Ретроспектива 3. Пониманние, зеркала

Aug 26, 2020 07:53

Помимо специфического опыта психолог хорош ещё и тем, что он просто другой человек. У него другая точка сборки, другой взгляд на твои трудности. Взгляд со стороны - великая вещь. Читал, даже шизофреники и параноики с одинаковой манией могут успешно диагностировать её друг у друга (но не у себя самого). В этом смысле, для взгляда со стороны, подойдёт и друг и подруга и попутчик в поезде. К сожалению, мне недоставало сил, чтобы всерьёз слушать кого-то кроме себя.

Чертовски недоставало понимания, а что, собственно, происходит? Хотелось как-то разметить карту болота из которого я собирался себя вытащить. Понимать хотя бы, с какой стороны твёрдая почва, а с какой трясина. Теперь я вижу, что взгляд извне необходим. Даже сотовому телефону нужно минимум 3 вышки для определения своих координат, нужны внешние ориентиры.

В итоге я нашёл два лайфхака. Этакие зеркала, позволяющие взглянуть на себя со стороны никого при этом не слушая. Во первых, начал вести блог и записывать что чувствую и думаю. Сначала в VK, потом перебрался в ЖЖ. Писал в открытую, не под замок и потому посты работали в качестве зеркала. Не из-за комментариев, а из-за постоянной оглядки “а как это выглядит”? Когда выходишь в социальное пространство всегда начинаешь оценивать себя со стороны, смотреть, в том числе, и чужими глазами. И это не считая того что формулируя текст вытаскиваешь мысль в сознание, где с ней проще работать. Примерно половина начатых постов брошены недописанными из-за осознания “да я же безбожно вру”, “выглядит так себе”, “думал тут бездна, а сказать нечего”, “ооо… как колбасит-то автора” и брошенные посты, почти всегда ценнее написанных, хотя любить и ценить их я начал только недавно. Ретроспективно, практику можно описать так: не хочу писать, значит не хочу признавать, не хочу признавать, значит рядом что-то ценное, чего я пока не понимаю. 85% нежелания что-то публиковать проходило именно по такой схеме. После каждой публикации я был в ужасе вроде “сейчас все узнают кто я такой”, который на самом скрывал ужас “сейчас я узнаю кто я такой”. Спойлер к посту про ложную мишень - почти каждый скрытый страх можно обнаружить, подставив в ложный страх “я” и сменив смысл на противоположный. Основная трудность - всерьёз рассмотреть результат подмены. Потому что первое что приходит в голову: “да ну, ерунда какая-то”.

Со временем, однако, ценность публичного душеизлияния падает. Того что не решаешься показать всё меньше, а игры на публику всё больше. Но пока что в терапевтическом смысле блог себя не исчерпал и я буду пользоваться им дальше.

Второе зеркало мне подарила duhovniyplastyr, прекрасный человек и настоящий проводник мудрости. Второе зеркало тоже не обязывало меня кого-то слушать, но показывало со стороны. Я говорю о типологиях. Началось всё с темпористики, а дальше я распробовал и другие. Работало зеркало примерно так. Сначала я смотрел, какие проблемные места могут быть у моего типа, искал соответствующих типу людей с биографией и литературных персонажей, смотрел, над чем убиваются они, потом переводил взгляд на себя. Как с теми шизофрениками, что не могут видеть свою манию, но могут видеть аналогичную чужую. С того времени имею зуб на типологическое комьюнити, т.к. основная типологическая движуха крутится вокруг навешивания ярлыков на друзей и знакомых и спорах о типе знаменитостей, в то время как рядом находится некопаный пласт драгоценной руды - зеркало собственных типичных страхов, типичных заблуждений, дурных стратегий и т.п. Например, тип “Робинзон” сам загоняет себя в ощущение изгоя. Можно посмотреть как это происходит на примере Теслы, Экзюпери, Верна. “Политик” обязан делать скидку на свою склонность к паранойе (учимся у кардинала Ришелье). “Паскаль” не знает чего хочет, потому что подменяет собственную волю необходимостью. “Шестёрка” по Фельдману не видит ценность риска и каждого меряет по себе. И т.п. Часть подобных схем, без привязки к типологиям, я описал в серии постов “ странные петли”.

В письмах Франца Кафки, биографических заметках Евгения Шварца и автобиографии Герберта Уэллса именно мой тип отношения к прошлому и к себе самому и можно проследить, почему человеку становится тяжело на себя смотреть. Откуда это пошло, как развивалось. Вот, он пишет автобиографию и явно чувствует неуверенность. Где он эту неуверенность прячет, за какими формами прячет самое тяжёлое. Троица: Кафка, Шварц и Уэллс, внесли значительный вклад в свободу моих лёгких. Однажды я таки задышал.

Конкретика остаётся за бортом, её время не пришло.
Следующие пару постов про штуки, которые тормозят понимание корня проблем.

Былое, Ретроспектива, Психо

Previous post Next post
Up