Андрей Владимирович Курпатов
О смысле жизни - 1 Оригинал взят у
https://snob.ru/selected/entry/92339 Не то чтобы я думал, будто бы смысл жизни обладает какой-то сакральной сокровенностью, что его нельзя поминать всуе. Нет, как раз наоборот: я абсолютно уверен, что никакого смысла в жизни нет. Вообще никакого.
Но иллюзия смысла жизни - это, в каком-то смысле, опаснейшее психическое расстройство, поломавшее не 1 сотню гениальных голов (в дурных, впрочем, и ломаться нечему), а также миллионы и миллионы человеческих жизней.
В ней - в этой иллюзии - основа всех наших с вами тревог, волнений, несчастий и вообще всего плохого, что только можно себе представить. Считается, впрочем, что в ней как раз много хорошего. Но это враньё.
***
Вопрос о «смысле жизни» - это что-то вроде герпеса: заражены им практически все, но для обострения нужны соответствующие погодные условия и ослабленный иммунитет.
Последний серьезный рецидив смыслового герпеса мы переживали в недавних 90-х, о чем наглядно свидетельствовал феерический интерес публики ко всяким религиям и верованиям - магам, колдунам и целителям, а также галопирующий рост числа самоубийств.
Таков механизм: если у вас всё хорошо, то и вопросов нет, а если всё плохо, то нужен смысл, причём жизни, то есть, или в церковь (секту), или в петлю - 3 вроде как не дано.
В
СССР всё было более-менее понятно и предсказуемо, потому герпес смысла жизни обострялся только на диссидентских кухнях, а иммунитет большинства вполне поддерживался «линией партии» и её обязательствами по постройке «светлого будущего». В это, конечно, не слишком верилось, но ведь и погодные условия были сносными - «свои 4,70 я завсегда добуду», так что как-то справлялись.
В 90-х «завсегда добыть» было уже сложнее, поэтому начало набухать и зудеть.
Впрочем, рост цен на нефть и накатившая на нас внезапно «стабильность» нулевых выполнили роль
зовиракса и преднизолоновой мази - обострение поисков смысла закончилось, ранки зажили, на место сект пришёл гламур, на место гламура - ипотека и потребительские кредиты.
Но болезнь-то никуда не делась. В чем её суть?
Профессор психологии Йельского университета
Пол Блум считает, что всему виной свойственный нашему биологическому виду
эссенциали́зм - от латинской «эссенции», что значит сущность.
Мы, мол (и это «мол» подкреплено убедительной экспериментально-доказательной базой), просто устроены так, что всегда усматриваем в окружающей нас действительности некую «внутреннюю сущность».
Действительно, мы «обнаруживаем» сущности в других людях (называем это «душой», «личностью», «харизмой»), ощущаем эти сущности в живой природе - кто-то в прекрасности закатов и умилительности рассветов, а кто-то у своего любимого «котика».
Мы зрим сущность в поступках и художественных произведениях - например, Джоконду да Винчи от репродукции той же картины отличаем принципиально.
Мы обнаруживаем её в символах и эпохах, нациях и народах, а также в институтах власти и отдельных государствах.
А всяческие иезуиты - те и вовсе даже в Большом взрыве готовы прочесть и Замысел, и Промысел, только бы их христианский концепт Творения не накрылся медным тазом.
Профессор Блум весьма убедителен - посмотрите, говорит он, на маленького ребенка: у него ещё даже представление о собственной личности не выросло, а он уже усматривает в любимой игрушке некую специфическую сущность и никогда эту игрушку на другую - такую же - не поменяет.
Моей Соне - 11, а она своего игрушечного мишку (ему тоже почти 11, и живого места на нем не осталось) никому не отдаст, и спать без него не ляжет. Причём лет 5 тому назад этот мишка сменил пол - до этого он был «мишкой Настей», а потом стал «мишкой Киком», - но внутренней сущности своей не поменял.
Тогда как некоторые взрослые люди, напротив, зациклены как раз на «сущности» своего пола, которую они настолько в своем существе усматривают, что готовы «в борьбе за это» и пенисы себе отрезать, и вагину наизнанку вывернуть.
В общем, галлюцинация усмотрения сущности - какой угодно и в чём угодно, причём вплоть до хирургических последствий, - явление повальное. Но если меня не слишком удивляет Соня, которая «видит» в потёртом куске материи китайского производства некую особую «внутреннюю сущность», то человек взрослый с аналогичными симптомами настораживает...
Очевидно же, что мы имеем дело с универсальным психическим механизмом, который позволяет нам придумывать эти сущности и, более того, верить в них, чувствовать их, а в некоторых случаях даже оскорбляться, когда кто-то над ними, как я над «Киком-транссексуалом», глумится.
Поскольку же выдумывание это осуществляется неосознанно, мы верим в истинность, всамделишность и всяческую суверенность этих своих галлюцинаций, не испытывая при этом никакой неловкости. Хотя я бы 3 раза подумал, стоит ли человеку с наличием интеллектуальной функции демонстрировать подобную неадекватность почтенной публике.
Следует, включить мозг, произвести несложную мыслительную операцию и понять, что никакой «внутренней сущности» ни у «Кика», ни у конкретного субъекта, ни у государства, ни у народа, ни у какого-либо культа, ни у чего-либо ещё нет и быть не может. Нам это просто кажется.
Но если все эти «сущности» в основе своей - мистификация и заблуждения, то о каком смысле всего этого, включая жизнь, можно говорить?
***
Парадоксальным образом выясняется, что нам всё-таки имеет смысл задаваться вопросом о смысле жизни - хотя бы для того, чтобы осознать, наконец, что никакого смысла в ней нет. И должен отметить, что пока «психотерапевтическая общественность» пребывает в теоретических непонятках и неловко мнется с ноги на ногу, потенциальная клиентура современных психотерапевтов уже - сугубо эмпирически - нащупала дно.
Главный вопрос, с которым я сейчас всё чаще и чаще сталкиваюсь, касается как раз вопроса о «смысле жизни». Но звучит он в завуалированной форме:
«Смотришь на это: кто может, тот пилит, а остальным вообще на все плевать. Никому ничего не надо. Все места заняты. На хрена тогда вообще что-то делать?»
Или другой вариант, попроще:
«День проходит в бесконечной суете - дурацкие звонки, переговоры ни о чем, мелкие какие-то вопросы, одно, другое - и уже вечер. Что я делал? Зачем вся эта ерунда? Непонятно».
Или радикальное:
«Что в этой стране вообще хорошего может быть? Но уезжать вроде поздно... А здесь - что?! Сплошной
Мо́рдор».
Наконец, антропологическое:
«Брак, женщины (мужчины), работа, дружба - всё стало каким-то ненастоящим. Поговорить не с кем и, главное, не о чем. Все уткнулись в свои телефоны и соц. сети и вроде заняты. Бессмыслица какая-то».
Конечно, мы говорим лишь о части народонаселения, ведь львиная его доля в принципе не может обратиться за профессиональной консультацией, а тем более с вопросом о «смысле жизни» (вследствие, как говорят, некоторые мои коллеги, «отсутствия когниций»). Для заполнения внутрикраниальных пустот данной категории граждан вполне достаточно телевизора, так что тут стоит не вопрос, а очередь в
ХХС - за поясами, дарами и анатомическими экспонатами.
Но у тех, кто таки обращается, болит уже не сам «смысл», а какая-то дырка от него.
Фантомные боли. Да, уже вроде и неловко спрашивать про смыслы, но и что делать с собственной жизнью, тоже непонятно. Не зря я помянул СССР - раньше хоть какая-никакая иллюзия этого самого смысла была. Даже в переходном периоде что-то такое брезжило - мол, перетерпим, поднапряжемся и заживём как надо (
догоним и перегоним)! Ну и вот, дотерпели. И что теперь - опять под горку?
Нынешнее «будущее» странным образом кажется абсолютно предсказуемым в ситуации полной его неопределенности. И если вернуться к аналогии с погодными условиями и иммунитетом - это худшая из возможных комбинаций.
***
В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (
конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (
тоталитари́зм).
Моя ученица в Международном университете США в
Сан-Дие́го в своих исследованиях, результаты которых составили её диссертацию, получила данные о том, что для 90% исследованных ею случаев тяжелого хронического алкоголизма характерно выраженное ощущение утраты смысла жизни. (
Ви́ктор Эми́ль Франкл)
В конце 90-х и во время первого срока я работал врачом-психотерапевтом в кризисном отделении Клиники неврозов им. И. П. Павлова. Любое несчастье: смерть близких, насилие, тяжёлый развод, «неоконченный суицид»? Это всё к нам. И в случае суицида - хочешь не хочешь - приходится говорить о смысле жизни. Это театр абсурда, конечно.
Вот он (или она) сидит перед тобой, а в глазах немой укор: ну хорошо, доктор, вы меня спасли, откачали, антидепрессантами заглушили, а жить-то мне зачем? Счастье, если вопрос не озвучен впрямую - так от него легче отвертеться. И да, у хорошего психотерапевта всегда припасен с десяток ходов, как выкрутиться, если он всё-таки задан.
Но правда в том, что ответа на этот вопрос нет, точнее, есть: сам этот вопрос - банальная логическая ошибка.
Но не могу же я, врач-психиатр, попросить незадачливого суицидента почитать
Фридриха Людвига Готлоба Фреге периода «Основных законов арифметики»...
Да, смысл есть исключительно в предложении, и нигде более - ни в знаке (у знака есть лишь его значение), ни в тексте, который формирует в нас некое представление, ни тем более в реальности, с которой это предложение соотносится. Если вы разобрались в том, что значат те или иные знаки, вы можете понять смысл, заключенный в их комбинации (если она не бессмысленна):
Например, смысл предложения «на улице идёт дождь» в том, что на улице идёт дождь, и этот смысл можно передать ещё множеством других предложений, даже невербальных. Ни у самой улицы, ни у дождя смысла нет. В зависимости от ситуации мы можем говорить о той или иной функции «улицы», «дождя», «знака» и т. д., вы можете попытаться выяснить причины тех или иных явлений, определить цели каких-то механизмов или поступков, но сущность этого всего - только в наших головах, а смысл - в соответствующих предложениях.
Всякий, вероятно, удивится, если его попросят объяснить смысл «атома», «кристалла» или «инфузории туфельки». Это странно. Но странно и то, что эта простая как дважды 2 логика отказывает «человеку разумному», когда он задумывается о каком-то особом, потустороннем, мистическом смысле «эволюции», того или иного художественного произведения, «распятья Христова» или о смысле «жизни», наконец. То есть, где-то есть та грань, за которой мы вдруг, с какого-то гуманитарного перепугу, начинаем искать смысл, которого по определению быть не может.
Всё это - «эволюция», художественное произведение, «распятье Христово», «жизнь» - лишь наши представления, то есть, по существу, истории (
наррати́вы). Эти истории опять же выполняют некую функцию, но не обладают никаким внутренним смыслом. Интересны, целесообразны, удобны, но бессмысленны.
По идее, я, конечно, должен был бы сказать своим суицидентам:
«Дорогие друзья, ваша проблема не в утрате смысла жизни, а в том, что вы почему-то думали, что он у неё есть. Теперь что-то пошло не так: любимый бросил, компания обанкротилась, дети вас послали, одиночество напало страшное, и вы, наконец, поняли, что заблуждались. Ну, о’кей, поздравляю вас: теперь вы куда ближе к реальности, чем прежде!
Зная, что смысла у жизни нет, вы можете рассудить разумно и придумать для себя интересные и приносящие удовольствие занятия.
Вы перестанете тешить себя иллюзиями - ждать “принцев на белом коне”, “вселенской справедливости”, “с тех пор они жили долго и счастливо” и т. д.
Это гарантированно избавляет вас от разочарований. Вся эта ерунда больше не будет вводить вас в ментальный блуд, а ваша жизнь станет предметом вашей собственной заботы.
А дальше - как потопаешь, так и полопаешь. И да, вы можете прожить вполне счастливую жизнь!»
Но сказать всего этого я не мог, потому что избавление от заблуждений в нашем обществе - это куда более страшный грех, нежели генерация любой, самой отчаянной и высокопарной глупости. Мы на каком-то подсознательном, интуитивном уровне сопротивляемся признанию любого честного ответа на поставленный нами же самими вопрос. Но коли так, зачем тогда вообще спрашивать? Если удобно жить в иллюзии, то надо идти до конца и верить - в смысл жизни, в Бога, в чёрта, да во что угодно.
Однако, поступая так, следует помнить, что вы выбрали тертуллианову дорогу - сredo quia absurdum - и лишились права на высказывание, поскольку как раз у высказывания смысл-то должен быть. Иначе говоря, если вы отказались от разума в пользу веры, вы более не можете прибегать к услугам разума, эту веру обосновывая. «Аut-Аut!» - как любил говаривать
Сёрен Обю́ Кье́ркегор.
“Смысловой герпес” вездесущ, иммунитет слаб, а погодные условия плохи, так что настало время сделать выбор: или уверовать и просто отключить мозг, или принять реальность такой, какая она есть, и задействовать интеллектуальную функцию.
Впрочем, для успеха на этом, 2 пути нам необходимо разобраться с «удовольствием». Но эту тему, как говаривала
товарищ Рыжова, я разовью в следующей части.
Оригинал взят у
https://snob.ru/selected/entry/92808 Любое враньё, или даже невинное лукавство, если ставка долгосрочная, рано или поздно приведёт к проигрышу. Думаю, этого совершенно невозможно избежать. Факты как сваи, которые вы вгоняете в почву, прежде чем начать основное строительство. Если хотя бы 1 из них - фикция, проблемы возникнут. Неосознанное враньё, быть может, ещё хуже, чем преднамеренное: вы сами не поймёте, почему вдруг всё стало рушиться, не увидите первых признаков грядущей катастрофы, не подготовитесь к эвакуации.
***
Ни 1 из аргументов, приведенных выше, не был оспорен. Причём их было не так уж много - я намеренно ограничился всего 3: научным, логическим и лингвистическим. Вкратце они таковы:
Во-первых, вот что является доказанным научным фактом: те «сущности», которые мы усматриваем в окружающей нас действительности, нами же в неё и привносятся. То есть, эти «сущности» являются фантомами нашего с вами сознания. Я очень люблю и Платона, и его теорию эйдосов, но с искренним сожалением вынужден признать, что эти эйдосы существуют только в наших головах, а не на небесном своде, и тем более не в фактической реальности. Они - объекты мышления. Важные, полезные, понятно как мозгом конструируемые, но объекты мышления, и точка.
Во-вторых, если бы смысл был действительно присущ вещам (событиям, явлениям - чему угодно вне нас) не потому, что мы его туда привнесли, а неким иным, исконным образом, то смыслом обладала бы любая вещь. Но как быть, в таком случае, с «Домом-2», фекалиями или ленью? Допустим, по какому-то загадочному Высшему Произволу определённая избирательность в этом деле всё же присутствует. Однако как мы узнаем о Его - этого Произвола - решении? Если кто-то слышит соответствующие голоса, я хоть и не консультирую, но могу посоветовать, куда обратиться. В остальном логика против.
В-третьих, понятие «смысл» имеет совершенно чёткое и ясное значение: смысл - это та информация, которая сообщается в предложении (высказывании, суждении). По сути, наши мысли и есть те самые смыслы, которыми мы непрерывно делимся друг с другом. Причём смысл, как мы видим, неплохо передается разными способами. Например, смысл предложения «на улице идёт дождь» можно передать и так: «стояла дождливая погода», или «за окном моросило», или «осадки соответствуют прогнозу» и т. д.
Но кто из вас хотя бы раз в жизни слышал высказанный смысл жизни? Попробуйте сделать это прямо сейчас, и уверяю: у вас ничего не получится.
Вы можете назвать какие-то цели вашей жизни:
воспитать детей,
добиться известности,
«прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Но это ваши личные цели, усвоенные вами в процессе воспитания и скорректированные последующим жизненным опытом. Это не смысл жизни.
Так что вот он, факт: сформулировать смысл жизни нельзя, и вовсе не потому, что он, подобно лорду
Волан-де-Морту, «Тот-Кого-Нельзя-Называть», а потому, что его нет.
Теперь внимание: если, несмотря на все приведенные аргументы, вам по-прежнему продолжает казаться, что смысл у жизни всё-таки есть, - значит, вы верите в Бога. Возможно, не подозреваете об этом, но верите. То, что верите - это не хорошо и не плохо, а просто факт, но если верите и не осознаете этого - у вас проблема.
***
Конечно, я отдаю себе отчёт в том, что верующему нет нужды формулировать смысл жизни, для него он, и есть сам Бог. Испытывая прилив религиозных чувств, он ощущает, «насколько жизнь исполнена смыслом», и всё ему «ясно как Божий день». Теперь посмотрим на картинку.
Это результаты компьютерного сканирования активности мозга самой настоящей католической монахини,
проведённое нейрофизиологами Эндрю Ньюбергом и Марком Уолдманом. Слева мозг женщины в спокойном состоянии, справа - её же мозг, но во время молитвы. Что на это скажет специалист?
На изображении справа он отметит очевидное снижение активности в лобных долях (это те, что сверху) и ещё более существенное - в теменных (эти снизу). Видите, насколько меньше стало красного?
Лобные доли отвечают у нас за ощущение собственного «я», а теменные - за пространственно-временную ориентацию. Во время молитвы, объясняет Ньюберг, человек утрачивает чувство самоконтроля и как бы дезориентируется. В результате возникает специфическое ощущение отсутствия времени и пространства, он чувствует себя единым целым с предметом своего созерцания - с Богом, Вселенной и т. д. Разумеется, тут не до рассудочных формулировок смысла жизни - просто входишь в состояние умиротворения, духовного экстаза, внутренней гармонии, и хорошо.
Не знаю, удивит ли это моих читателей, но характер активности мозга в состоянии молитвы практически не зависит от вероисповедания исследуемого субъекта, имеет значение только характер самой молитвы - внутренняя сосредоточенность, повторение священных текстов и т. д. (это видно на соответствующих томограммах). Впрочем, если Бог - это Бог, то удивляться тут нечему: Он у всех 1 и проявляться в мозгу должен одинаково. Фокус, состоит в том, что ровно таких же изменений активности мозга можно добиться путем элементарных тренировок по сосредоточению или повторению бессмысленных текстов, никак не связанных с религиозной тематикой.
Да, если предмет веры определён, концептуализирован и т. д., и т. п., то вызвать у себя соответствующее состояние блаженства и «исполненности смыслом» проще. Но на самом деле всё зависит лишь от усердия, а проще говоря, от количества соответствующих занятий. Верующий человек, вероятно, возразит, что, мол, есть ведь и нечто другое - есть «ощущение присутствие Бога». Как это-то объяснить?! Просто. Причём при помощи всё той же однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (
ОФЭКТ).
В центре картинки 2 маленькие стрелки, которые указывают на парное образование яйцевидной формы. Это таламус - тот самый, благодаря которому наше восприятие связывается с сознанием, а наши мысли насыщаются эмоциями. Впрочем, на данном изображении с таламусом что-то определенно не так: 1 «яйцо» горит, словно красная лампочка, а 2 будто бы и нет вовсе. Но поверьте, оба таламуса на месте, просто 1 его «яйцо» активно работает, а 2 - нет. Учитывая, что наш испытуемый абсолютно здоров, подобная асимметрия совершенно поразительна!
Для производства столь странного нейрофизиологического эффекта обладателю представленного мозга пришлось много потрудиться - у него на счету 15 лет усердных молений. И именно сейчас, во время молитвы, запечатленной на этом томографическом снимке, и именно в этом пасхально-красном яйце он и ощущает присутствие «Бога». Много лет он сосредотачивался на идее божества, насыщал её в своём таламусе чувствами и эмоциями, пока хлеб и вино нейрофизиологии не обратились для его сознания в плоть и кровь Бога. Теперь он совершенно искренне воспринимает Бога как реально существующий объект и «ощущает Его присутствие».
Вообще говоря, это обычная функция таламуса - смещать границы реальности: именно он помогает нам опираться на свои мысли так, словно бы это объективные факты, а не просто какие-то идеи. Например, вы никогда не знаете, сколько прошло времени - в нашей голове нет будильника, но если вы посмотрите на часы, то время тут же станет для вас реальным. В общем, это абсолютно естественный нейрофизиологический механизм, который, если очень постараться, может производить не только псевдообъективную реальность, но и сверхобъективную.
Как «доктор Курпатов» я, конечно, скажу, что всё это очень хорошо. Правда. Если человек способен натренировать свой мозг впадать в нирвану, справляться, таким образом, со стрессом, наслаждаться жизнью, это счастье. Но чем этот эффект оборачивается для мышления?
***
Представим себе наше мышление как простое математическое уравнение «А + В = С»:
то есть, вы сопоставили какие-то факты (А и В) и пришли к какому-то выводу (С).
С этим уравнением можно работать:
например, если обнаружатся дополнительные факты (Ё, К, Л, М, Н), мы подставим их в левую часть нашего уравнения и скорректируем ответ. Но ни Бог, ни наши хваленые смыслы не являются фактом (чего, впрочем, нельзя сказать о вере в Бога, например), кроме того, Он неизъясним и пути Его неисповедимы.
То есть, в нашем уравнении появляется загадочная «переменная Х», которая, в силу обозначенных свойств Бога, может стать коэффициентом к «А», корнем из «С», степенью для возведения в неё «И», «Т», «Д».
Всё, дальше мышление невозможно. Любые аргументы, доводы, научные доказательства и тому подобные приблуды разума уже более ничего не значат: они в любом случае будут, если потребуется, скорректированы соответствующей «переменной Х», появляющейся, как чёрт из табакерки. Сейчас я рассказал о нейрофизиологии веры - ничего личного.
Поэтому мне снова приходится повторить «Aut-aut!»: вы или мыслите, или веруете. И если 2, то будьте хотя бы последовательны - не апеллируйте к разуму, не мухлюйте с ним. Просто верьте, если таково ваше решение.
Верить в Бога - нормально: так работает наш эссенциализм. Честно говоря, скорее ненормально в Него не верить, если уж мы так устроены. В моём счастливом советском детстве я, например, чистосердечно верил в дедушку
Ле́нина и даже заочно с ним общался. Более того, я был искренне уверен, что он меня понимает, и очень этому радовался. В общем, в нас этот механизм есть, и он реализуется в любой социально-культурной среде, хоть у пигмеев, хоть у британских аристократов, хоть в моём советском детстве.
С другой стороны, зная о том, каким психическим механизмом эта вера обусловлена, верить уже, мягко говоря, сложнее. Но самое неправильное и даже опасное - прятать эту веру, если она всё-таки у вас есть.
Понятно, что «современный человек» испытывает некоторую неловкость, признавая себя верующим: вполне естественно смущаться немодного дедушки из старой книжки и пытаться спрятать его под лавку, когда «космические корабли бороздят бескрайние просторы вселенной». Но ничего не изменится, если вы просто поменяете понятия «души» и «Бога» на «экзистенцию» и «трансцендентное». Вы можете приосаниться и лечь грудью на амбразуру, защищая эти свои метафизические смыслы, но правда в том, что речь идёт о том же «Боге», а защищаемый вами «смысл» - просто другой способ сказать о Нём же.
Вся наша современная - чахнущая и уходящая в небытие - «высокая культура», к великому сожалению, основана на этом лукавстве. Сама «высота» потребовалась нам взамен «мёртвого бога»
Фри́дриха Ви́льгельма Ни́цше:
мы не решились отнести себя к обезьянкам, и нужно было на скорую руку придумать что-то эдакое - некую духовность без Духа. На сломе эпох, при переходе от наивных верований к научно-техническому прогрессу это получилось.
Но вот уже идёт поколение, сформированное новым временем, и спрашивает: «А что вы конкретно можете предъявить?» А предъявить нам, по сути дела, нечего: мы говорим про «смыслы», сформулировать которые не можем, и, испытывая интеллигентский стыд, замалчиваем «Бога».
№ с переодеванием не удался, лицедей оконфузился, а публика - молодая и задорная - хохочет, выкрикивая непристойности прямо из 1 ряда. И повинны в этом «кризисе культуры», в «эпохе потребления», в воцаряющейся вокруг «бессмысленности» не
Дарвин с
Фрейдом и
Марксом, а поборники «высоких смыслов», прячущие под рубашками нательные крестики. Нельзя на подобных фокусах, подменах и лукавстве построить стройное здание мировоззрения, принципов и целей, нельзя на этой лжи сделать жизнь человека по-настоящему осмысленной.
Продолжение:
О смысле жизни - 2: http://moygospodin.livejournal.com/68661.html