Вспомнила про должок - я не закончила оформление подиума, на котором свои места должны были занять три лучших, по моему мнению, барселонских сооружения Гауди. Два из них -
Каса Мила и
Саграда Фамилиа - я уже разместила на третьей и второй ступени соответственно, а верхняя, самая почетная позиция так и осталась свободной.
Пришло время устранить это упущение и завершить начатое.
Итак, на первую ступень поднимается...(тут должна прозвучать барабанная дробь)... Каса Батльо!
Каса Мила был закуской, Саграда Фамилия - вкуснейшим основным блюдом со сложным гарниром, а Каса Батльо я приберегла на десерт.
Сравнение с десертом не случайно пришло мне в голову. Дом маленький, изысканный, как французское пирожное, но без приторности и нарочитости, часто присущей модерну.
Каса Батльо, находится на Пасейч де Грассия, недалеко от Каса Мила, в "Квартале раздора".
"Кварталом раздора" называют ряд домов, которые наглядно демонстрируют профессиональное соперничество лучших представителей стиля модерн. Здесь друг за дружкой стоят Дом Аматлер архитектора Пуч-и-Кадафалка (его авторству принадлежит Каса Марти в Готическом квартале), Дом Морера, архитектора Доменек-и-Монтанера, создателя великолепного Дворца Каталонской Музыки... Но даже среди таких впечатляющих построек фасад Каса Батльо выделяется своим фантастическим обликом.
Дом Батльо, в отличие от первых двух работ Гауди, о которых мне было хорошо известно, стал для меня настоящим открытием.
Прямо с порога Дом заставил удивляться: нигде до этого я не встречала лестниц, похожих на экспонат музея палеонтологии! (и ваз, которые таращат на входящих свои лягушачьи глаза)
Пройдя вдоль всего "позвоночника", мимо не то окон не то светильников...
...попадаешь на второй этаж, сначала в холл, а потом в каминный зал. Форма помещений такая, что кажется, будто находишься внутри какого-то живого организма. Отделка стен напоминает поры кожи, волоски разве только не проросли (Кстати, я так и не поняла, что это за техника такая - роспись? набивной рисунок? или просто обои?)
В нише спрятался камин-грибочек и лавки, скорее всего декоративные, поскольку находятся слишком близки к топке. Я предпочла бы мягкий лежак чуть поодаль или на худой конец шкуру на полу...
Из каминного зала попадаем в гостиную - главное и самое большое помещение хозяйской квартиры. Хозяева - семейство Батльо - располагалось только на одном, втором этаже. Квартиры на всех остальных этажах сдавались.
Люстра над центром зала, да и весь потолок выглядят так, будто они только сейчас остановили вращательное движение... и слава богу, что остановили! Иначе всё, что их окружает, намоталось бы на этот огромный светящийся винт
Интересно, какой была обстановка в таком нестандартном помещении? Вряд ли сюда подошла бы тогдашняя "типовая" мебель
И как хозяевам удавалось закрыться от улицы, не закрыв при этом главную красоту этого помещения - окно-витрину?
А может, они и не закрывали окно никакими шторами, а сидели перед ним на удобных диванах и смотрели на жизнь города, как мы сейчас смотрим телевизор (улица и тогда, в начале 20 века, была оживленной и смотреть было на что!)
Из окон видны колонны из-за которых Каса Батльо прозвали "Дом с костями", хотя мне их утолщения и сочленения больше напоминают не кости, а суставчатые стебли злаковых растений.
В открытых для осмотра помещениях есть небольшой музей семьи Батльо и самого дома.
Гауди не строил этот дом с нуля, а осуществил реконструкцию уже имевшегося здесь строения, что многократно усложнило его задачу, как архитектора.
Реконструкция получилась такой глубокой и полной, что сейчас трудно даже представить, что здесь было до нее, но можно быть уверенным - раньше помещения не имели изогнутых стен и округлых потолков (Перекрытие кажется мягким - живущая этажом выше медуза без труда его продавила)))
В одном из помещений есть выход на задний двор-террасу. Прямо в дверях странным образом расположились колонны. Проходу они не мешают, но выглядят в этом месте, как бельмо на глазу.. Вполне может быть, что это несущие конструкции, оставшиеся в наследство от исходного здания, и от них никак нельзя было избавиться.
Терраса закрыта декоративной стенкой с вписанной в нее мозаичной параболической аркой, которая отделана битой цветной керамической плиткой. Такой элемент декора часто встречается в работах Гауди,
Более скромный по сравнению с уличным дворовый фасад оживляют мозаичные цветы, а нехватку зеленых насаждений восполняют кустистые решетки.
Решетки защищают остекление светового проема: под террасой находятся не имеющие окон помещения первого этажа, для которых эти люки - единственный источник дневного света.
Внутренний дворик-колодец, на мой взгляд, самая красивая часть Дома Батльо.
На первом этаже, у дна колодца, стеновая плитка светлая, нежно-голубая, почти белая
При подъеме вверх по лестнице можно заметить, как цвет плитки постепенно меняется, становясь все более насыщенным. Постепенное изменение цвета делает подъем похожим на погружение в глубину. Блики от волнистых стекол добавляют "воды" в общую картину: кажется, что по стенам струятся потоки...
Поднявшись повыше, можно взглянуть в светлую глубину. Сверху видны корзинки световых проемов, которые направляют лучи света в "темное царство" помещений, лишенных окон.
Чем ближе к "поверхности", тем более темной становится плитка. Гауди применил такой прием, чтобы уравновесить освещенность колодца. Благодаря такой находке, колодец на дне не выглядит слишком темным, а вверху не становится пронзительно-ярким, что немаловажно для тех, кто живет на верхних этажах, где солнца бывает слишком много.
К цвету морских глубин добавлена легкая рябь рельефных вставок... Окна скругленными углами напоминают иллюминаторы... За этими окнами и сейчас, как во времена Гауди, находятся жилые квартиры...(Интересно, каково это - жить в музее?)
На чердаке встречаются уже знакомые по Дому Мила несущие конструкции в виде рядов тонких параболических арок.
Светлые интерьеры напоминают дворец... нет, не Снежной - Бумажной королевы! Кажется, что находишься внутри гигантского орегами
"Дворцовые покои" использовались раньше, как хозяйственные помещения. Здесь были стирочные, сушилки для белья, кладовые.
На крыше в первую очередь внимание привлекают вентиляционные трубы и дымоходы, которые Гауди превратил... не то в каменных стражников,...
...не то в дозорные башни сказочных замков.
Путь назад, с крыши, лежит через "чрево дракона". Его спина с чётками гребня видна на главном фасаде. За гребнем вырисовывается мраморная маковка. Она венчает собой миниатюрную башню - элемент чистого декора.. Но, может, Гауди отвел ей роль оберега? (уж больно она похожа на чесночную головку, которую используют для отпугивания всякой нечисти)
Балкон в пол-чашечки цветка почти закрыл лепестки. Это не удивительно: на улице уже вечер. Скоро закроется и музей.
Надо было спешить на выход. Но грех было не заскочить по дороге на выставку мебели, выполненной по эскизам Гауди
(Не знаю, насколько такая мебель удобна, посидеть на скамейках и стульях не довелось, но выглядят изделия... как произведения искусства (чем, собственно, они и являются)
Покидаем музей последними! Сбегаем по лестнице, как золушки, опасаясь, что нас могут тут одних запереть. За нами выключают свет...(Мой совет будущим посетителям: приходить за час - полтора до закрытия, очереди никакой, народу внутри мало, не тратишь время на толкотню и, обязательно - аудиогид ( отличный русский текст!))
И вот мы снаружи. Можно рассмотреть все детали фасада в свете ярких прожекторов.
В одном из залов музея постоянно крутиться мультфильм, в котором Дом "рождается" "живет", видоизменяется, приобретая разные формы и обличья. Превращения кажутся совершенно естественными - иногда смешными, иногда немного пугающими... Но ее буду про них рассказывать. Глядя на фотографии, каждый может придумать свой вариант трансформаций. Это будет хорошая тренировка образного мышления и фантазии.