Святой источник и речка Иорданка

May 18, 2024 13:12

От Велико-Кракотского Свято-Зосимо-Савватиевского монастыря (это полное название обители) мы отправились к Святому источнику, который находится неподалёку, в лесу. Навигатор проложил нам маршрут напрямую, через деревню, а потом через поле, но там, в поле, дорогу нам преградил ручей. Пришлось искать "переправу".
Как оказалось, переправой служит обычная асфальтированная дорога, под которой проложены трубы, превращающие отрезок шоссе в мост. Минуя этот отрезок на скорости, вряд ли догадаешься, что едешь по мосту, если только случайно не заметишь на обочине табличку с надписью "р.Иорданка".




Местные жители продолжают называть Иорданку речкой, хотя она после осушения здешних земель обмелела настолько, что даже в качестве ручья выглядит как-то уж очень... несолидно. А ведь в своё время именно по ней приплыли сюда братья Кракоты, легендарные предки нынешних жителей Великой Кракотки.



Тонкая ниточка воды ныряет в трубы и, пробравшись под дорогой на другую сторону, неспешно удаляется в заросли густых трав и кустарников.



По одной из версий своё название речка получила по имени местного жителя, некого Иорданаса, которого замочили убили на её берегу. Но мне кажется, что это чьи-то досужие фантазии.
Еще со времен средневековья был известен целебный лесной родник. Страждущие, кому его вода помогла, вернула здоровье, считали его святым и рассказывали о чудесах, подобных тем, что совершал Иисус. Речка, питаясь от источника, приобщилась к его библейской святости и название поэтому получила соответствующее - библейское, правда, его слегка изменили: местная "родственница" Иордана стала Иорданкой. Позже источник освятили в честь Иоанна Крестителя... наверное, чтобы лишний раз подтвердить, что здесь, как и в далёких палестинах, всё связано в единое целое: природа, топография, Писание и вера в чудеса.

В наши дни, чтобы принять крещение в водах Иорданки (если такая идея вдруг у кого-нибудь возникнет) и не быть причисленным потом к лику мучеников, придётся как следует подготовиться: запастись репеллентами и защитной противокрапивной одеждой.
Мы ничего из этого при себе не имели, поэтому до воды добраться не смогли.



Поехали дальше, к источнику.
Лесная дорога сама по себе, без родника с его чудесами, выглядела чудесно.



Освященная территория находится на небольшой возвышенности. К ней ведут пологие ступени.



Для тех, кто не стремиться затарится святой водой на годы вперёд, есть питьевой фонтанчик с краном. Вода из него еле сочится, но если никуда не торопишься и очереди нет, поллитровую бутылку наполнить можно.
Мы не торопились, а очередь создавать было некому: вокруг, кроме нас троих, не было ни души.



Табличка напоминает посетителям, что на источнике, освященном в честь Иоанна Предтечи, благословение Иорданово, но вода его является чудодейственной только для истинно верующих. (Таким образом, сразу отметаются все требования книги жалоб претензии: не помогла водица - сам виноват, значит душой ты нечист или вера твоя... так себе)



Несмотря на призыв соблюдать порядок и тишину, ни то, ни другое толком не соблюдается: святотатством выглядят брошенные стаканчики, а несмолкающие птичиьи голоса, звеня о чём-то сиюминутном, весеннем, суетном, мешают сосредоточится на духовном и вечном ...
Посмотрите и послушайте сами:



В общем, можно было ничего больше не показывать, кроме этого ролика, чтобы стало понятно, как там было, у источника, в первый день мая.
Но надо ведь и сам источник показать. Вблизи. Он почему-то заключён в два колодца. (Может, тут тоже бъёт два ключа - с живой и с мёртвой водой?)



Один колодец находится в беседке-часовенке.



В беседке на иконах - святые покровители Кракотского монастыря - преподобные Зосима и Савватий и Богородица.



В колодце нет ведра. На перилах кем-то оставлены чашки и воронки.



Если своей посуды нет, а чужая не вызывает доверия, можно податься к другому колодцу, который построен рядом с беседкой - там есть ведро. На колодце надпись с просьбой не оставлять в ведре воду. Какой бы святой не была родниковая вода, она зацветёт, если не будет обновляться и фильтроваться естественным образом.



На обнесённом изгородью участке посажены цветы, есть дорожка и одна или две лавочки, но в целом он выглядит, как часть леса.
(Цветущий сиреневым куст совсем не сирень, а что-то другое, мне не известное)



Участок почти целиком накрыт зонтиком большой старой липы (или вяза, не помню - не всмотрелась) В его тени всё влажно и мшисто, цветочно и зелено.
Такую плотную подстилку не вытопчут даже очень активные потоки любителей напиваться и обливаться святой родниковой водой.



Уезжать не хотелось, однако "утвержденный план" требовал, чтобы мы двигались дальше. Следующим пунктом значилась деревянная церковь, прячущаяся, как и Святой источник, где-то в лесу. Предстояло её отыскать.



прогулка, природа_погода, Великая Кракотка, путешествия, Беларусь

Previous post Next post
Up