С поездкой в Тараскон определились спонтанно. Этот город мы держали на заметке, но он не значился в наших планах, как обязательный к посещению. Наверное, свою роль сыграло то, что мы жили в пяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала.
Быстро дошли до станции, быстро разобрались с расписанием. Отлично! Поезд даже ждать не придется. Купили билеты и сразу поехали.
Через каких-то 10-15 минут мы уже были в Тарасконе, маленьком провинциальном городке. Я бы сказала, провинциальном в квадрате, поскольку он находится на периферии более крупных городов области Прованс, название которой говорит за себя - Провинция!
На вокзале нашли стенд с картой города, где были отмечены его главные достопримечательности и то, как лучше до них добираться. Пришлось карту сфотографировать, поскольку купить ее в бумажном виде было негде.
Спустились в город. Железная дорога и вокзал находятся на возвышении. Издали облицованная камнем подпорная стена железнодорожной насыпи выглядит, как часть городских укреплений, а вход на нижний уровень вокзала, как городские ворота.
Привокзальная площадь своими размерами сделала бы честь какому-нибудь столичному городу, но в столичных городах на площадях не сажают платаны, чтобы укрыть все пространство ажурной узорчатой тенью.
Перед тем, как углубиться в лабиринт старых улиц, дождались открытия туристического офиса. Его работница отлучалась куда-то, может домой, кота покормить или по другой какой надобности. И в самом деле, чего ей на рабочем месте торчать безвылазно, если туристы здесь толпами не ходят, а те, которые вдруг решили заглянуть, могут и подождать. Торопиться тут ни к чему: все рядом и стоит с незапамятных времен - никуда не денется.
Офис нам ничем не помог. Он предлагал что угодно по всему Провансу и ничего - по самому Тараскону. Оставалось пользоваться фотографией карты или просто действовать наобум.
Именно наобум вышли к площади, посвященной самому известному герою Тараскона - Тартарену. Про него я была наслышана с детства. Как же, провансский Мюнхгаузен!
К стыду своему, книг "отца" этого персонажа, Альфонса Доде, я не читала, хоть и делала неоднократные попытки за них взяться. Хотя бы вот так познакомилась с частью его литературного наследия, романом "Тартарен из Тараскона" (есть еще две книги с Тартареном в главной роли, менее известные - "Тартарен за Альпами" и "Порт-Тараскон")
Следующей точкой на нашем пути значилась Ратуша (Отель де Виль) К ней ведет улица, обрамленная по обеим сторонам галереями. Раньше в рыночные дни здесь торговали мясом и рыбой. Одна сторона улицы была рыбная, другая мясная.
Сейчас где-то в одном из домов на этой улице хранится муляж чудовища Тараска, по имени которого был назван город. Каждый год на праздник, посвященный победе над монстром, его выносят на обозрение публике. Но об этом чуть позже.
В конце улицы, чуть в глубине, появляется ренессансное здание старой Ратуши. Оно было построено в середине 17 века.
"Исполком" украшает статуя Святой Марфы. Она видна в нише между окнами третьего этажа. Ее образ появился здесь не случайно. Проповедница имеет непосредственное отношение к истории города и к Тараску.
Главный фасад Ратуши выглядит очень компактно, но если заглянуть за угол, то можно увидеть, что полный объем здания вполне соответствует его важному назначению (на снимке Ратуша слева). В перспективе улицы, которая начинается за углом Ратуши виднеется верхушкой башни наша главная цель - Тарасконский Замок, Шато де Тараскон. По прямой до него совсем близко.
С намеченного пути никуда не сворачиваем, только бросаем взгляды в ответвляющиеся улицы и переулки.
Тарасконцы, как многие жители маленьких городов, предпочитают не высовываться и не выделяться. Дома строят не выше трех этажей и красят приблизительно в один цвет. Но находятся смельчаки, которые нарушают негласный "этикет" и позволяют себе... Нет, я не про пижонский резной портал, который на скромном фасаде выглядит неуместно, а про яркие желтые цветы на подоконнике первого этажа.
Но "уравниловка" никогда не касалась элиты! Хоромы господ и сейчас выглядят, как вызов (общественности)
В первый раз мы заметили Шато де Тараскон, когда ехали из Арля в Ним. Он возвышался над равниной, как грозный утес и был виден с большого расстояния.
Вблизи Замок производит еще более величественное и воинственное впечатление. Сразу видно: готов ответить на все вызовы, и не только общественности, но и конкурентов в борьбе за место под солнцем. Но сейчас у него только один серьезный противник - Время.
Если бы мы не были подготовлены к этой встрече, то были бы шокированы такими масштабами.
Когда-то Замок стоял на острове посреди Роны, но с годами река намыла отложения и остров соединился с берегом. Теперь от города его отделяет только ров.
Ров и сейчас наполняют водой - для красоты. Но, видимо, к нашему визиту солнце выжгло всю влагу и даже траву на дне рва. Переходим через это суходолье по мосту...
...к замкомым воротам между двумя башнями. Большая круглая башня является частью собственно Замка, вторая, пониже, прямоугольная в плане башня-барлонг - одна из трех на обращенной к городу стене, которая окружает нижний двор.
Пройдя ворота мы оказались... на дне Сухого рва, высеченного в скале. Этот ров никогда не предполагалось заполнять водой. Он и без воды был достаточной преградой для врага.
Из рва по лестнице можно подняться на уровень Нижнего двора, от которого к Замку перекинут мост.
Мы сначала прогулялись по маленькому саду Нижнего двора, потом зашли во флигель, который закрывает двор со стороны реки. Раньше это было служебное здание с кухнями и помещениями для прочих бытовых нужд, а сейчас в нем находится экскурсионное бюро, сувенирный магазин и музей-аптека 18 века (реконструкция) В офисе мы купили билеты и отправились в Замок.
Мощная твердыня, сменившая на этом месте предыдущие укрепления, была заложена в 1400 году герцогом Анжу, графом Прованса Людовиком II. Впоследствии в чертежи не вносилось никаких корректив, даже когда руководить строительством после смерти правителя стали дети-наследники, сначала Людовик III, затем Рене I.
Младший сын, Рене, прозванный Добрым, внес особый вклад в благоустройство Замка. Не меняя "генплан", оставленный отцом, он превратил готическую крепость в великолепный ренессансный дворец, вызывавший изумление современников. Новшества не коснулись наружных фасадов, зато внутренний двор и интерьеры были отделаны по последней моде.
Появилась изящная башенка с винтовой лестницей, окна были расширены и дополнены каменными переплетами, арки входов украсились изящной резьбой. Замок стал достоин особы со множеством титулов - герцогских, графских и даже нескольких королевских: Рене был номинальным королем Неаполя, Сицилии и даже Иерусалима....
...хотя реально он владел только графством Прованс, территория которого на тот момент не являлась частью Франции, как сейчас, а была практически самостоятельной. Несмотря на попытки в бою доказать свое право на то, что ему полагалось в каких-то случаях по праву рождения, в каких-то по брачному договору, в историю он вошел не как полководец (не выиграл ни одной битвы) и даже не как строитель (вполне успешный), а как "Король-Трубадур". Рене содержал роскошный двор, где в чести были поэты и музыканты. Он сам писал стихи и прозу. Сохранилась его аллегорическая "Книга о Сердце, охваченном Любовью" и "Книга турниров", описывающая правила рыцарских состязаний.
Кроме замка в Тарасконе у Рене была резиденция в Эксе. Там он провел последние годы своей жизни среди им же выпестованной творческой элиты, успев растерять к этому времени права на остатки своих владений.
На схеме Замка, приложенной к билетам, значились покои короля и королевы, в которых, как было сказано в описании, много чего сохранилось (росписи, гобелены), но мы их так и не нашли. Зато нам один за другим попадались залы со сменными экспозициями, представляющими работы современных авторов.
Несколько залов было посвящено драконам. Один забавный рисунок оказался не просто мимолетной фантазией художника, а эскизным проектом.
Потом увидели выполненное по этому проекту готовое чудовище.
А это его визави. Страааашный! (или все-таки испуганный?)
Но драконы - это просто детский сад по сравнению с некоторыми образчиками современного искусства. Например, в одной большой пустой комнате у окна кучей были свалены неряшливо сшитые из белой ткани куклы, "украшенные" дрянными вышивками, которые были похожи на шрамы и кровоподтеки... Выглядело это жутко.
Но находились варианты, которые производили хоть и невразумительное, но очень даже приятное впечатление, как вот эта компания микрофонов (думаю, что микрофонов) с птичьими клетками (без птиц). Она еще и звучала какими-то нежными, едва различимыми мелодиями - не то ветра, не то моря.
Поначалу я приняла высокое сводчатое помещение за очередной выставочный зал с очередным загадочным арт-обьектом в центре, но это оказалась часовня. Над алтарем, там, где нервюры сходятся в замОк, вырезано из камня коронование Марии и четыре апостола-евангелиста. На часовню можно взглянуть сверху, с балкона. Чтобы попасть на него,
надо подняться на следующий этаж, а если подняться еще выше...
...то можно выйти на крышу. В этом месте невольно посещает мысль: виды, которые отсюда открываются, были последним, что видели узники, приговоренные к смерти. Одно время замок служил тюрьмой. Особенно много "клиентов" побывало в этих стенах в смутное революционное время, бодрый ритм которого никому не позволял тут засиживаться. Со способом казни особо не заморачивались, просто сбрасывали осужденных с башен в реку.
Вряд ли, падая вниз, они успевали насладиться прекрасным речным пейзажем с бирюзовыми волнами, зелеными берегами и далеким замком на скале.
Даже издали видно, что замок соседнего города Бокер не так велик, как тарасконский и сохранился хуже, но выглядит он тоже вполне достойно.
Рона несет свои воды за горизонт, в Средиземное море.
Напротив Замка, через площадь, стоит Собор Святой Марфы. Это будет следующий пункт нашего маршрута.
По другую сторону можно увидеть зажатый между флигелем и стеной с башнями-барлонгами Нижний двор, в котором среди садовой зелени прячется крестообразный водоем.
Блуждая по лестницам и коридорам, набрели на странное, довольно тесное помещение, где на стенах были выбиты изображения галер и лодок. Его так и называют - Зал с Галерами. Как и почему они появились, неизвестно. Предполагают, что здесь содержали самых "долгоиграющих" узников, которые во время отсидки выражали такими картинками свои мечты о свободе. А вот почему здесь монетки бросают, вообще непонятно. Неужели кто-то желает вернуться в застенки? Или это делают в честь того, что в один из периодов своей истории Замок служил монетным двором?
По пути к выходу подобрали детей, устроивших себе привал в оконной нише большого пиршественного зала. Они намного раньше нас, родителей, устали от лабиринтов и загадок, как старых, так и современных.
При взгляде в глубину двора-колодца обратила внимание на окна слева на стене. Они хоть и приобрели благодаря Рене "дворцовый" вид, но расположение осталось прежним. Это расположение было продиктовано не архитектурными канонами, ориентированными на античные образцы, а далекой от эстетики средневековой целесообразностью.
Готические традиции на территории Франции даже в эпоху "развитого" Ренессанса еще долго не сдавали позиций и здесь они представлены в своей поздней пламенеющей (и догарающей) стадии.
Стилистический винегрет не портит, а, наоборот, придает определенный шарм парадному двору, добавляя сказочные мотивы (где, как не в сказке бывают всякие несуразности!) Сказочным было и появление на лоджии хозяев Замка, которые милостиво решили нас проводить.
Рене Добрый и его супруга хоть и вышли к нам в слегка разобранном состоянии, но отсутствие лишних церемоний позволило нам почувствовать себя особами приближенными к высочайшим историческим персонам.
Покидаем Замок-дворец сначала по мосту над Сухим рвом...
...потом по мосту над пересохшим рвом-каналом...
...и идем на берег Роны, чтобы прогуляться по ее набережной (Тут я вспомнила, ЧТО мне напоминает этот замок. Гравюру в старом учебнике истории. Точно, это просто вылитая Бастилия! У той правда круглых башен было побольше... )
Вид на Рону закрывает высокая стена-дамба. Реку через нее можно увидеть, если забраться на выступ парапета. Но мы моментально забыли про Рону, как только увидели ЕГО! - Тараска!
Это чудище, полу-зверь, полу-змей, полу-рыба, прославилось своими злодеяниями в незапамятные, еще древнеримские времена. Жителям этих мест не было от него спасу. Оно жрало всех подряд, особенно любило лакомиться девственницами. Против него отряжали команды бойцов, но мало кому удавалось вернуться живым.
Помощь пришла, откуда не ждали. Из ладьи на берег высадилась Святая Марфа, которая совершала тур по Провансу, проповедуя веру христианскую. Дева приблизилась к чудищу, окропила его святой водой (по другой версии аки примадонна спела песню) и зверь стал смирным. Она взяла его на поводок, который сделала из своего пояса, и привела в город, где жители тут же расправились с ненавистным гадом. Позже благодарные потомки построили в честь спасительницы церковь.
.
Церковь Святой Марфы и Дракон, которому современный скульптор придал почему-то вид чешуйчатой шестилапой черепахи со стрижкой-каре (08 г.),смотрят друг на друга через площадь, застыв на годы вперед в молчаливом противостоянии добра и зла, а между ними, как рефери на ринге, способный, если что, кулаком разрулить спорную ситуацию, высится Шато де Тараскон.
Главный вход в храм был закрыт, пошли к боковому.
Нынешнее здание - результат реконструкции, а точнее, почти полной перестройки в 14 веке более ранней, стоявшей на этом месте еще с 10 века, церкви.
С тех пор, как в 12 веке были чудесным образом обретены мощи Святой Марфы, Тараскон стал центром ее культа. Раки с мощами хранятся в подвале, в крипте, но она была заперта. Наверху мы только золотой ковчежец-реликварий в виде поясного изображения Праведницы (или Девы Марии?) увидели.
В церкви много картин, грвюр и книжных миниатюр с красавицей Марфой и чудовищем. Правда, это в основном копии, причем не лучшего качества. Чаще всего художники, изображая сцену усмирения монстра, совмещали этот момент с поеданием им очередной жертвы...
...наверное, для того, чтобы легче было оправдать тот факт, что горожане безжалостно расправились с существом, которое все осознало и в полной готовности покаяться прибежало к людям вслед за приручившей его женщиной, совсем как домашняя собачка.
Страх и желание отомстить перевесили проповедуемое Марфой всепрощение и злодея уничтожили. На радостях решили это дело отметить. Неизвестно, когда появилась традиция ежегодно праздновать этот день, но доподлинно известно, что процессии с чучелом Тараска, которое нужно было всякий раз таскать на цепи по городу под восторженные крики горожан, стали устраивать по велению Рене Доброго.
Он же основал Орден рыцарей Тараска, призванных следить за соблюдением всех праздничных церемоний.
Со стороны апсиды церковь выглядит так, будто высечена из одного куска камня. С этой граненой глыбой идеально сочетается объемистый монументальный кипарис.
Древняя олива на фоне древних стен - классический средиземноморский сюжет (дерево привлекло внимание, не столько возрастом или размерами, сколько своей основательной баобабистой фигурой)
Вышли на уже знакомую "галерейную" улицу. В наши дни она "не рыба, не мясо", здесь теперь иногда (вроде бы раз в неделю) проходят ярмарки, на которых торгуют тканями местного производства. Они известны на весь Прованс.
Может, во время этих ярмарок городок оживает, но в день нашего визита он казался вымершим. Сказалась ли жара, или сиеста или это его привычное состояние?...
Еще одна маленькая площадь. И тоже пустота.
Но, по всему видно, что массовые мероприятия здесь случаются...
...и далеко не все в этом сонном царстве плывут по течению, смиряясь с ролью приложения к историческому наследию. Есть здесь люди с предпринимательской жилкой, которые не ленятся открыть свое дело, такое, как, например, эта пекарня "7 колосков", которая торгует хлебом, приготовленным в дровяной печи и другими био-продуктами.
Если бы меня спросили, каким мне запомнился Тараскон, я бы сказала: вот таким, похожим на книжку-раскраску, в которой слегка обозначены цвета, чтобы неискушенный колорист, ползуясь такой подсказкой, не мучился бы выбором, а просто эти цвета усилил.
На общем бледном фоне лишь изредко можно было увидеть четкие штрихи - дорожные столбики густо-сиреневого цвета. Их назначение - отделять проезжую часть от тротуара, на котором и двум котам не разминуться. Коты, впрочем, нам не встретились, если не считать того единственного, что устроился в окошке пекарни.
Сотни лет Тараскон ждет своего художника-экспрессиониста, который заменил бы песочно-пепельные тона на все цвета радуги ... но для начала вполне хватило бы бригады хороших маляров.
Возбужденные рукоплескания флажков дали понять, что прближаемся к культурному центру - городскому Театру.
Не знаю, как тут с премьерами, но народ всегда готов: фраки и прочая выходная одежда приведены в порядок, хоть сегодня на концерт!
Для такого городишки, как Тараскон с его тринадцатитысячным населением, театр выглядит очень даже солидно. Представила себе, как на этих ступенях собирается местный бомонд и в ожидании начала представления обсуждает последние городские новости.
Но мы тут застали не великосветскую тусовку, а совсем иного рода контингент, который я обозначаю одним общим термином "беженцы". Район театра почему-то полюбился мусульманской диаспоре. Только ее представители и подавали признаки жизни среди повальной спячки.
От Театра прямая дорога на выход через ворота Сен Жан.
У самых ворот работала (!!!) антикварная лавка. Ее хозяин, как мне показалось, тоже был из этих самых, из "беженцев". Прямо у входа были выставлены некоторые товары. Вот я думаю сейчас, эти стуья и кресла действительно предназначались для продажи или это была благотворительная акция в помощь усталым пешеходам - бесплатное место отдыха?
Конечно, это для того, чтобы присесть и отдохнуть! Ведь продавать дырявый стул это как-то..., если только он (а вдруг?) не тот самый, что позировал Ван Гогу.
И вот мы уже "за городом". Городскую черту в направлении "к центру" уверенно пересекает местный из диаспоры. Надеюсь, его религиозные чувства пока не оскорбляет распростершая надним руки золотая Мадонна.
Новая часть Тараскона отличается от старой разве что шириной улиц. Машин хватает, но люди-то где? И где, в конце концов, можно утолить голод и жажду?
Отель мог бы нам помочь, но и его ресторан оказался закрытым. (Отельчик, кстати, очень симпатичный, атмосферный)
А вот и котик!... Ну нет, эта зверюга совсем не выглядит милым "домашним любимцем"! Откровенно бандитский вид "бобтейля" наводит на мысль, что его пра-пра-пра....бабушка могла быть знакома с Тараском и совсем не в качестве очередного блюда на его столе.
Ну точно! Есть портретное сходство!
Только здесь, на привокзальной площади нашли одно открытое кафе, но и в нем по случаю сиесты можно было заказать только напитки. Спасибо и на этом.
Вообще, мне показалось , что Тараскон - город для любителей "заброшки", но не той, экстремальной, "сталкерской", с развалинами и кучами мусора, а эстетской, не коробящей взгляда "заброшки" для ценителей тишины и философских раздумий. Это город со своей тайной внутренней жизнью, о которой он не торопится рассказать случайному посетителю...
Открытый "зал ожидания" дизайнеры оформили в соответствии с цветовой гаммой Тараскона и я бы даже сказала, всего Прованса - желто-серой.
Уже слышно - авиньонский поезд на подходе!