Смотрите сами. Атмосфера картины реализована с всей возможной любовью и тщанием. Это проявляется, как в детализации открытых пространств (городов, разрушенных деревушек), так и в качестве проработки мелких деталей (униформы солдат и немецкого быта). Правильное настроение формируется и холодной клавишной музыкой, которая вписывается в происходящее на экране и создает едва ли не готическое ощущение «мировой обреченности». Во время просмотра фильма зритель буквально переносится в разрушенную Германию, насыщается ее звуками и цветами, и едва ли не чувствует ее запахи.



Ворвавшись в дом к немкам, американские солдаты отправили девиц к плите. Американцев в отличие от рус иванов, чулочками с истинного пути не собьешь!
Со столь же великим старанием была воссоздана эпическая битва четырех «Шерманов» против одинокого «Тигра». Этот, насыщенный динамикой эпизод был снят с помощью танков, доставленных на съемочную площадку из Бовингтонского танкового музея. Пригнав на съемочную площадку историков и реконструкторов, режиссер картины - Дэвид Эйер - показал, как сражались и умирали танкисты на западном фронте.  Американские танки горят от первого попадания вместе со всем экипажем, тогда как «Тигр» останавливается после трех пробитий в упор. Сцена производит неизгладимое впечатление и на мой взгляд, является одним из самых удачных танковых эпизодов за всю историю кинематографа.

Естественно, художественная постановка, это не документальный фильм. В любой нормальной киношке помимо исторической правды должная быть интересная сюжетная линия и герои, вызывающие если не симпатию, то хотя бы интерес.  Однако в этой области дела «Ярости» обстоят не самым лучшим образом. Команда «танка» представляет собой набор ходячих стереотипов. Внутри «Ярости» обитают два белых, исполняющих роли «хорошего» и «плохого» полицейского, бессмысленный мексикос и деревенский амбал, цель жизни которого связана с реализацией тупых приколов. Вся эта разномастная команда, теоретически, должна действовать, как одно целое, но на самом деле ребята регулярно грызуться друг с другом и своей головой не думают, лишь выполняют «умные» приказы повернутого на насилии сержанта.



Греди - это "Тигр", тащи золотой снаряд!
Эллисон единственный герой фильма, хоть сколько-нибудь склонный к рефлексии. К сожалению, первую половину фильма он вживается в образ бравого вояки, тогда как во второй - геройствует, загнанный обстоятельствами в безвыходную ситуацию. Для того, чтобы «хороший» Эллисон вышел из заварушки живым (ну не могут в Голливуде завершить фильм на минорной ноте), авторы картины сознательно пошли на сделку с «историчностью» и ввели в кино доброго «фрица», который в самый решительный момент «не замечает» израненного пулеметчика.

Что касается сюжетной линии «Ярости», то она представляет собой классический road movie, в котором герои путешествуют из точки А в точку Б, попутно ввязываясь в различные неприятности. Смотреть за злоключениями танкистов в принципе интересно. Однако, данное любопытство вызвано не столько сценарными перипетиями, сколько качественной работой художников и декораторов, воссоздавших на экране «живую» Германию середины 40-ых.

В качестве резюме. «Ярость» состоит из двух частей, имеющих различную художественную ценность. Первая половина фильма - отличный образчик военно-исторического кино, который можно рекомендовать всякому поклоннику жанра. Вторая половина картины - нелепый боевик, бронетанковая версия «300 повстанцев», ориентированная на пожирателя попкорна.

21.11.15
(с) Илья Садчиков.

movie, кино, ww2

Previous post Next post
Up