Оригинал взят у
https://schegloff.livejournal.com/1239848.html Много лет назад я открыл для себя технику, с помощью которой "Капитал" стал великой книгой:
сочетание действительно хороших социально-экономических моделей (трудовая теория стоимости + отчужденное поведение) и тонкая подмена в нужных местах выводов из самих моделей правильной (то есть востребованной тогдашним социумом) пропагандой.
Рабочие передовой класс не потому, что их численность растет и будет расти, а значит, те кто научатся их использовать, будут в плюсе, - а потому, что только они создают "прибавочную стоимость".
Какие мы молодцы, подумали рабочие, и стройными рядами.
Так вот, когда классики марксизма применили трудовую теорию стоимости к примитивным обществам, выяснилось, что производительность этого самого труда решающим образом влияет на относительную численность "эксплуатируемых" и "эксплуататорских" классов.
Пока средний человек в обществе производит еды на 1$ в день (который по большей части сам и съедает) - дворец можно построить только 1 из сотни тысяч, а все остальные останутся "крестьянами".
Когда технологии совершенствуются до 2$ в день (то есть работать "на земле" нужно лишь каждому второму) - происходит "феодальная революция", вся Европа застраивается замками, построить который может любой, владеющий тысячью душ (из которых уже можно выделить 100 каменщиков и 100 воинов).
Когда производительность труда вырастает до 100$ в день (это уже уровень современных развитых экономик) - все необходимое для жизни может создать 1% населения, а остальные 99% получают возможность делать чего захотят.
А теперь собственно цитата: ну вот они и захотели.
В условиях, когда все необходимое для жизни в любом случае произведет этот жалкий 1% населения, говорить об экономической детерменированности происходящего в социуме уже полный анахронизм. Начинают работать другие закономерности,
например те, которые приоткрывает теория Власти;
современные люди получают свой кусок хлеба не от природы, требующей соблюдения технологических правил производства, а от других людей, требующих соблюдения...
Да-да, Вы угадали:
совершенно произвольно придуманных ими правил, например присягания Марксу или вставания на одно колено.