9. И ещё раз про импровизацию. Понадобилось сходить на 6 занятий, чтобы сложилось понимание, чем я занимаюсь и куда направлять усилия. Импровизация малой формы, которой я сейчас занимаюсь, это сценки на 3-7 минут со случайными вводными. Зрители выбирают случайное место и персонажей, а формат задаёт дополнительные ограничения: например, надо обыграть определённые позы или сказать фразы, написанные на бумажке, которых заранее не знаешь, или говорить только слова на одну букву и т.п. У меня неплохое воображение и я довольно шустро в голове создаю какой-то эмулятор персонажа и потом на ходу воображаю, что он может сказать или сделать. Иногда получается смешно. Однако, это сжирает кучу моих ресурсов и я сам, во первых, не кайфую, а во вторых могу забыть что-то важное.
Трудно было разобраться, что не так, но теперь понятно. Надо перестать имитировать/эмулировать наиболее уместного для сцены персонажа и начать реагировать от себя. Т.е. не имитировать эмоцию, а попытаться её испытать и реагировать из эмоции. Не имитировать внутреннее состояние, а побыть в этом состоянии. Не имитировать, чтобы сделал такой-то персонаж, а попробовать пожить его жизнью и тогда можно реагировать от себя, а не от него. Нет затрат на эмуляцию - сразу освобождается куча внимания, которое можно направить на партнёров по сцене, на соблюдение правил формата, на получение удовольствия от процесса и т.п. Не скажу, что у меня сразу начало получаться, всё-таки совсем новая парадигма, однако все упражнения и практика вдруг обрели смысл.
Как побочный эффект - стало намного легче смотреть видео с занятий. Вот как было раньше: если я эмулирую персонажа, то я оцениваю качество и уместность эмуляции и можно увидеть, насколько плохо я справился с задачей, что неприятно. При этом, забывая о том, что я занимаюсь имитацией, оценку увиденного я переношу на себя (это я выгляжу не очень), что совершенно не справедливо, ведь я вообще не показывался на сцене, я лишь неудачно воспроизвёл какой-то образ. Но всё меняется, когда есть понимание, что имитировать и непосредственно реагировать это разные вещи. Если я имитирую, то могу оценить лишь свою работу. Не себя, только свою работу. Если я не имитирую, а реагирую, то вообще не подлежу оценке по шкале хорошо-плохо. Я реагирую исходя из того, каков я и другого "я" у меня нет. Можно лишь глубже понять, кто я, но оценивать - бессмысленно, это ничего не изменит.
Интересно, что несмотря на актёрку, на первый план в импровизации вылезла искренность. Ещё из наблюдений - я обычно плохо получаюсь на фото, не из каждой серии снимков можно что-то выбрать. Плохо у меня со статикой, на видео выгляжу обычно лучше. А тут, на групповых снимках после каждого занятия, нормально получаюсь с первого дубля.
10. Обсуждали с Настей тренды и опять всплыла снижения ценности отношений. И правда, в общей сложности я сейчас вхожу в 4-5 разных групп, которые встречаются в живую. Импровизация, игры, типологии и т.п. И, действительно, сейчас почти невозможно выделить в группе людей, которые ищут отношений, это не считывается. Раньше как-то читалось, кто в паре, а кто нет и находится в поиске, сейчас всё ровно. Когда это началось, пёс его знает. Вроде где-то в районе 2010-го.
Вот теперь с наблюдениями всё. Может что-то ещё будет, может нет.