Высокий статус при помощи демонстративного потребления (Почему денег всегда не хватает)

Nov 27, 2020 11:11

   Оригинал взят у https://olegmakarenko.ru/2008857.html



Китай объявил, что покончил с бедностью. 40 с небольшим лет животворящего капитализма понадобились разорённой стране, чтобы стать первой экономикой мира и обеспечить достойный уровень жизнь каждому гражданину. Жаль, что Дэн Сяопин умер в 1997 году, и не успел увидеть, как его главный лозунг, - «Обогащайтесь!», - преобразил огромный Китай.

https://www.ng.ru/world/2020-11-24/6_8022_china.html

Впрочем, «достойный уровень жизни» - власти и народ понимают по-разному. Достойный уровень жизни складывается из 2 составляющих:
   из материальных потребностей организма и из возможности поддерживать высокий статус в обществе при помощи демонстративного потребления.

Если сытная порция риса со свининой доступна сейчас каждому китайцу, то статусная еда, - панды, летучие мыши, обезьяны, - стоит слишком дорого, чтобы быть по карману людям со средним достатком.
   Простые люди страдают и чувствуют себя бедными, так как едят простые блюда, в то время как их сосед Жонг поглощает в ресторанах разную экзотику, да ещё и напоказ выкидывает после трапезы большую часть блюд на помойку.

Мы все выросли на культуре Древней Греции:
   на всех этих историях про похотливого Зевса и его многочисленных любовниц. Мы с детства впитываем античную романтику, не замечая, что древние греки ведут себя как типичные дикари. Работорговля, содомия, промискуитет и кровная месть кажутся нам через туман прошедших тысячелетий нормальными и даже, смешно сказать, достойными подражания.
   Однако, возьмите всем известного Николая Куна, откройте наугад его «Легенды и мифы Древней Греции», и перенесите мысленно героев древнегреческих трагедий в наше время, в 21-й век. Вы обнаружите, что подобные хищные герои есть в изобилии и сейчас, вот только сейчас такие агрессивные дикари вызывают восхищение лишь у самых отсталых и малообразованных народов нашей планеты.

Одно из типичных проявлений варварства - роскошные пиры, которые устраивают в чью-нибудь честь.
   В игре «Кингмейкер» была сценка, в которой отряду искателей приключений выдавали опасное задание. Варвар интересовался, что отряд получит в награду:

- Обширные земли, титул барона этих земель, деньги, сокровища.
   - Ну а серьёзно?
   - Мы устроим в вашу честь большой пир на 500 человек, куда пригласим весь цвет аристократии королевства.
   - Вот теперь это деловой разговор.

В обществе традиция варварских пиров осталась в виде дней рождений и свадеб:
   праздников, которые проводятся «в честь» конкретных персон. Обилие гостей и богатство стола демонстрируют статус виновников торжества, которые получают от этого большое удовольствие. В некоторых странах дела обстоят ещё печальнее:
   в среднеазиатских осколках СССР иногда считается нормальным потратить на свадьбу или похороны свой доход за 5-10 лет. Россияне смотрят на такое расточительство с недоумением:
   они предпочитают сжигать деньги иначе. Главные способы статусного потребления в России - это смартфоны, автомобили, одежда и путешествия.

Когда мы надеваем модную одежду, садимся в дорогой кабриолет и плавно проезжаем по главной улице курортного городка, мы испытываем удовольствие отнюдь не от того, что одежда удобна, а сиденье автомобиля мягко.
   Мы испытываем удовольствие от демонстрации окружающим нашего высокого статуса. Когда блогеры жалуются в интернете, что им не хватает денег, это практически всегда именно жалобы на сложности с покупкой статусных вещей - «мы тут последний хвост без соли доедаем, а олигархи на яхтах катаются». Сама постановка вопроса выдаёт стоящие за ней мысли:
   «я тоже хочу яхту, а денег хватает только на моторную лодку».

Характерные данные от «Бэнк оф Америка»:

https://t.me/crimsondigest/1222

По оценке Bank of America в 2020 из-за ограничений на внешний туризм (из-за коронавируса) российская экономика получила стимул в виде увеличения внутреннего спроса на эквивалент 1,5-2% ВВП. При этом весь экономический рост за 2018 год составил в России всего 2,3%.

2% от ВВП - астрономическая сумма. Мы действительно тратим на путешествия очень много:
   не потому, что путешествия доставляют нашим организмам пользу либо чувственное наслаждения, но потому, что путешествия подчёркивают наш статус. Турист может сказать себе и миру:
   «я достаточно богат, чтобы отдохнуть на престижном курорте в гостинице 5 звёзд».

Теперь вы видите, почему рядовые граждане любой страны относятся к рапортам о победе над бедностью с большим скепсисом.
   Наивные государственные мужи снабжают подопечное население хлебом, зрелищами и жильём, не понимая, что на самом деле населению нужны деньги на статусное потребление:
   на недоваренное мясо летучих мышей и на прочую роскошь. При этом обеспечить всех деньгами на роскошь невозможно даже теоретически, ибо если каждый сможет позволить себе, к примеру, джинсы или видеомагнитофон, эти товары немедленно перестанут быть роскошью.

Идея борьбы со статусным потреблением тоже спорна.
   С одной стороны, да, как только россиянам помешали закапывать деньги в морской песок турецкого побережья, мы немедленно начали вкладываться в квартиры. Сейчас у нас одновременно фиксируются рекорды и по выдаче новых ипотек, и по досрочному погашению старых:

https://www.rbc.ru/finances/11/11/2020/5faa5a909a7947545ebc5835
https://www.gazeta.ru/business/news/2020/11/25/n_15274447.shtml

С другой стороны, Бернард Мандевиль заметил ещё в XVIII веке, что расточительство является двигателем экономики.
   Тогда англичане прокляли его как опасного циника, однако история человечества доказала, что он отчасти был прав:

http://samlib.ru/k/kormin_m_w/opcelah.shtml

Так, большой проблемой Индии является менталитет индийцев.
   Многие из них - философы, привыкшие довольствоваться малым. Заработав на кусок хлеба, типичный индиец перестаёт работать и начинает наслаждаться жизнью. Дырки в одежде, подтекающая крыша и старый компьютер индийца не волнуют:
   как говорили советские водители, это «на езду не влияет». В результате Индия развивается медленнее чем могла бы, так как испытывает дефицит амбициозных кадров.

Несколько веков назад решение проблемы интуитивно нащупали протестанты.
   Вместо того, чтобы хвастаться могучими лошадьми и золочёными каретами, протестанты питали свой статус деловыми успехами:
   ответственными должностями и прибыльным бизнесом. Привычка хорошо работать и вкладывать заработанное обратно в дело стала тем локомотивом, который вытянул Западную Европу и американские колонии далеко вперёд. Сейчас, когда работа снова становится на Западе постыдной, мы наблюдаем откат к более древним практикам:
   западная молодёжь равняется теперь не на условного Генри Форда, а на условных чернокожих рэперов, демонстративно наслаждающихся жизнью на дорогих яхтах.

Я уже рассказывал вчера, наш Минфин выпустил тренинг-игру для детей «Не в деньгах счастье»:

https://vashifinancy.ru/materials/nastolnaia-trening-igra-ne-v-dengakh-schaste-9/?sphrase_id=22784
https://260619.selcdn.ru/Materials2020/100158_1_001/100158_2_002_Videoinstrukcia_igri.mp4

Это важный первый шаг по дороге от варварства к цивилизации.
   Игрокам объясняют, что лучше не брать сразу микрокредит на покупку айфона, но получить вначале образование, устроиться на работу получше, и уже потом, заработав чуть больше денег, спускать их на айфон.

Конкретно в России добропорядочный член общества имеет хорошую работу, без сильного напряжения выплачивает кредиты и выделяет достаточно денег на одобряемое статусное потребление:
   на заграничный отпуск, на достойный автомобиль и на регулярные праздники в ресторанах. Про такого говорят, что он «умеет обращаться с деньгами», его ставят в пример другим. И действительно:
   уж лучше иметь хорошую работу и умеренные долги, чем иметь плохую работу и быть по уши в неподъёмных долгах.

В любом случае, полностью исключать статусное потребление из своей жизни, превращаться в философа или монаха, решение сомнительное.
   Тут действуют те же правила, что и с едой:
   если без мяса летучих мышей вполне можно обойтись, то исключать из рациона всё мясо и все фрукты, питаясь изо дня в день одним только пресным рисом, было бы даже вредно для организма. Многочисленные исследования показывают, что мы должны проявлять умеренную заботу о своём статусе и своём внешнем виде.
   В сложных условиях, - в тюрьме, на необитаемом острове, в больничной палате, - психологи рекомендуют бриться, причёсываться и, вообще, следить за собой. Исследования показывают, что подобные действия позволяют нам переносить тяжёлые испытания значительно легче.

Оригинал взят у https://olegmakarenko.ru/2215000.html

Автомобили стоят дорого, поездки в отпуск стоят дорого, новые айфоны стоят дорого. Всё в реальной жизни стоит дорого, так как если бы оно стоило дёшево, им нельзя было бы хвастаться.
   Пластиковый пакет стоит дёшево, поэтому сейчас нельзя, как в советские времена, идти по улице с красивым пластиковым пакетом и наслаждаться завистливыми взглядами прохожих.

Оригинал взят у https://olegmakarenko.ru/2014812.html

О том, как трудолюбие людей связано с повышением их потребностей
   СССР с его феодальным культом «честной бедности» не слишком-то способствовал росту материальных потребностей:
напомню, в докапиталистические времена считалось, что право потреблять имеют только высшие слои общества, и потому простым людям строго запрещалось покупать предметы роскоши, даже если у них были на это деньги.
   Идея была в том, что низ социальной пирамиды должен сдавать все избытки наверх, оставляя себе ровно столько, сколько нужно для самой скромной жизни.

Примерно в 1950-е годы идеология в СССР начала меняться. Тем не менее, невозможность из-за дефицита свободно покупать многие виды товаров и услуг сильно тормозила процесс и мешала росту эффективности труда.
   При этом государство продолжало по старинке стимулировать людей с помощью водки.

Оригинал взят у https://olegmakarenko.ru/2053136.html



Когда в дело вступает жадность, инстинкты берут верх над рассудком и откатывают мышление интеллектуально здоровых взрослых людей на уровень дошкольника (олигофрена).

Покупатель айфона вполне может быть главным экономистом завода или преподавателем высшей математики в вузе. Если бы речь шла про задачу из учебника, заёмщик щёлкнул бы её моментально, как дверь орех.
   К сожалению, 2 страсти:
   - нежелание расставаться с деньгами
   и жажда обладания статусной вещью
   - надёжно отключают доли мозга, которые отвечают за абстрактное мышление.

Обычно проблема находится не на уровне «я не знаю, как правильно распоряжаться деньгами»,
   а на уровне «не учите меня жить, помогите лучше материально».
   Такая логика, практически обрекает нежелающего учиться на бедность.

fernwright:
23.01.2021, 11:08:52

Про планирование на 15 лет смешно.
   В нашей стране (Россия)?
   Где сгорают вклады, замораживаются пенсионные накопления, постоянно случаются чёрные вторники и четверги, непредсказуемо меняется законодательство, причём закон в нашей стране имеет обратную силу...
   Есть возможность есть сейчас, значит надо есть сейчас, ибо завтра есть может и не быть.

a_kley:
23.01.2021, 12:02:04 Комментарий изменен:  23.01.2021, 12:04:10

Большинство боится планировать.
   Ты можешь запланировать сделать что угодно, но за свои решения надо будет отвечать. Это не та свобода, которую желают малолетние и приравненные к ним граждане. Формула свободы для малолетних граждан "что бы у нас все было, а нам за это ничего не было". Внутренние хотелки должны сбыться в результате счастливого стечения обстоятельств, которыми управляют внешние силы. Такие, как Президент, Правительство, родители и т.д.

Поэтому малолетние граждане охотно обманывают себя, придумывая аргументы против планирования:
   революция, мировой кризис, эпидемия, деньги сгорят, бизнес отберут, в страну прилетят злые рептилоиды из округа Колумбия созвездия Ориона.

Истинная причина отказа от планирования всегда в страхе недоразвитой личности перед ответственностью. Виноваты здесь и родители, никогда в жизни ребенка не предлагавшие сделать ему самостоятельный выбор, за который надо нести ответственность, и общество, которое поощряет беззаботное детство и осуждает любые виды воспитания.
   ("моей дочери не нужно хорошо учиться, что бы получить новый айфон. Это не модно и не современно. Папа устроит её на тёплое местечко без диплома о ВО и с тройками в аттестате. А если не устроит, значит папа плохой, с таким папой мы разведемся, отсудим имущество и будем жить отдельно")

Люди, не боящиеся ответственности, прекрасно знают, что завтра их 15-летние планы могут быть разрушены. Но, они просто изменят свои планы, если убедятся, что достижение целей плана невозможно по причине внешних обстоятельств, а не собственной лени (страха).

Оригинал взят у https://olegmakarenko.ru/2126994.html

Зачем нужны фейерверки?

Развлечением в 21-м веке фейерверки быть уже не могут. Задирать голову в небо, чтобы смотреть на примитивные геометрические фигуры, просто нелепо. Примитивная заставка старого монитора даст 100 очков вперёд самому изощрённому фейерверку. Это когда-то давно, в 19-м веке, люди с большим интересом слушали мелодии шарманок и глядели на цветные стёклышки калейдоскопов. Современную пресыщенную публику никакой фейерверк уже не заинтересует:
   современной публике предлагают массу куда как более увлекательных зрелищ.

Социальная составляющая у фейерверков по-прежнему сильна. Чтобы собраться компанией, тем более на улице, тем более всей семьёй, нужен повод. Запуск фейерверков отлично структурирует время, превращая бесцельную прогулку в осмысленное мероприятие. У компании появляется и задача, и тема для обсуждения, и даже какое-никакое развлечение в процессе.

Ещё важнее статусность фейерверков.
   Во-первых, огонь и взрывы - это круто, потому что они ассоциируются со свирепостью и военным делом.
   Во-вторых, фейерверк стоит денег. Запустить небольшую ракету - всё равно что сжечь крупную купюру. Такое сжигание денег - классический способ подтверждения своего статуса. На айфонах, которые и сами являются классическим примером статусного потребления, была программа «Я богат», которая стоила 1000$, но при этом не делала ровным счётом ничего. Её покупали, так как она повышала статус владельца:
   выкидывать 1000$ на бесполезную ерунду будет не каждый.
   Аналогичным образом работают и фейерверки. Все понимают, что фейерверки должны быть дорогими:
   как минимум не дешевле, чем у соседа, который запускает со своей семьёй фейерверки на другом конце двора.

По тем же причинам запускает фейерверки и государство. Помните, в Илиаде:

«…Между тем гекатомбную славную жертву
   Вкруг алтаря велелепного стройно становят ахейцы,
   Руки водой омывают и соль и ячмень подымают».

Гекатомба - это 100 быков. Греки привели к алтарю 100 быков и закололи их во славу Аполлона. Механика здесь такая:
   быки стоят денег, уничтожить сразу 100 быков - это очень круто и статусно. Так как греки убивали быков в честь Аполлона, тем самым статус повышался не у греков, а именно у Аполлона. Получив от греков подарок в виде повышения статуса, Аполлон оказывал им ответную любезность.

Фейерверки и салюты - современная форма варварского жертвоприношения. Когда государство заказывает салют в честь какого-нибудь события, оно поднимает тем самым статус этого события.

В тему:
Типология понтов и предметы гордости: скажи мне, чем ты хвастаешься… - https://moygospodin.livejournal.com/101310.html

Мода и понты. 5 женских средств произвести впечатление на мужчин - https://moygospodin.livejournal.com/44582.html

Максимализм в символическом потреблении - это вызов бедности, дикарей дорвавшихся до больших денег - https://moygospodin.livejournal.com/241916.html

Расточительность? - https://moygospodin.livejournal.com/8794.html

Смысл понтов? - https://moygospodin.livejournal.com/10220.html

потребление, престиж понты статус роскошь, fritzmorgen Олег Макаренко

Previous post Next post
Up