Раджастхан
По пути из Джайпура в Агру мы сделали остановку, чтобы осмотреть колодец Чанд Баори. Все, что я слышала об этой достопримечательности перед ее посещением, это название и какие-то обрывки описаний, вроде "очень большой", "необычный", "возле ... храма"
Храм мы заметили еще с дороги. Ожидала, что пойдем на его территорию (она в кадре справа) и где-то там, среди древних камней, увидим огороженную парапетом глубокую круглую дыру в земле... может, даже с воротом, ведром на цепочке и ковшиком для питья (шутка)
Внимание отвлек красавец верблюд, поэтому я не сразу сообразила, что нас повели не к храму, а какому-то строению напротив... В суете и спешке я даже снять его снаружи не успела.
Миновав прохладный коридор, особенно темный оттого, что за его пределами вовсю сияло солнце, мы оказались в просторном, окруженном стенами дворе.
Картина, представшая перед глазами, была так неожиданна и необыкновенна, что сознание отказывалось верить в ее реальность.
При виде этого сооружения первое, что приходит на ум, что это пирамида, которую неизвестно каким образом удалось вывернуть наизнанку и поставить вверх тормашками.
Вот это все и есть Колодец! Три его стороны - это три грани опрокинутой ступенчатой "пирамиды наизнанку", четвертая занята многоэтажным зданием, которое в этом сюрреалистическом окружении выглядит чересчур "правильно". Логичнее было бы и его поставить крышей вниз!
На дне Колодца стоит вода, заросшая тиной. К концу сухого сезона её запасы почти исчерпаны. Не знаю, случалось ли когда, чтобы резервуар наполнялся до краев. Если верить следам, оставленным на камнях влагой, то максимальный уровень подъема воды - нижняя решетка.
Излишнюю глубину можно объяснить как уровнем залегания грунтовых вод, так и попыткой создать вместе с хранилищем воды ещё и огромный кондиционер: известно, что во влажных ущельях температура даже в знойный полдень всегда градусов на пять ниже.
Остается узнать, кому в 10 веке (время создания колодца) было по средствам позволить себе такую опцию. Считается, что ее заказали правители города Абханери, который и сейчас здесь существует. Для них же были устроены павильоны на северной стороне колодца.
Народ допускался к воде без ограничений с остальных трех сторон. Люди "прохлаждались", сидя на каменных ступенях и... совершали омовения перед тем, как зайти в соседний храм. Дети - те и вовсе просто купались в свое удовольствие, прыгая в бассейн со стен.
При этом Колодец не переставал быть источником питьевой воды и, вследствие такой "многофункциональности", эпидемий тоже. Другой проблемой были крутые, лишенные поручней лестницы. Смертельные случаи при падениях пополняли список жертв Колодца. В 19-м веке англичане запретили им пользоваться.
В наше время, когда Чанд Баори стал местом туристическим, его привели в соответствие с нормами безопасности - огородили по периметру. Но находятся смельчаки, которые правдами-неправдами пробираются в запретную зону. Далеко не всегда зона такое прощает.
Возможно, так демоны продолжают собирать плату за выполненную работу. По преданию именно им вельможные особы заказали строительство Колодца и потусторонние силы справились с задачей за одну ночь.
В самом деле, трудно поверить, что более 1000 лет назад людям было под силу создать это инженерно-архитектурное чудо.
По верхней кромке длина стороны колодца 55 м, площадь дна 55 кв. м. Глубина около 20м. Больших ярусов-ступеней 13. С одного яруса на другой ведут лестничные марши, в каждом из которых по семь ступенек (снизу доверху получается 91 ступенька, а всего их 3500. Так же, как и в случае с глубиной, количество лестниц кажется избыточным... только если не считать их элементами орнамента
А может, это не просто украшение, может,(фантазирую) всю эту множественную "ступеньчатость" исползовали для массовых ритуалов с торжественными шествиями, во время которых процессии следовали по обозначенной лестницами "разметке", и в самой траектории их движения были зашифрованы знаки и символы, секрет котрых сейчас утерян.
В наши дни с Колодцем связано только одно ртитуальное действие - омовение, такое же, какое совершают верующие индуисты на берегах Ганги, входя в реку по ступеням гхат.
Сейчас спуститься в Колодец паломникам позволяют во время религиозных праздников (а туристам-экстремалам, как обычно, за бакшиш)
Подобных колодцев здесь, в Раджастхане (штат Индии) и вообще в регионе много. В Пакистане есть и более древние, которым по 4000 лет, но Чанд Баори самый большой и красивый. Про него сняты документальные фильмы, а в художественных он не раз служил эффектной декорацией.
Не правда ли, великолепный фон? Хорош и для эпизода фильма, и для портрета (и как это я им сама не воспользовалась?)
На территории комплекса Чанд Баори ежедневно действует небольшое святилище Ганеша и Дурги. Верующие стекаются сюда из окрестных деревень и им дела нет до Колодца и до туристов, проходящих мимо (кстати, туристическим это место стало совсем недавно)
У святилища на прием к "батюшке" выстроилась очередь из прихожан. Есть тут и сборщица милостыни - свято место пусто не бывает.
И вот казалось бы, иной край, иная вера, иной антураж, а смысл всегда один!
К антуражу отдельный вопрос: КАК? Как современные представители нации, которая рождала великих мастеров-строителей с врожденным чувством пропорций, с непревзойденным художественным вкусом в отделке и прочее... могут так запакостить окружающую их красоту?
А, может, это я, непосвященная, за деревьями не вижу леса? Может, здесь святости - по самую макушку, а я сдуру обращаю внимание на суетное...
Когда духовность прет изо всех щелей, не стоит удивляться, что с ремонтом трудности!
Вот и до соседнего храма богини радости и счастья Харшат Мата у них, высокодуховных, всё никак руки не дойдут, чтобы его в порядок привести. А храм-то действующий ! (если судить по флагам и громкоговорителям).
Но, в любом случае, состояние этой древней постройки не может не вызывать уважения. Она на век, а то и два старше Колодца - это во-первых. А во-вторых - её пытались разрушить мусульмане, однако, несмотря на повреждения, она продолжает стоять.
Наши сооружения такого возраста сохранились разве что в виде остатков фундаментов, а здесь, пожалуйста - высокая платформа, ступени, колонны, арки, купола!...
И даже божества никуда не делись - все на месте! Благодаря им мы теперь знаем, в чем заключались радость и счастье для древних индийцев. Видно, что не последнюю роль играли музыка и танцы...
...а также плотские утехи (ещё не Каджурахо с его Кама-Сутрой в камне, но уже где-то рядом)...
...а после всего этого - тихий расслабленный отдых в кругу семьи с просмотром любимых телепередач с видом на закат.
Присоединилась к веселому древнеиндийскому девичнику.
...в то время как по соседству организовался девичник современный: женщины и их дочери, работающие на раскопках, устроили перерыв.
Женщина, даже если она "рабочая лошадь" и её дело - махать киркой, должна выглядеть нарядно и привлекательно!
Верблюд - он тоже не для баловства, он тоже "рабочая лошадь", но и ему не грех красоваться среди бела дня в браслетах, колье и розах!