Оригинал взят у
https://metasilaev.livejournal.com/306333.html Люди должны платить как за своё добро, так и за своё зло, возможность того и другого в бесплатном виде - может быть, главная фигня в текущей цивилизации.
Например, «заботиться о бедных» означает, что ты находишь каких-то бедных, даёшь им денег, вещи, еду.
Лучший способ помочь бедным - это не стать одним из них. (Ланг Ханкок)
Ну или не даёшь - заботится о бедных вовсе не обязательно каждому.
Или даёшь, когда подойдут и попросят 50 рублей на опохмел.
Или когда это какие-то свои, родные бедные.
Всё это нормально.
Не нормально, когда забота о бедных выглядит как «я считаю, государство должно заботится». Это потребление своего морального образа, без сопутствующих затрат.
А затраты всё равно есть, когда «заботится государство» - это означает лишь, что за твои нежные чувства платит кто-то другой.
Но, давайте честно, добро за чужой счёт - разновидность зла.
Если некто считает, что нужно помогать, к примеру, беженцам - он должен селить их в своей квартире и кормить за своим столом. Или жертвовать на приют.
А не голосовать за партию, которая «поможет». За чужой счёт - это разновидность зла.
Если считаешь, что каким-то группам населения не докладывают плюшек - возьми и доложи из своей тарелки. Так и только так, докладывать вообще, из воздуха означает докладывать из чужой тарелки.
Платить за зло означает, как минимум, подставляться под ответку.
Как-то ехал в междугороднем автобусе, впереди 2 пацана обсуждали своё, пацанское. Что-то в плане этики:
как кто-то забоялся боли, и струсил, кто-то не ответил за базар, и это фу.
Пахнуло какими-то викингами - суровыми, но по-своему понятийными. Рождение этики из духа её отсутствия происходит везде, где есть, как минимум, возможность ответки и репутации. Начинаются игры с обратной связью, и добро, загнанное в какой угодно угол, потихоньку возвращается.
Твори что хочешь - но твоя шкура должна быть на кону, говоря словами Насима Талеба. У тех уличных пацанов она, очевидно, была.
У сетевого хама, телефонного жулика, анонимного доносчика и пресловутой старушки, подкладывающей дровишек в костёр еретику - очевидно, нет.
Одно дело, когда гомофобия означает ходить на геев самолично, можешь взять рогатину, но они тоже могут, и довольно быстро выяснится, что важнее - право геев на жизнь, или право гомофоба на их отсутствие.
Другое дело, травить их за компанию с большой страной. А в другой стране, можно, например, травить уже гомофобов, тоже всей страной. Неважно, кого. Важно, сопряжена ли твоя ненависть с риском, и если сопряжена, жизнь покажет, что ненависть - плохое чувство.
А если нет возможности расплатиться, и зло творится за чужой счёт - это приближение к какому-то эталону зла, даже если по мелочи.
В тему:
Бери всё, что хочешь, но плати полную цену (Почему Россия не Америка?) -
https://moygospodin.livejournal.com/336916.html