В Хофбурге мы посетили несколько музеев, среди них и такие, которые музеями можно считать с некоторой натяжкой. Но расскажу обо всем по порядку.
В апреле 2005 года, в честь 150-летнего юбилея венчания баварской принцессы Елизаветы и императора Франца Иосифа I в Хофбурге открылся большой музей, состоящий из трех отделов: из императорских покоев, собрания дворцового серебра и музея императрицы Амалии Евгении Елизаветы Баварской (годы жизни 1837 - 1898, на троне с 1854), более известной сейчас под ее домашним прозвищем Сисси.
Самым интересным оказался музей Сисси. Красота императрицы, неординарность ее характера и образа жизни, трагическая судьба создали вокруг ее образа ореол легенды. В Вене она вторая по популярности после Моцарта. Сам музей сделан так, что идя из зала в зал проживаешь жизнь героини событие за событием - с детских лет до случайной гибели.
(Фотографировать в музее нельзя, но в этом есть и плюс: ничего не отвлекает от погружения в повествование)
Первый зал экспозиции вызывает чувство тревоги. Темные тона, тени и силуэты рождают мрачные предчувствия.
фото из интернета
Но в следующих залах, в которых представлены личные вещи Елизаветы, картины с её изображениями и другие предметы, принадлежавшие ей при жизни, гнетущая атмосфера немного отступает.
В коллекции музея есть несколько роскошных нарядов, в которых блистала императрица. В некоторых из них она позировала для своих парадных портретов.
фото из интернета
На протяжении тридцати лет Елизавета с гордостью носила титул первой красавицы Европы. И этот титул был ей глубоко небезразличен.
С юного возраста Сисси была поглощена заботой о своей внешности. Если принимать во внимание, сколько времени и сил она ей уделяла, то можно сказать, что она была на ней зациклена.
Сисси была поклонницей здорового питания и придерживалась жестких диет. Она была фанаткой верховой езды, постоянно занималась гимнастикой.
В музее представлен тренажерный зал, в котором Елизавета ежедневно выполняла комплексы упражнений. Она вела дневник, в котором записывала результаты измерений веса и другие параметры своего тела. Она была служительницей культа собственной красоты...
фото из интернета
Императрица принимала несколько видов ванн, на ночь обматывала тело специальными бинтами, пропитанными яблочным уксусом, спала без подушки.
Особой гордостью Елизаветы были её шикарные длинные волосы, на уход за которыми ежедневно уходило от двух до трёх часов.
фото из интернета
Сисси тяжело переживала возрастные изменения, происходящие с ней. Боясь старости, она страдала от жутких депрессий. Спасение от них она находила в долгих путешествиях и... в кокаине (в то время кокаин не был запрещенным препаратом и продавался свободно) В музее есть экспонат: коробочка, в которой находится личный шприц императрицы для инъекций кокаина.
фото из интернета
После смерти сына Елизавета не снимала траур. В это время в ее обиходе появляются вуали, накидки, шляпы, зонтики, веера. За этими предметами императрица пряталась от любопытных взглядов, прикрывала свою увядающую внешность. Она запретила себя фотографировать и рисовать, желая остаться в памяти соотечественников навсегда юной и прекрасной.... И, надо сказать, ей это удалось.
Погибла Сисси в путешествии, вдали от дома, в Женеве. Когда она спешила на паром, убийца нанес ей смертельный удар в грудь заточенным напильником.
Убийцей оказался молодой анархист, который планировал покушение на принца Орлеанского, но принц не приехал, поэтому террорист решил выместить злость на первой попавшейся богато одетой даме. Императрица не сразу поняла, что произошло. От толчка она упала, но смогла подняться и продолжить свой путь к пристани. Она успела взойти на борт, но там потеряла сознание и умерла. Возможно, незадолго перед этим она принимала кокаин, потому и не почувствовала боли...
Напильник, ставший причиной внутреннего кровоизлияния, приведшего к смерти, тоже хранится в музее...
фото из интернета
Императорские апартаменты представлены анфиладой залов, в основном красно-золотых.
фото из интернета
В собрании императорского серебра наибольшее впечатление производят огромные комплекты позолоченной серебряной посуды и украшений для парадных обедов.
Фотографировать это добро можно.
Но громоздкое великолепие довольно быстро утомляет... Хочется из музея, из этой Зильберкаммеры на волю, в поля... к лошадкам!...
Лошадки в Хофбурге есть. Они, конечно, не носятся на просторе, а живут в денниках...
Но я, пожалуй, про эти сокровища Хофбурга, которые вполне можно считать музейными ценностями, расскажу уже в следующем посте, этот и без лошадок большим получился.