Оригинал взят у
https://anlazz.livejournal.com/430714.html Прежде всего, надо напомнить "неизвестную" им ("фитоняшкам") истину, что это самое "тело" всегда было разным. Ну да:
посмотрите на известных художников, пишущих фигуры Венеры, Евы или девы Марии - кои как раз и являлись женским идеалом в последние 1000 лет (в Европе). И обратите внимание, как менялись данные образы в разные века. Кажется, общего у них нет - толстые, тощие, блондинки, брюнетки, с "формами" и без оных.
Однако, всех этих женщин объединяет 1 общая черта. Они всегда "дорогие". В том смысле, что для поддержания подобного телосложения в соответствующих им исторических эпохах всегда требовались средства "выше среднего".
Возьмём, например, тощих рахитичных позднесредневековых "мадонн" с высокими лбами - кои, на самом деле, представляли собой "образцы" богатых и знатных горожанок. Почти всю свою жизнь проводящих "за 4 стенами" своих домов и замков. Кажется, ужасная жизнь - но на самом деле это спасало их и от огромного количества разбойников, которыми буквально кишела тогдашняя Италия или Франция. (Впрочем, главными разбойниками были собственные феодалы, ведущие бесконечные войны друг с другом.) И от не меньшего числа эпидемий, - в результате которых поход на рынок мог легко обернуться смертью. Поэтому знатные и богатые дамы предпочитали проводить время в закрытом помещении, выходя только на балкон.
(Желательно в городе, т.к. отдельные замки в указанный период довольно легко брались - со всеми вытекающими последствиями.)
Противовес им являют "рубенсовские красавицы" - обитатели уже совершенно иного мира. Где феодальные дрязги уже "замирены", и перенесены на иной уровень. Что дало определенные гарантии безопасности - и резко повысило производительность труда и "уровень жизни". Причем, в прямом смысле - дав возможность потреблять продукты, ещё недавно бывшие довольно редкими. Масло, молоко, сыр, жирное мясо домашних животных - напомню, что ещё века до этого даже феодалы ели, в основном, дичь - все это стало возможным для потребления даже "богачами начального уровня". Что же касается "настоящих" богатых, то они все чаще стали выезжать в свои загородные имения - в которые превратились прежние замки. Собственно, именно подобные условия породили "рубенсковский тип красоты" - пышнотелую женщину, которая есть и пьет вдоволь, и не утруждает при этом себя работой.
Нетрудно догадаться, что и первый, и второй "тип красавиц" мог быть получен только при высоких затратах со стороны мужчины. В смысле, что последний должен был быть или знатным феодалом, или богатым купцом. То же самое - ну, с поправкой на социальные изменения - можно сказать и про иные "типажи красавиц", существовавших в иные времена. Скажем, викторианская женщина, затянутая в корсет до обмороков и одетая в платья темных тонов требовала столько же (относительно) средств, что и эмансипированная девица-флэппер "ревущих 1920", играющая в теннис и танцующая до упаду фокстрот. В том смысле, что полноценно жить и той, и другой жизнью могли только те представители женского пола, у которых был соответствующий покровитель.
(Разумеется, какая-нибудь машинистка в 1925 году могла некоторое время изображать из себя "флэппершу", но только короткую часть времени и с большим напряжением.)
Так что современные "фитоняшки", изнуряющие себя диетами и многочасовыми занятиями в спортзале, разумеется, из этого ряда нисколько не выбиваются. И хотя, конечно, они любят гордо бить себя в грудь, восклицая "это все я сама, своими силами, достигла" - но данные слова будут почти ложью. Почти - потому, что подобная дама, действительно, может добиться всего "без мужика":
устроившись на хорошо оплачиваемую, но при этом не требующую жесткого графика работу, позволяющую выкладывать несколько часов в день на спортзал и позволяющую придерживаться строгой модели питания. (Без перекуса дошираком по случаю того, что начальник в очередной раз заставил остаться в офисе допоздна) Ну, и разумеется, не имеющие детей - поскольку в последнем варианте обеспечить себе нужный распорядок жизни оказывается на несколько порядков сложнее.
Впрочем, как уже говорилось, если ты жена "эффективного менеджера" или высокопатриотичного чиновника - то подобный образ жизни устроить проще всего. Правда, тут и стимулов побольше - в том смысле, что для крупного бизнесмена, менеджера высшего звена или высокопоставленного чиновника наличие "модной жены" есть 1 из важнейших элементов соответствия своему месту в жизни. И если его "избранница" будет хоть как-то не соответствовать необходимому образу - то развод будет практически обеспечен.
(Поскольку желающих на данное место предостаточно)
Тут есть только единственно важный - "инстинкт" в классовом обществе. А именно - необходимость поддерживать своё доминирование, поскольку иначе ты будешь отброшен на самый низ иерархической пирамиды.
Именно поэтому знать и богачи с глубокой древности тратили и продолжают тратить огромные средства на "престиж". На все эти дворцы, имения, драгоценности, балы - ну, и соответствующих красавиц. Не важно, являются ли последние усыпанными жемчугами и закутанными в бархат рахитичными красавицами 14 века, или сверкающими под короткой (но крайне дорогой) юбкой накачанными ягодицами современными "фитоняшками". Смысл они и в том и в другом случае имеют только 1:
демонстрировать, какие траты их "покровитель" может себе позволить. (Поскольку только в этом случае его можно принимать во внимание.)
Существовавшая в течение тысячелетий модель "идеального тела", тесно связанная с экономической ситуацией, просто обязана реагировать на все изменения последней.
Оригинал взят у
https://anlazz.livejournal.com/430881.html «Наиболее красивая женщина» - это, прежде всего, «женщина дорогая», т.е., та, которая требует от покровительствующего ей мужчины наивысших затрат. Поэтому пресловутый «идеал» так сильно меняется в зависимости от того, какие условия для формирования женской фигуры наиболее затратны.
Но!
Изнеможенные диетами и кокаином «супермодели» 1990 годов были «красивыми» ровно до того момента, пока подобный тип не стал достаточно распространённым среди девушек. (Которые нашли способ достижения подобной худобы без употребления дорогостоящего наркотика)
То же самое касается и женщин с «большой грудью», создаваемой, путём работы косметологов. В том смысле, что пока это было доступно только обеспеченным людям, данный тип фигуры был «в тренде». Но как только «делать сиськи» стали даже обитатели захолустных поселков, указанное изменение стало выглядеть пошлым и отсылающим к глубокой провинции. (Где доходы так низки, что затраты «на грудь» для женщины до сих пор выглядят признаком «состоятельного человека».)
После этого наступил период «фитоняшек». То есть, женщин, тело которых формируется не только путём особой диеты (которая осталась), но и через длительные и методичные занятия в спортзале. Нетрудно сказать, что подобная «модель телостроительства» достаточно сложна и труднодостижима - что отбрасывает значительную часть женского населения из этой категории. (В принципе, какая-нибудь продавщица или офисная работница может стиснуть зубы и накопить денег на косметологическую операцию, однако позволить себе постоянное и методичное посещение спортзала для неё будет гораздо сложнее.) И позволяет «имеющим статус» мужчинам быть уверенным, что наличие подобной женщины рядом не вызовет у их конкурентов усмешки - дескать, опять "дешёвку подцепил". То есть - позволит продемонстрировать высокий социальный уровень.
* * *
Тут сделаю отступление для того, чтобы сказать:
борьба за иерархию заложена в самой структуре классового общества, при котором «верхние слои» существуют за счет эксплуатации нижних.
Каждый представитель иерархического уровня получает необходимые ему ресурсы за счет изъятия их с низших уровней иерархии, но при этом часть их обязано отдавать «наверх».
Феодал собирает оброк с крестьян, однако при этом обязан участвовать в войнах, организованных королем. Предприниматель средней руки забирает часть прибавочной стоимости у рабочих, однако платит банковскую ренту финансистам.
В данной системе, чем выше занимаемое место, тем больше ресурса находится на руках. Что автоматически ведёт к ужесточению конкуренции. Поэтому каждый участник подобной системы просто обязан руками и зубами драться за место повыше - иначе его просто съедят и отбросят вниз. Туда, где получать ничего не получится - получится только отдавать.
* * *
«Статус» в данном случае - явление вполне объективное и жизненно важное. И одновременно с этим требующее открытой демонстрации - по той причине, что последняя серьёзно увеличивает шансы на если не на победу, то, хотя бы, на «удержание статуса». (Если конкуренты будут уверены, что данный субъект имеет достаточное «могущество», то они побоятся с ним связываться) Поэтому в течение веков классового разделения мира необходимость показывать своё богатство и знатность была 1 из основных.
Именно отсюда проистекает т.н. «статусное потребление», при котором некоторые вещи ценятся на порядки выше реальной пользы, приносимой ими.
Например, те же спортивные автомобили, швейцарские часы, яхты, виллы, произведения искусства и т.п. предметы, которые массово скупаются «сильными мира сего» при том, что они с легкостью могли бы без них обойтись. Ну, или брать «низкие уровни», - на которых конкуренция всё равно происходит - то таковыми будут пресловутые «айфоны», одежду с «лейблами», «поездки за границу» и т.д.
Ну, и «красивые женщины», конечно.
Подобная система, как уже говорилось, работает веками - меняются только внешние признаки. Тем не менее, в настоящее время стали обозначаться некоторые тенденции, которые выбиваются из указанной закономерности. А именно - среди современных поколений стремление к демонстрации оказывается несколько слабее.
Это уже замечается рядом исследователей, которые констатирует, что современная молодежь не желает приобретать такие, ещё недавно, популярные вещи, как собственное жильё, автомобили или разнообразные предметы роскоши.
А всё потому, что в современном мире «нижние слои» социальной иерархии оказываются практически выключенными из «борьбы за место».
Поскольку этих самых «мест» - т.е. возможностей жить за счет изъятия ресурсов - с каждым годом становится всё меньше. В результате чего шансы попасть в «расу господ» снижаются до такой степени, что уже не могут стимулировать тратить силы на подобное действо.
* * *
Кстати, это не ново - так средневековые крестьяне особенно «не выёживались», понимая, что выскочить за пределы своей ниши им почти не удастся. Да и среди рабочих «Нового времени» мало кто надеялся на то, что станет капиталистом. По указанной причине «статусного потребления» для этих слоев не существовало - ну, и соответственно, не существовало и «идеалов красоты».
Женщин тут «выбирали» по иным критериям:
хозяйственной ценности, наличию приданного и т.д. Кстати, забавно - но это касалось не только жён. Даже к проституткам в «нижних слоях» относились исключительно утилитарно, с точки зрения получения быстрого сексуального удовлетворения. Это прекрасно видно на старых фотографиях - где «женщины лёгкого поведения» у низших слоёв просто страшные. (Да и жёны тоже.)
Притом, что представительницы «высших сословий», а так же элитные куртизанки, достаточно красивы на наш взгляд - даже при условии, что они не соответствуют современным стандартам.
В настоящее время происходит практически то же самое:
остановившееся развитие общества оказывает катастрофическое влияние на «сферу женской красоты», приводя к «вымыванию» значительной части женщин из неё. Да, всё просто:
«найти принца» - то есть, попасть на содержание к обеспеченному человеку - в современном мире с каждым годом сложнее. А раз так - то нет смысла тратить средства и время на решение подобной задачи.
Именно отсюда и проистекают пресловутые «феминизм» и «бодипозитив». Разумеется, всё это маскируется «высокими идеями» относительно борьбы за равноправие и т.д., но суть данного явления состоит именно в том, что создание «идеального тела» с каждым годом становится всё менее выгодной инвестицией.
Разумеется, для разных стран подобное положение отличается в связи с отличием экономической обстановки:
скажем, на постсоветском пространстве ещё недавно можно было легко разбогатеть путём раздела госсобственности. Что вызывало массовое стремление женщин «стать красивыми». Однако теперь этот путь закрыт - и подобная тенденция существует чисто по инерции, потихоньку угасая.
Оригинал взят у
https://anlazz.livejournal.com/431136.html Итак, выше описаны изменения в «сфере публичной красоты», вызываемым, в свою очередь, наступающим экономическим кризисом, было сказано, что результатом этого процесса является пресловутая «феминизация» общества и «бодипозитив». Т.е., снижение ценности «женской красоты» - в смысле, приближенности женского тела к господствующему стандарту - и переход женщин к «мужскому типу конкуренции».
Проще говоря, все большая часть представителей «слабого пола» убеждается в том, что «принцев нет», и затраты времени, сил и средств на попытку «загнать себя» в рамки пресловутого идеала просто не окупаются.
Тут, кстати, сразу стоит сказать о том, что речь идёт именно о «загоне». Поскольку что простое посещение спортзала - которое позволяют себе многие женщины - к тому же «фитоняшеству» имеет весьма малое отношение. На самом деле между данными категориями такая же разница, как между занятиями подавляющей частью мужчин, ходящих «потягать железо», и профессиональным бодибилдингом.
В том смысле, что интенсивность тренировки для желающих «получить идеальное тело», и тем, кто просто поддерживает мускулы в тонусе, совершенно различное. Равно как различен и сам образ жизни - наверное, тут не надо говорить, что обычный посетитель «фитнес-центра» не будет перестраивать жизнь для того, чтобы получить вожделенные «кубики» или «попу как орех». Поэтому можно просто сказать, что чем дальше, тем больше женщин начинает выбирать «мужские модели поведения» взамен того, что считается женским.
То же самое можно сказать и про иные проявления «отказа от стандарта красоты» - например, прекращение нанесения на себя множества слоев косметики (вплоть до полного отказа от последней), в «подчернутом игнорировании» модной и красивой одежды и обуви в пользу пресловутых джинсов и кроссовок, ну и т.д., и т.п. В общем, всего того, что ещё недавно поражало наших людей на «бездуховном Западе», а теперь стало нормой и у нас. (По крайней мере, в крупных городах - в провинции продолжают краситься и ходить за хлебом на каблуках.)
На самом деле весь этот «отказ от женственности» представляет собой не что иное, как банальную рационализацию жизни, нежелание использовать затратный механизм, давно уже не дающий никаких результатов. Кстати, даже более «серьёзные» приёмы использования «бодипозитива» - например, отказ от некоторых моментов личной гигиены (небритые подмышки, снижение частоты мытья и т.д.) - на самом деле могут рассматриваться в том же духе. Хотя бы потому, что в той же Европе ещё лет 70 назад было принято мыться, в лучшем случае, раз в неделю, а волосы на теле стали удалять лишь в 1990 годах - и ничего, жили, и даже считали себя образцом утончённости.
* * *
Впрочем, подобное положение не исключает того, что могут существовать люди, использующие данную практику в «демонстрационных целях». В любом случае, сути это не меняет - общую «статистическую» картину делают не они, а указанное выше изменение «среднего» поведения.
Важно то, что указанное изменение общества под действием наступающего кризиса только отказом от «культа женского идеального тела» не ограничивается. Поскольку для мужчин указанное «сокращение окна возможностей» - т.е., уменьшения вероятности перехода на более высокий слой социальной пирамиды - значит ещё больше в плане изменения моделей поведения.
В первую очередь - через снижение ценности риска. В развивающемся обществе рискованные действия действительно имеют немалую вероятность обеспечить «большой куш» в будущем. (Рискующих всегда меньше, нежели осторожных - и уровень конкуренции среди них соответственно ниже.) Однако в ситуации, когда социально-экономическая система более чем 10 лет (с 2008 года) находится в непрерывной стагнации, подобная модель теряет всякую рациональность.
И наоборот, «умеренность и аккуратность» - то есть, приоритет удержания текущей позицией перед её улучшением - даёт лучшие результаты. Конечно, и в данном случае есть огромная вероятность того, что в конечном итоге потери будут огромными. (в течение ближайших 30 лет это точно произойдёт.) Но, по крайней мере, в подобном случае остаются хоть какие-то силы - в то время, как рискованные стратегии грозятся лишить и их.
Именно поэтому чем дальше, тем больше людей выбирают стабильность, отсутствие риска и насилия. Что многими трактуется, как «феминизация цивилизации» - хотя на самом деле значит именно прохождение через Суперкризис. Который - в отличие от «кризиса обычного» - охватывает все сферы бытия, не оставляя ни 1 области, в которой возможен был бы подъём.
Кстати, интересно, что практически та же самая ситуация была во время самого известного Суперкризиса прошлого - «падения Римской Империи». И тогда современники отмечали необычайное падение доблести и увеличение стремления к «тёплым» и безопасным местам.
Именно это тогда привело к необычайному распространению пресловутой «клиентелы» - т.е. стремления свободного человека устроиться приживальщиком к некоему «патрону». У которого всегда можно было получить вкусный кусок в обмен на лесть и помощь в интригах. А вот война - ещё недавно считавшаяся самым достойным занятием для римлянина - оказалась настолько ненужной последним, что была полностью отдана на откуп варварам.
* * *
Впоследствии именно эту перемену считали фатальной для Римской Империи, однако на самом деле она выступала лишь следствием более глубинных проблем. Так и сейчас:
стремление современных представителей европейской цивилизации всё чаще решать проблемы путём «обращения к вышестоящим» (начиная с вызова полиции при малейших признаках угрозы и заканчивая «борьбой с потеплением климата»), выступает лишь внешним проявлением опасной «экономической болезни». «Болезни», связанной с исчерпанием почти всех возможностей экономического существования за исключением получения места при государственной кормушке. (Даже биржевые спекуляции тут оказываются менее выгодными по причине того, что чем дальше, тем больше становится спекулянтов.) А единственно рациональным путём увеличения «личного могущества» оказывается занятие высоких государственных должностей.
Ну, а в плане личной жизни всё более актуальным является отказ от последней - с заменой её другими способами времяпровождения.
(Начиная с разнообразных хобби, и заканчивая пресловутым «активизмом», который сейчас абсолютно безопасен для «власть имущих» по тем же причинам - и поэтому практически не подавляется.)
В общем, сексуальность, которая в течение последнего столетия была главным мотивом начинает постепенно угасать. И хотя инерция данного процесса всё ещё остаётся высоким - в том смысле, что число представителей молодежи, занимающейся сексом сейчас всего лишь на несколько % ниже, нежели 20 лет назад - но чем дальше, тем сильнее это будет проявляться.
Более того - указанные процессы приводят и к изменению характеристик самой сексуальности, к увеличению доли в ней т.н. «нетрадиционных видов», т.е., ЛГБТ.
(Причём, даже в этом случае можно говорить о росте «нетрадиционости в нетрадиционности».)
В тему:
Феминизм на службе у Капитала
https://moygospodin.livejournal.com/171620.html