Ретроспектива 4. Понимание. Механические барьеры.

Aug 27, 2020 08:03

И сознание и подсознание глупы по-своему. Однако, подсознание в курсе, что со мной происходит, а сознание - нет. Подсознание прячет всё что ему неудобно, руководствуясь принципом феншуя “не видно - значит не существует”, с упорством и наивностью четырёхлетки, не пускающего маму в её же комнату где разбилась ваза. И хорошо, если ваза, а если там десяток яиц тухнет? Зеркала дают сознанию фору, т.к. взгляд идёт с неожиданной стороны, где ещё не прикрыто, это как возможность “подсмотреть” через плечо. Но одного подсматривания мало. И я немного навострился замечать приёмы, которыми одна часть меня что-то скрывает от другой.

Во первых, есть механическая защита. Там три слоя - боль, вина и скука. Если я хочу скрыть от себя, кто я (например, потому что я - мерзавец), мне будет неудобно и даже больно от любых личных вопросов. Боль отвадит меня от взгляда куда не следует. Любая рефлексия будет повергать меня в вину, и тогда я стану избегать рефлексии. А чтобы убить даже мало-мальский интерес к скрытому, мне будет скучно вспоминать о своих поступках, своём прошлом, как я себя проявлял и т.д. Или, например, если я хочу скрыть от себя страх перед трудностями. Мне будет больно от любой мало-мальской неудачи и я прекращу заниматься трудными вещами. Я постоянно буду чувствовать вину от бездействия, поэтому прекращу что-либо планировать, чтобы у меня не было дела, которое я “опять не делаю”. А написать список дел (даже безо всяких обязательств) будет настолько скучно, что даже в голову не придёт. И т.п. А сознание будет в несчастливом неведении.

Боль, вина и скука не указывают на сокрытое прямо, но показывают - да, где-то здесь. И работать с ними надо различным образом. На калибровку у меня ушло несколько лет, зато теперь я знаю основные принципы.

С болью надо особенно аккуратно. Не важно, насколько пустячный повод её вызвал: испанский стыд за героя фильма, бестактный вопрос от анонима в интернете, чужая искренность, безобидная критика или похвала, фотоальбом со школьными фотографиями, зрелище сандалий с носками и т.п. Стратегия “пересилить себя, преодолеть, заставить” работает если хотя бы примерно осознаешь что за демон тебя грызёт. Тогда можно остаться в сознании и получить профит. Если понимания нет, не нужно себя мучить. Например, в то время я вёл блог и мне было почти физически тяжело и больно перечитать свеженаписанный текст. Только что написанный, ещё неотредактированный рассказ о себе особенно хорошо работает в качестве зеркала. И боль была одним из заградительных эшелонов подсознания “не смей туда смотреть”. Конечно я пытался себя заставить... и проваливался в проблемы с дыханьем. Т.е. подсознание использовало грубый, физический способ отключить думалку.

Так или иначе, попытки нахрапом преодолеть заградительный вал из боли, будут приводить к отключению сознания. Сначала будет рассеиваться внимание, затем начнут путаться мысли, потом обнаруживаешь, что полностью вымотан и ничего не соображаешь. Ну, это для упорных. Обычно хватает и простого рассеяния внимания. В общем, в разборках со своими проблемами отключения осознанности - шаг назад, поэтому важно не передавить. Я давал тексту отстоятся, потом читал маленькими порциями в несколько заходов. Если не получалось и с 10-й попытки, значит нет, пока не по силам. Так, постепенно, я повышал болевой порог и в конце концов даже стал что-то видеть. Позже я проходил подобный квест несколько раз по разным проблемам. Когда вал из боли перестаёт быть эффективным, подсознание перестаёт его поддерживать и чувствуешь невероятное облегчение. К слову, смотреть видео с собой мне до сих пор тяжело, но с этим я уже могу работать.

Т.е. ещё раз, ковыряться в болевых темах стоит до тех пор, пока сохраняется осознанность. Как только она начинает уезжать - надо остановиться. Ещё рано. Если больно прям совсем, тоже не трогать. Есть и другие точки входа.

Сейчас перечитывал текст, вспомнил - что-то похожее когда-то читал на пикаперском форуме. Вот, парень подходит к девушке и у него ступор. Т.е., читай, отключается сознание. В принципе, можно заставить себя подойти и сказать заготовленную фразу. А потом заготовленную фразу на ответ, т.е. отстроиться и действовать по скрипту. Но стратегически, это неправильно, надо оставаться в сознании. Предлагается есть слона по кусочкам. Сначала, например, тренироваться улыбнуться девушке на улице, так чтобы она заметила. Когда это начнёт получаться без тумана в голове, мимоходом бросать какую-нибудь фразу, но не теряя внимания и зрительный контакт и так далее. Т.е. двигаться постепенно и не разрушать осознанность. А подход со скриптами - лотерея. Может тебя как растормошить, так и наоборот, сковать и отбросить назад.

Другой защитный слой - вина/стыд и подход нужен другой. Вина побуждает а) исправить проступок и б) больше его не повторять. Подсознание активно использует вторую часть чтобы склонить к избеганию. Например, я испытывал вину и стыд каждый раз, когда играл с друзьями в мафию и тупил. Также я испытывал стыд, когда на игре высказался слишком резко и моя злость прорывалась наружу. Никого кроме меня самого это не задевало, но я чувствовал вину. Самый простой путь не испытывать вину - прекратить играть. Но если раз за разом “прекращать играть” то шанс разобраться “почему мне так страшно тупить и злиться” станет всё призрачней. Вообще, именно таким образом жизнь большинства людей превращается в набор узеньких безопасных троп. И потом с тропы лучше не сходить, ибо вне проторенной дорожки уже такого размера тигры ходят что мама не горюй.

Т.к. с помощью вины нами манипулируют и другие люди и собственное подсознание, часто говорят что вина - контрпродуктивное чувство, ментальный мусор и вину следует отбросить. Я не буду говорить про взаимоотношение вины и этики, нужно ли чувство вины для работы морального компаса и т.п. Но даже самую глупую, бесполезную и ни к чему не ведущую вину нельзя взять и отбросить, я проверял. Можно сказать “мне не нужна вина за то что я не поехал помогать родителям копать огород” или “мне не нужна вина за то что я решил посмотреть сериал вместо занятия спортом”. Так можно. Но нельзя сказать “я не испытываю вину” если испытываешь. Вот, меня обсчитали на кассе, я корю себя за глупость, чувствую стыд что “зевнул”. Вроде такая глупая вина, когда ты ни перед кем не виноват, но всё равно её испытываешь. Велик соблазн мыслить в таком ключе: “глупо себя винить, я не буду об этом думать, отвлекусь на что-то более полезное”. Именно так вина становится прекрасным заградительным заслоном, а я привыкаю “отвлекаться”. Вокруг всего что подсознание хочет спрятать всегда есть слой вины и если я буду его игнорировать, то никогда не пройду сквозь.

Я пришёл к выводу, что чувству вины, даже самому бесплодному, надо всегда уделять внимание. Но не больше необходимого. Не надо вину взращивать, пускаться в самообвинения и упиваться своей слабостью, ничтожностью, порочностью и т.д. и уж тем более пытаться вызвать её в себе, когда не её нет. Конечная цель - пройти сквозь, а не купаться в.

Есть такая мантра: “прими себя таким как ты есть”. Толстый, значит толстый, буду любить себя толстым. Сволочь, значит, сволочь и т.п. Есть смутное ощущение, что это поможет с избавлением от чувства вины, придаст сил и т.п. Я так и не разобрался, что такое “принятие себя”, помогает ли оно или открывает путь к самообману. Не могу совместить, как это “принимать себя” и одновременно ”хотеть стать лучше”, не монтируется. Я освоил другую похожую практику. Не принимать себя, а признавать себя. И получается лучше и эффект сплошь положительный.

Когда я чувствую вину, то проговариваю всю фактологию: что я сделал\не сделал. Я испугался лающей собаки. Я не знал ответа на вопрос в области, где я эксперт. Я повысил голос на сына. Я опоздал на работу и соврал. Я пропустил тренировку.
Никаких интерпретаций, никаких оценочных суждений (выставил себя дураком, был несправедлив и т.п.). Вместо этого - я почувствовал себя глупым, я считаю, что хороший человек поступил бы иначе и я почувствовал себя негодным, т.е. чувство проговариваривается как чувство, а мысль как мысль, объективный факт как объективный факт, субъективный факт - как субъективный. Моя задача - признать себя. Я так сделал, я так поступил. Не вину признать (можно как признавать её, так и нет), а себя. Не оправдать, не обвинить, не полюбить и даже не принять (вообще необязательные опции), именно признать. Я человек, который сделал то что сделал, это факт. Во мне это есть. Теперь я чувствую вину. И это факт. В логике подсознания часто признание означает одобрение, но сознательно поддерживать эту парадигму не обязательно. Мне приходится часто себе напоминать: относись как хочешь, но факты признавай.

Сами по себе мелкие факты, от которых вина отгораживает сознание, ничего не значат. Это такие кирпичики для построения общей картины, осколки той самой разбитой вазы из первого абзаца. Получив достаточно кирпичиков сознание может восстановить скрытое. Поэтому без боя их не отдадут. Т.е. говоришь себе “я кричал на подчинённого и теперь я чувствую себя плохим руководителем” - это кирпичик. А с т.з. общей картины стоило бы сказать “я так взбесился, что испугался сорваться и раскроить ему череп”. Но пока общей картины нет, надо собирать фактологию. Так или иначе признание себя - хорошая практика. Она повышает осведомлённость сознания и подсознание постепенно признает тактику рассеяния внимания через вину неэффективной.

Т.е. ещё раз. Мой опыт говорит, что бороться с неоправданным чувством вины бесполезно. Надо чувствовать то что чувствуешь и смотреть откуда пришло, что там стоит за виной. Вот когда это становится легко... появляется скука. Скучно проговаривать фактологию. Не нужно. Нет там ничего интересного.

По сравнению с болью и виной, скука - сравнительно комфортный слой защиты. Но не менее эффективный, по крайней мере в исполнении моей нутрянки. В отличие от боли и вины у скуки нет явного вектора - от чего именно меня отваживает. Я не нарыл никакого способа понять, какой вид скуки я испытываю: от знания меня скука отваживает или от бесполезной траты сил. Один способ я знаю, но косвенный.

Смотрели “Обмани меня” с Тимом Ротом? Доктор Лайтман говорит, что даже если человек владеет лицом, его мимика выдаёт микровыражения, несколько миллисекунд настоящих эмоций. Вот, у психики, кажется, тоже есть микрогримассы. Бывает, например, поговорю с кем-нибудь, потом чувствую маленький укольчик стыда, например, на тему высокомерия. И сразу за укольчиком разливается патокой скука. Прорабатываем? Да зачем? Ничего не болит же и вообще сто раз прорабатывали. А начинаешь фактологию проговаривать, так мозги ватные и спать хочется.

Это если укольчик удалось заметить. А когда не удалось, приходится импровизировать или сдаваться.

Боль\вина\скука - достаточно условные названия. Я под ними понимаю довольно широкий спектр эмоций и ощущений. И вполне допускаю, что у других людей, со своей спецификой, могут быть механические защиты состоящие, например, из тревоги, тоски или чего-то ещё. В принципе, любая эмоция может быть заградительной, но не обязательно ей является, т.к. у любых негативных эмоций есть и “мирное” назначение. И понять кто есть кто можно только с опытом. Например, у меня стыд, в основном, “скрывающая” эмоция, она прячет правду. А отвращение, например, показывающая, что да, мне действительно не нравится. Не помню, чтобы хоть раз за отвращением скрывалось что-то ещё. Поэтому отвращению я доверяю и мне не зачем поворачиваться к нему лицом, преодолевать, пытаться в нём что-то рассмотреть. Стыду - не доверяю. Однако, с практикой, он тоже постепенно дрейфует в сторону “мирных” эмоций.

Страх - отдельная тема, его я отношу не к механическим (пассивным) а к активным защитам. У страха кардинально иная картина минного поля, там надо ещё аккуратнее, чем с болью. Т.ч. про активные - в следующий раз. Или через раз, как текст ляжет.

Былое, Ретроспектива, Психо

Previous post Next post
Up