Вера в справедливый мир (
англ. Belief in a just world) - сформулированный
Мелвином Лернером (англ.)
русск. социально-психологический феномен, выражающийся в вере в то, что мир устроен якобы справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками: хорошие люди награждаются, а плохие - наказываются.
Оригинал взят у
togarini_orta в
О некоторых особенностях веры в справедливый мир Все мы умные-разумные, все мы про "веру в справедливый мир" знаем и смеёмся над "светлыми человечками", пафосно рассуждающими про карму, Вселенную и всё такое прочее. Но по чесноку - многие не намного дальше "светлых человечков" ушли.
Часто вера в справедливый мир выражается не в судорожном подсчёте кармы и "позитивных аффирмациях", и даже не в подходе "самадуравиновата" и "надобылопонимать". Часто это проявляется в мнении "порядок = справедливость".
Например, при рассуждении об иерархиях начинаются пространные разговоры об "особой ответственности
элиты перед тёмным народом". Де, с дремучего мужика-то, какой спрос? Живи себе под барином, не забывай только работать. А барину-то дууууумать надо!
Или вот гендерная тема - де, ну конечно, бабам тяжко было - ни тебе прав, ни тебе возможностей, зато ответственности никакусенькой! Рожай себе хоть каждый год, вкусно кашеварь, веди быт, поднимай детей, усердно работай, красиво соблазняй, подчиняйся - зато все проблемы и ответственность только у мужика. А что делать, как по-другому?
То есть, если какой-то порядок по каким-то причинам устоялся и стабильно просуществовал какое-то время, то значит, нечего тут рассуждать, что в нём было хорошо, а что плохо - работало? Работало. Каждый получил от системы своё? Получил. Ну и нечего тут.
Тут надо остановится на 2 моментах.
1. "Порядок не обязан быть справедливым". Это всегда сложно принять, и у всех все места сразу начинают чесаться, но да - порядок может быть не справедливым. Чаще всего он именно такой и есть - некая малая группа сосредотачивает в своих руках ресурсы, выстраивает иерархическую модель и имеет профит.
Поскольку
паразит использует
жертву в пищу, то заботится о её и соответственно своём благополучии. Да, если эта малая группа заинтересована в стабильности системы - она будет заботиться об интересах и нижестоящих групп.
А может и не заботиться, а пытаться обеспечить стабильность другими методами.
2. "Система не обязана компенсировать затраты всех участников справедливо". В ней этого правила не заложено, так как оно противоречит задачам системы.
Ну, то есть, несение некой "ответственности" не компенсирует женщинам угнетения от мужчин. Опять же, несение некой "ответственности" элитой не компенсировало рабочим/крестьянам всех минусов закрепощения. И так далее.
Более того, если у элиты есть возможность обеспечить стабильность в системе силовыми методами - она будет это делать именно силовыми методами, потому что, они дешевле.
А если уж мы хотим рассуждать о высоких материях, то есть, рассматривать, что каждая группа получает от существующего положения дел, то надо уж тогда рассуждать честно и подсчитать точно - сколько, кто и кому. И тогда внезапно окажется, что как-то угнетённые всё время "переплачивают" за те крохи, которые им с барского стола перепадают. И вообще, крохи падают только тогда, когда уже совсем невмоготу, а так-то никто там не считает себя обязанным что-то компенсировать. Ишь ты, удумали, нахлебники-захребетники.
Click to view
proektKOZA - Карма не работает!
Я заметил, что даже люди, утверждающие, что все предопределено и что мы не можем ничего изменить, всегда смотрят по сторонам, переходя дорогу. (
Сти́вен Уи́льям Хо́кинг)
В тему:
О некоторых особенностях веры в справедливый мир: http://moygospodin.livejournal.com/43481.html Как аукнется, так и откликнется?: http://moygospodin.livejournal.com/41441.html Правда и самообман: http://moygospodin.livejournal.com/43689.html