Нью-Минск. Верхний город

Oct 12, 2023 09:12


Сразу поясню: Нью-Минск - это не новый район столицы,  такое название я дала тем местам Минска, которые мы недавно для себя "открыли".
Не то чтобы мы не знали об их существовании, нет, мы даже не раз бывали во многих из них, но, как правило, это происходило на бегу, а то и вовсе - проездом, при перемещении из одного пункта деловой программы в другой.
Идея отправиться в наш славный мегаполис не по делам, а просто так, на "экскурсию", раньше почему-то даже в голову не приходила. За последние пару лет где мы только не побывали: объездили множество малоизвестных уголков страны, стали  настоящими исследователями беларусской глубинки, в то время, как столица продолжала оставаться для нас в каком-то смысле терра инкогнита.
Эта осень стала поворотной: мы решили, что пришло время исправить явный перекос в наших планах по изучению родного края. Ведь стыдно же, в конце концов, так откровенно игнорировать самый большой и значимый город Беларуси!
Знакомиться с Минском в новом формате, как туристы, мы начали с его исторического центра, с Верхнего города.



Рельеф Минска  слегка всхолмленный,  перепады высот небольшие. Со стороны улицы Ленина Верхний город совсем не выглядит "градом на холме". Небольшая насыпь украшенная цветочной надписью служит заменой отвесным склонам, окружающим другие европейские городские твердыни, вроде разного рода бургов или кремлей.



По-настоящему исторического в Верхнем городе  сохранилрсь не так уж много. Ратуша, снесенная в 1857 году "по градостроительным соображениям" (с высочайшего одобрения императора Николая I),  была  заново отстроена в начале 2000-х.
Ратушу воспроизвели по рисункам и чертежам, найденным в разных архивах. Как в точности выглядело здание, построенное в конце 18 века по проекту российского архитектора Фёдора Крамера, теперь трудно сказать. Крамеровская Ратуша  пришла на смену предыдущему зданию городского Магистрата 1600 года постройки, о котором известно еще меньше.
Новая Ратуша практически сразу перестала выполнять свои прямые обязанности: органы местного самоуправления в ней уже не заседали, так как  магистрат был упразднен российскими властями. В здании одно время находился городской суд и полицейский участок, потом музыкальная школа и театр. Сейчас в "Ратуше" располагаются выставочные и музейные залы.



Рядом с Ратушей  находится целых два арт-объекта, изображающих конные экипажи. Первый - бронзовая пролётка, запряженная парой лошадей в масштабе 1:1, второй - "серебрянная" карета с одной "серебрянной" лошадью. Бронзовую композицию я снимать не стала, похожие на неё скульптуры за последнее время наводнили города, и уже порядком надоели, а вот изделие из тонких полосок блестящего металла показалось забавным. Внутри оно наполнено электрическими гирляндами и темноте должно красиво светиться.



Позади Ратуши, в сквере с романтическим названием Зеленый театр совсем недавно (в 2016 г.) был установлен памятник создателям беларусской национальной классической оперы - композитору Станиславу Монюшко и драматургу Винценту Дунину-Марцинкевичу.



Место для памятника выбрали не случайно: через дорогу находится Беларуская Акадэмiя Музыкi.



На Ратушу главным фасадом смотрит бывшая церковь Святого Духа. Это здание, как и Ратуша, тоже было построено недавно (2011). Был воссоздан первоначальный внешний облик  униатского храма XVII века, неоднократно менявшийся  в течение последующих веков. При советской власти здание одно время служило складом, потом, в 1930-м, его взорвали. Теперь в стенах возрождённой "церкви" расположилась детская филармония



Концертный зал филармонии во время праздников перемещается наружу, на площадь.



Площадь Свободы, которая является историческим центром Минска, имеет сложную конфигурацию. Она состоит из нескольких связанных между собой частей. Одна из этих частей  это пространство между Филармонией, Гостинным Двором (он виден на втором фото поста) и Торговыми рядами. В центре находится скульптурная композиция "Городские весы" - напоминание  о когда-то дарованном городу Магдебургском праве, которое определяло нормы городской жизни и торговли. Эталоны единиц веса и объёма во времена действия Магдебургского права хранились в Магистрате (Ратуше)
У Весов обычно толпятся экскурсионные группы. Туристы оставляют на весах монетки - первый взнос в будущее финансовое благополучие.



Мы не стали ждать, когда народ разойдётся, и пошли дальше, мимо фонтана перед бывшим костёлом Святого Иосифа. Костёл XVII - XVIII века постройки входил в комплекс бернардинских монастырей, мужского и женского. После реставрации 1983 года в костеле разместился Архив-музей литературы и искусства, а в сохранившихся  корпусах монастыря - отель "Монастырский" и несколько небольших музеев (Археологический с экспозицией находок, сделанных при раскопках в Верхнем городе, Музей минской конки и Каретная).



Главный культовый объект Верхнего города - Святодухов кафедральный собор. Здание строилось, как костёл для монастыря бернардинок. С XVII века оно пережило множество пожаров и реконструкций, утратило первоначальные черты стиля виленское барокко, но в общем сохранило типичный облик католического храма с двумя башнями-колокольнями. В таком виде оно было передано в 1860-м году православной церкви и переосвящено в честь Сошествия Святого Духа. При советской власти церквь была перепрофилирована в спортзал, в котором тренировались пожарные. Богослужения возобновились во время войны, в 1942-м, и с тех пор не прекращались.



С площадки перед собором открывается панорама право- и левобережья реки Свислочь. Справа в кадре снежно-белееют свежепостроенные корпуса Минской духовной академии имени святителя Кирилла Туровского. За ними виднеются домики Троицкого предместья. Слева уходит вдаль Проспект Победителей (в недавнем прошлом - Проспект Машерова)



Панорама мне не слишком глянулась. Я предпочитаю более плотную городскую застройку с уютными улицами и дворами.
Тут я вспомнила, что в Верхнем городе не так давно оформилась "тусовочная" пешеходная улица Зыбицкая, про которую было много разговоров.
Судя по карте, попасть на Зыбицкую со смотровой площадки можно разными путями. Самый короткий - по улице Кирилла и Мефодия, но этот путь показался мне довольно скучным на вид. Если нет цели зайти в какой-то из тех музеев, которые я упоминала - Археологический, Каретную или Музей конки - то делать на этой улице нечего.



Для прогулки предпочтительнее выглядит улица Герцена, которая сначала огибает бывшие Торговые ряды, а потом круто спускается к Зыбицкой.



Торговые ряды хоть и считаются историческим и архитектурным памятником XIX века, но, по существу, их пришлось отстроить заново. Вместо лавок и мастерских в новых Рядах сейчас обосновались рестораны, бары и кофейни. В дневное время эти заведения, как и вся улица, почти пусты. Можно спокойно выбирать объекты и сюжеты для съемки.



В стене напротив Торговых рядов есть арочный проход, ведущий на улицу Энгельса, по которой можно прямиком выйти на Октябрьскую площадь, к Дворцу Республики.



От арки до главной площади страны всего сотня метров и всего одна достопримечательность - памятник архитектуры XVII века (сохранившаяся часть часть монастыря бернардинок).  В этом здании сейчас работает детская музыкальноя школа.



Там, где заканчиваются Ряды, от улицы Герцена ответвляется Музыкальный переулок. У его истока стоит торгово-развлекательный - обжирательный комплекс со множеством "фуд-кортов"



По Музыкальному переулку тоже можно выйти на желанную Зыбицкую... в том случае, если не попадёшься на приманку...



.. такую, как эта...



...или вот такую.



В общем, лучше всего продолжить движение по улице Герцена, которая поворачивает налево...



...и уверенно бежит под горку. Прогуливаться в этом направлении, сверху вниз - одно удовольствие.



Впрочем, и здесь есть свои ловушки, например, старинная карта Минска, выполненная на керамической плитке. Возле панно, напоминающем португальские азулежу. можно надолго задержаться, изучая мелко прорисованные детали.



Мимо деревянного домика, чудом уцелевшего в городском центре, тоже бегом не пробежишь - захочешь  рассмотреть его со всех сторон.



Так мы и сделали: зашли во двор и неожиданно обнаружили в нём бар "Чердак". Это заведение, насколько мне известно, открылось лет 10 назад и сразу стало супер-популярным среди столичной молодёжи. По вечерам тут было не протолкнуться. Однако, судя по нынешней потёртости, лучшие его времена остались в прошлом.



Любопытство заставило пройти дальше, вглубь двора, но там оказался тупик. Сверху, с площадки, открылся вид на крышу длинного здания, напомнившего своим мрачноватым видом фабричный корпус дореволюционных времён. Не хватало только чадящей трубы для полного сходства.



Но стоило присмотреться повнимательнее и сопоставить увиденное с картой, как стало ясно: это и есть искомая Зыбицкая! (С этого ракурса модная улица произвела не лучшее впечатление).



В надежде найти проход и спуск на Зыбицкую мы покрутились еще немного возле солидного здания с решетками на окнах. Позже мы поняли, что это был задний двор Музея истории театральной и музыкальной культуры. Здание музея по слухам когда-то принадлежало минской масонской ложе, а потому его и сейчас часто называют Домом масонов.
За кирпичным забором мы увидели еще одно историческое здание - Дом Ваньковичей. Этот особняк с фронтоном и колоннами - то, что осталось от обширной усадьбы старинного шляхетского рода. Чтобы до него добраться, надо было вернуться назад и поискать выход из лабиринта.



Кажется, выход нашёлся!



Дальше мы обнаружили то, что в Венеции называется сотопортего - проход под зданием. (У прохода разместилась Арт-гасцёўня "Высокае места" - Арт-гостиная "Высокий город")



Проход-коридор привел в уютный дворик с лавочками и неработающим фонтаном в центре.



Еще один венецианский сотопортего манит идти дальше. Ныряем в проход...



...и оказываемся... на Дерибасовской! на Герцена!



Теперь уж пройдем её до конца, тем более, что впереди, на развилке перед выходом на Зыбицкую, показалось что-то интересное.



По ходу движения попадаются очередные кафе-бары-рестораны, все очень даже симпатичные.



Дошли до развилки. На ней - необычный арт-объект. Что бы он мог значить?



Тут есть над чем задуматься. Тяжеленный шар-баба, который используется для сноса домов, снабжен табличкой с надписью:
MEMENTO MORI
Беларусскому Союзу архитекторов от Беларусского Союза дизайнеров.



Могу предположить, что архитекторы, работающие на долгосрочную перспективу (плоды их трудов обычно живут веками), подтрунивали над усилиями дизайнеров, чья сфера деятельности куда больше подвержена сиюминутным веяниям моды. Вот и решили дизайнеры напомнить своим собратьям по цеху, что нет ничего вечного. Самые мощные стены разрушаются, города превращаются в пыль, никому не известно, что из того, что создаётся сегодня, будет существовать завтра.

А вот и Зыбицкая. Наконец, мы до неё добрались! С точки зрения пешехода она выглядит намного лучше, чем при взгляде сверху.
Мы по ней еще походим, заглянем в рестораны, но это уже в другой раз... Вернее, в другом посте!



Нью-Минск, #10прогулок, Минск, путешествие, #жилабылаосень, Беларусь

Previous post Next post
Up