Дай краба

Feb 19, 2020 23:23

Оригинал взят у https://mi3ch.livejournal.com/4738230.html



В психологии существует такое понятие - менталитет краба (МК):
если в ёмкость посажен 1 краб, то он без труда может выбраться, но если их несколько, то ситуация со «спасением» коренным образом меняется.
Так, если 1 краб попытается сбежать из ведра, то его собратья тоже пытаются освободиться, зацепляясь на «беглеца», в итоге другие крабы стаскивают «претендента на свободу» вниз.
В конце концов, никто не становится свободным, так как все коллективно мешают каждому в отдельности реализовать его стратегию, причём каждый преследует свои «законные» цели.

Сам термин crab mentality широко используется среди коренных филиппинцев, которые применяют его специально в отношении особого типа людей, бойкотирующих других своих соплеменников, желающих выбиться из общей массы, достигнуть большего в жизни. В европейской литературной традиции имеется аналог crab mentality, который обычно иллюстрируется идиоматическим выражением «собака на сене» из одноименной комедии Лопе де Вега. Последнее является усеченным вариантом выражения: «Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не даёт» ("сам не ам и другим не дам").

МК глубоко укоренен в истории социальных иерархий. Западные исследователи приводят многочисленные примеры проявлений данного менталитета в британской, американской, ирландской, японской, китайской, индийской и сингапурской культурах.
Наиболее известные примеры:
конкуренция представителей среднего класса в пригородах Лондона в 60-х гг. XX в., классическое бойкотирование успешных иммигрантов в западных странах своими родственниками и членами диаспоры и т. д.

shemanovsky:
Молодой черт попал на работу в ад. Видит 3 котла, где варятся грешники. Первый котел плотно закрыт, на крышке множество цепей, замков, сверху навалена куча камней. Охраняет котел толпа чертей, багры и дубины на изготовку. У второго котла крышка приоткрыта, рядом стоят два черта в фуражках со скучающими физиономиями. У третьего котла крышки нет, рядом никого нет, да и выход из ада рядом... Пошел чёрт старожилов спрашивать.
- Понимаешь, в первом котле сидят евреи. У них если один начнет вылезать - его остальные подсаживают, а как только он выберется, так всех остальных за собой повытащит.
Во втором котле - немцы. Народ аккуратный, исполнительный. Мы поставили там табличку "Вылезать запрещено!" - они и не вылезают. И охрану сами потребовали поставить, чтобы порядок был.
А в третьем котле сидят русские. У них чуть кто наружу полезет - его свои же тянут за ноги обратно.



maxim-nm:
«Ишь, деловой какой!», «Ты что самый умный?»
Это выражение имеет множество вариаций, основную сферу его применения можно описать так - некто делает что-то, что не укладывается в картину идеального мира советского человека, и последний разражается фразой а-ля "ишь ты, чего захотел, деловой какой!". "Деловой" здесь выступает аналогом слов "предприимчивый", "решительный", "пробивной" - в СССР все эти качества считались отрицательными и долго и старательно выводились советской властью - стоит вспомнить хотя бы "раскулачивание", когда богатые и работящие люди были объявлены врагами.

Пример использования фразы - скажем, в позднем СССР молодой кооператор приходит к директору магазина и простит разрешить ему торговать на свободных торговых площадях, это будет выгодно и магазину (новые товары, новые покупатели), и покупателям (новый ассортимент), и самому кооператору (прибыль), но директор магазина (старый совок) не хочет что-то менять и разражается в адрес кооператора фразой - "ишь ты, деловой какой тут нашелся!".

Отличный пример подобного выражения можно увидеть также в мультфильме "Ишь ты, Масленица", снятого в перестроечные годы студией "Арменфильм" - там мальчишка получил от бабы-сторожихи кувшин с маслом, а после того, как попросил его немножко постеречь - выслушал длинный монолог в стиле "ишь ты какой деловой тут нашелся, забирай и проваливай!".

«Инициатива еб*т инициатора», «Тебе что, больше всех надо?», «За нас уже всё решено!»
Основной её смысл можно передать так - живи тихо, сиди и не высовывайся, не спорь с властями, веди образ жизни Премудрого Пескаря из рассказа Салтыкова-Щедрина. Можно понять, как родилась эта фраза, и корни у неё страшные - инакомыслящих в СССР попросту униичтожали, часто (особенно в 1930-е годы) в прямом смысле, физически. Если ты осмеливался спорить с властями, если тебе было "надо больше других" - то ты считался врагом.

В 50-е годы репрессии постепенно стали уменьшаться, людей уже столь массово не высылали в лагеря и не расстреливали за какие-то "не такие" убеждения - но страх перед репрессиями остался и пропитал всё общество. На тех, кто осмеливался "возражать начальству" - смотрели как на смельчаков, что входили в клетку с тигром, может быть даже где-то их поддерживали, но вслух говорили - "тебе что, больше всех надо? Остынь, ты ничего не изменишь! Тут так было и будет всегда! До тебя пытались что-то поменять - ничего не вышло!".

Постепенно, со скрипом ситуация стала меняться - в конце 70-х годов на советские экраны вышел фильм "Гараж", который во многом перевернул мышление советских граждан - оказалось, что с начальством можно спорить и побеждать его. Но в целом "тебе что, болше всех надо" и "ты ничего не изменишь" - остались, пожалуй, наиболее живучими типично советскими фразами, которые продолжают влиять на нас и сегодня.

poni_zvezdochka:
будь как все, не высовывайся, шагай в ногу, а то мало ли что, проблем потом с тобой не оберешься, зачем стаду проблемы со всякими выскочками.

зависть, психиатрия психоанализ психология, mi3ch Дмитрий Чернышев, заблуждения

Previous post Next post
Up