Домик в Коломне. Литературно-архитектурный пассаж

Jun 14, 2013 06:48



Петербуржцы не любят перемен. Особенно в городском ландшафте. Практически любая новая постройка вызывает у нас инстинктивную и подчас довольно агрессивную критику. Сопровождается это, как правило, ностальгическими, щемящими воспоминаниями о том, как это место выглядело годом-двумя, десятком лет ранее. А справедливо ли наше недовольство, полезны ли перемены городу - уже не столь важно… И, надо сказать - так было всегда!

Первое известное мне описание подобного личного архитектурного переживания - точь-в-точь - принадлежит еще Александру Сергеевичу Пушкину. И настигло оно его в Коломне! Удивлены? Но нет нужды проводить расследование. Пушкин пишет об этом прямо. В поэме «Домик в Коломне».

Теперь начнём. - Жила-была вдова,
Тому лет восемь, бедная старушка,
С одною дочерью. У Покрова
Стояла их смиренная лачужка
За самой будкой. Вижу как теперь
Светёлку, три окна, крыльцо и дверь.

Дня три тому туда ходил я вместе
С одним знакомым перед вечерком.
Лачужки этой нет уж там. На месте
Её построен трёхэтажный дом.

Мне стало грустно: на высокий дом
Глядел я косо. Если в эту пору
Пожар его бы охватил кругом,
То моему б озлобленному взору
Приятно было пламя. …

Знакомо? Да? Впрочем, Петербург все равно изменяется. Причем чаще всего вне зависимости от наших желаний. Тот трехэтажный дом, ради которого снесли столь милую сердцу поэта «лачужку», тоже не сохранился. Сейчас ближайшие окрестности Покровской площади, ныне носящей имя И.С. Тургенева, по Садовой улице застроены домами в основном - модерновыми, в виде исключения - сталинками. Так уж получилось…



Что же так трогало Пушкина в этом домике, да и в патриархальной Коломне? Воспоминания юности. 11 июня 1817 года, окончив лицей, он поселился у родителей на набережной Фонтанки, 185, рядом с Калинкиным мостом. Квартира о семи комнатах располагалась на втором этаже дома члена Адмиралтейств-коллегии, адмирала Алексея Федотовича Клокачева и стала первым петербургским жилищем поэта.  Три комнаты - парадные, выходили десятью окнами на Фонтанку, остальные - во двор, где находился небольшой сад. Один из этих «непарадных» покоев и занимал Александр Сергеевич. Семья Пушкиных жила не в центре Петербурга, а на окраине, которой была тогда Коломна, по причине стесненности в средствах. По свидетельству соседа - лицейского приятеля Модеста Корфа: "Дом их всегда был наизнанку: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой - пустые стены или соломенный стул, многочисленная, но оборванная пьяная дворня и вечный недостаток во всем, начиная от денег до последнего стакана".

Правда район был очень тихий и покойный. Узкие улочки, маленькие деревянные домишки с обязательными мезонинами, лавочки...  - сонный покой «в пустых коломенских краях». Жили здесь в основном мещане, но и  дворяне селились нередко. Поблизости обитали многие лицейские друзья молодого и веселого поэта. В общем, окружение оказалось приятным, располагающим к частым визитам, совместным прогулкам и разного рода похождениям, в том числе и амурным. Героиня «Домика в Коломне», Параша, как раз и становится персонажем любовной истории. Хотя странная и нелепая коллизия поэмы - сплошная дразнилка и загадка. Расшалившаяся муза Пушкина играет с читателем так, как не играет даже в эпиграммах. Сама интрига до последних строк скрыта за бытовым, бессобытийным содержанием. Даже развязка, даже мораль, выведенная в конце - оставляют простор для предположений и толкований. В общем, есть желание - перечтите.



Из текста поэмы прямо следует, что Параша жила на самой Покровской площади
(современная пл. И.С. Тургенева) и являлась прихожанкой той же церкви, что и семья Пушкиных - Покрово-Коломенской. Проект этого храма- последняя воплощенная в жизнь работа известного русского архитектора Ивана Егоровичаем Старова, создателя Таврического дворца.



Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову - и в воскресенье
Там слушать русское богослуженье.

Это тоже из «Домика в Коломне». Впрочем, от той церкви, которую Пушкин вспоминал в 1830 году в Болдине ничего не осталось. В 1848 году и в 1899-1902 годах, ее расширяли и перестраивали, что совершенно исказило первоначальный архитектурный облик здания. После революции, в 1932-м  церковь Покрова Пресвятые Богородицы закрыли, а позже, в 1936 году - снесли.



А вот еще один любопытный факт. Гораздо позднее, в начале 40-х годов 19 века в той самой семикомнатной квартире на Фонтанке - 185, где юный Пушкин писал «Руслан и Людмилу», поселился автор наиболее выдающихся ампирных ансамблей Петербурга - замечательный русский зодчий Карл Иванович Росси. Старый, больной, отставленный Николаем I от больших работ и вдобавок почти разоренный, великий архитектор доживал свои дни там,  где великий поэт когда-то начинал творческий путь.

Впрочем, сейчас и этот дом не выглядит так, как в пушкинские времена. Еще при жизни поэта, в 1836 году появились боковые пристройки по лицевому фасаду: 8 окон с правой стороны и 3 - с левой. В 1856 г. был надстроен третий этаж, а в 1903 г. - четвертый. Теперь дом Пушкина-Росси выглядит так:







культурное наследие, туризм, Мойка 102, легенды, Санкт-Петербург, история одного дома, литература, Петербург, Прогулки по Коломне, архитектура, достопримечательность, Питер, историческое наследие

Previous post Next post
Up