Андрей Владимирович Курпатов
О смысле жизни - 2
Оригинал взят у
https://snob.ru/selected/entry/98718 Смысл жизни нужен нам по 1 единственной причине - чтобы не покончить с собой. Поверьте профессиональному суицидологу - это почти медицинский факт. Если непонятно, зачем жить дальше, жить дальше становится совершенно невыносимо. Но проблема в том, что смысла в жизни, сколько ни тужься, не обнаруживается.
Конечно, можно утешаться преданиями «древнееврейского фольклора» (©
Невзоров А. Г.). Но даже в них, признаемся честно, смысл жизни не указан, не определён и не сформулирован. Возможны, конечно, и альтернативные побасенки, но нигде ответа на сакраментальный вопрос всё равно нет.
Таким образом, мы оказываемся перед достаточно жесткой альтернативой: либо признать уже, наконец, отсутствие в жизни всякого смысла и свести с ней счёты, или, например, допустить, что он всё-таки есть, но настолько сложен, замысловат и непостижим, что в него надо просто верить (хотя остаётся неясным, как можно поверить в то, что никак не предъявлено).
Но верна ли сама эта альтернатива? В конце концов, мы же как-то продолжаем жить, несмотря на очевидное отсутствие в жизни смысла. Следовательно, есть ещё что-то, что нас в ней держит, хотя мы и не вполне, вероятно, это «что-то» осознаём. И действительно, мы держимся… за иллюзию счастья.
***
Счастье - гнилой товар. Но все же самый ходовой. Им наперебой торгуют маркетологи, религиозные деятели, политики, психологи, законодатели моды и прочие авантюристы. Купите, проголосуйте, поставьте лайк - и будет вам счастье!
Поскольку товар с гнильцой, его никогда не показывают целиком, резонно полагая, что мы тут же кинемся врассыпную. Впрочем, известно, что, если нам показать лишь самый его краешек, наше воображение само дорисует всё, что необходимо, причём до идеального состояния.
Рекламный плакат демонстрирует нам только небольшую часть модели - глаз, профиль, ногу, - остальную «красоту» мы придумываем сами, и вовсе не под дулом автомата. Нам просто очень хочется счастья. Разнообразным представителям «Бога» на земле достаточно лишь сказать, что «Он» нас любит, как мы тут же с лёгкостью ощущаем нисходящую на нас благодать. Да, хочется очень. Аж скулы сводит.
Или вот, например, политика… Как вам это чудо с 87%? Конечно, обещали народонаселению сверхдержаву - и вот она, полюбуйтесь! Сама ООН вздрогнула! Причём вздрогнула она на самом деле или нет - не так важно, главное - мерещится народонаселению счастье! Надо ему!
Про психологов, соблюдая корпоративную этику, я и вовсе молчу…
Ну да что там психологи, в конце-то концов! Этот фокус работает даже без «продавцов» - с любовниками и 2 половинами, с рождением детей и карьерным ростом, с переездом на новую квартиру и в другую страну. Мы сначала воодушевляемся, очаровываемся, проникаемся, что-то себе фантазируем, грезим счастливым будущим, идём ва-банк и без оглядки, а потом бац - возвращаемся аккурат к разбитому корыту и недоумеваем, мол, что это было?..
Такой вот это товар - «счастье». Сплошное разочарование. Мечты не сбываются, картинки не оживают, а невозможное остаётся невозможным. В общем, глобальный лохотрон. Мы уже 1000 раз обжигались и всё без толку: как те ёжики, плачем, колемся, но продолжаем коитировать кактус.
Мечта о счастье - это наше всё, на ней всё зиждется. Если человек решается на самоубийство «по идеологическим соображениям», то вовсе не потому, что потерял некий виртуальный «смысл», а лишь от того, что больше не верит в возможность своего счастья. Да, именно про «смысл» он напишет в предсмертной записке, но думать будет о том, что счастья нет. И не предвидится.
Почему не напишет как есть - про счастье? Потому что неловко и совестно нам о нём мечтать. Вроде как выглядишь глупо. Если о «смысле жизни» переживаешь, то это ничего, даже солидно. А если о счастье, то попахивает инфантилизмом, мол, «мы же все взрослые люди», «надо понимать, что жизнь не сахар», «крепись и будь как все».
Короче говоря, пора уже нам научиться говорить себе правду: не «смысл жизни» нас волнует, а сможем ли мы ещё быть счастливы. Всегда, когда мы говорим о «смысле», мы на самом деле говорим о «счастье».
Поэтому первое надо просто вычеркнуть, а второе крупно сверху написать. Так будет честно. Привирая, этот ребус не решить.
***
Когда в начале нулевых доктор психологии
Мартин Селигман занялся созданием
«позитивной психологии», я, признаюсь, поначалу решил, что Альцгеймер не дремлет и великий старик банально выжил из ума.
Ну, правда, в 60-х Селигман в изощрённо-издевательских экспериментах на собаках открыл феномен «выученной беспомощности», без которого мы бы так и не разобрались в патогенезе депрессии. В общем, Селигман представлялся мне таким грандиозным, бессердечным рыцарем объективной науки (как Иван Петрович, почти). А тут на тебе, какая-то «позитивная психология» и «исследования счастья» - ляськи-муськи, сяськи-масяськи. Тьфу!
Когда я прочёл первую книгу Селигмана по этой его новой «теории» - «Подлинное счастье», - мои опасения нашли полное подтверждение. И я окончательно убедился в том, что наш главный враг Альцгеймер, а другого просто нет. Она была ужасна.
Впрочем, страшный диагноз не подтвердился: через 10 лет Мартин Селигман публикует другую книгу -
«Путь к процветанию», в которой называет свой прежний взгляд «простым счастьеведеньем», не заслуживающим права считаться полноценной наукой.
Мартин Селигман преобразует школы и кампусы, реализует огромную программу повышения оптимизма в армии США, перерабатывает базовые установки
Всеми́рной Организа́ции Здравоохране́ния (ВОЗ), не без успеха воюет с фармгигантами и системой медицинского страхования, он консультирует ведущие корпорации, рассказывает правительству, как правильно считать ВВП и реформировать Уолл-стрит, а поднятую им проблему сексуального удовлетворения астронавтов на МКС, к слову, не без иронии называют в NASA «проблемой Селигмана».
Всё это звучит забавно, но, поверьте, если бы «позитивная психология» не демонстрировала подлинной эффективности, то Селигмана бы не пустили ни в американскую армию, ни в школы, ни в корпорации, ни тем более в NASA. «Позитивная психология» действительно работает: согласно исследованиям, она эффективнее психотропных препаратов и других видов психотерапии. Причём она оказывает существенное воздействие не только на больных депрессией, но и на «нормальных людей».
Как это работает? В чём тут фокус?
***
Селигман с сотрудниками, а их огромное множество, разработал сотни упражнений, техник, тестов и т. д., и т. п. И все значительно повышают самооценку подопытного. Да, рецепт предельно прост: если вы даёте человеку задания, в результате которых он начинает думать о себе лучше, нежели привык, его самоощущение меняется. Он становится более оптимистичным, деятельным, открытым и социально ответственным. Благодаря этому растёт его успешность, отношения с другими людьми улучшаются, а самооценка - теперь уже сама собой - пухнет как на дрожжах.
Такой вот самозаводящийся моторчик счастья.
И я бы, наверное, не стал рассказывать о докторе Селигмане, если бы не та точка, которую он поставил в дискуссии о человеке. Человек - и теперь в этом совершенно невозможно сомневаться - примитивнейший аппарат. Его легко можно не только запугать, но и осчастливить. Нужно лишь знать, где у него та заветная кнопка.
Итак, где же она? Чтобы изменить наши представления о себе, о жизни и саму нашу жизнь, не нужна ни физика, ни лирика, ни метафизика, ни духовность. Можно обойтись без религиозной проповеди, бесконечной медитации, государственной идеологии, национальной идеи и философии смыслов. Достаточно просто фокусов Селигмана с нашей самооценкой.
Легко можно сформировать «выученную беспомощность» (Селигмана, кстати, подозревают в том, что он консультировал военных по технологиям ведения допросов), а можно превратить в «машину процветания».
Селигман оказался в очень непростой ситуации: он добивается невероятных практических результатов, но пока никак не может сформулировать теорию. Признать правду, что он просто разработал технологию позитивного зомбирования (типа «выученной беспомощности», только наоборот), Селигман, понятное дело, не может. Допускаю, впрочем, что, находясь под воздействием собственного «выученного оптимизма», он этого даже не понимает.
А теория нужна, и с ней на самом-то деле никаких сложностей нет.
***
Вы будете счастливы при соблюдении 5 условий:
1. Ваши базовые потребности должны быть удовлетворены, а это, по нынешним временами, не так уж и сложно.
2. У вас не должно быть психического заболевания, которое проявляется как раз сниженным настроением: депрессии, например, или чего-нибудь ещё в этом роде. Впрочем, психофармакология нам поможет.
3. Наличие интереса.
4. Позитивных представлений о будущем.
5. Поддержка со стороны социального окружения (сообщества).
Все мы сейчас дико несчастливы именно потому, что наш интерес притупляется псевдоинтеллектуальным фастфудом, образ будущего больше не рисуется из-за общей суеты, а само наше общество рассыпалось по куче причин, которые даже бессмысленно здесь обсуждать.
Впрочем, существует масса способов помочь страждущим. Система Селигмана, например, очень неплохо справляется. Мы поднимаем самооценку, нагоняем оптимизма, и вот уже психика строит планов громадьё. Ей дико интересно то, что мы делаем, потому что она предвосхищает новые и новые «ага-переживания». Да и социальная поддержка нам тоже обеспечена - с позитивными и оптимистичными людьми всегда приятно иметь дело.
Но ровно такого же результата можно добиться и с помощью «церкви», причём неважно какой, даже виртуальной.
Вера - идеальный
анестетик наших страданий:
1. будущее обещает светлое,
2. жизнь наполняет смыслом (интересом),
3. другими людьми, если они исповедуют тот же религиозный миф, всегда можно договориться.
Другое дело, что никакая это не психотерапия, а банальный эффект плацебо: религия играет роль той же пустышки, что и аутотренинг от Мартина Селигмана.
***
Прочитав «О смысле жизни - 1», профессор каббалистики
Михаэ́ль Семёнович Ла́йтман написал мне
письмо. Вот его краткое содержание: вы, дорогой доктор, говорите, что смысла в жизни нет, но я его чувствую, а потому вы неправы. Слава каббале!
Каждый имеет право чувствовать всё, что ему заблагорассудится.
Конечно, я теряюсь в догадках, откуда Михаэлю Семёновичу известно о том, какую идею исповедует материя или каковы, например, планы природы на развитие.
Но ведь это и не важно. Важно, что утверждаемый моим оппонентом смысл так и не был им озвучен.
А вот счастье, при условии, что я этот смысл - каким бы он ни был - приму, было мне обещано.
Так что всё прекрасно, но профессор каббалистики, кажется, не учёл 1 существенного обстоятельства. Именно доктора Курпатова в своё время достопочтенный Forbes назвал «торговцем счастьем». Так что я вроде как что-то в этом бизнесе понимаю…
В своей рецензии Михаэль Семёнович по-отечески пишет: мол, вы, молодой человек, не переживайте, я тоже когда-то был учёным и верил в науку, а теперь я каббалист и верю в божественное, так что и вас это в какой-то момент постигнет.
Не знаю, мне всё-таки 5 десяток, и за свою жизнь я уже успел и уверовать, и разувериться, и лицезреть чудеса, и узнать, что это не чудеса вовсе. Главного нашего врага - Альцгеймера - я, понятное дело, со счетов не сбрасываю, так что зарекаться не буду. Но на 5 десятке, с другой-то стороны, пока всё-таки рановато.
Более того, поскольку я вовсе не воинствующий атеист, я, в случае необходимости, готов даже допустить существование некоего «высшего начала», «надличностного разума», «бога», если угодно.
Но с 2 важными оговорками:
1. «Ему» категорически на нас наплевать.
2. Никакой жизни после смерти для нас нет.
И то, и другое очевидно. Но божественное плацебо - завёрнутое хоть в каббалу, хоть в экстрасенсорику - работать в таком случае не будет.
Понимая, в чём на самом деле состоит счастье, я бы предложил идти прямым и ясным путём -
искать дело, которое нам интересно,
эмпатичных людей, которым в радость нас поддержать,
и строить с ними совместные планы на будущее, не зависящее от исторической конъюнктуры.
Ну и, конечно, не врать самим себе.
Это единственное, что на самом деле работает. То есть, возможно, имеет какой-то смысл.
Начало:
О смысле жизни - 1: http://moygospodin.livejournal.com/68511.html В тему:
Счастье есть?: http://moygospodin.livejournal.com/30728.html Счастье: http://moygospodin.livejournal.com/59828.html