Самая памятная сессия - настоящая эпопея! - случилась у меня зимой, на третьем курсе. К ней я подошла с самым ужасным из всех возможных результатом - с несданным зачетом по профилирующему предмету - по арх-проекту. Если с долгами по всем остальным зачетам - устным или даже тем, что были связанны с вычислениями, можно было разобраться довольно быстро, посидев с учебниками или калькулятором ночь-другую-третью, то арх-проект требовал хотя бы минимальных творческих усилий, чтобы не сказать, вдохновения. А вот с этим-то иногда и случался затык, красиво именуемый "кризисом жанра".
Может быть, винить надо было мою хроническую
прокрастинацию (я тогда слова такого не знала, что не отменяло факта существования этой заразы), а может, сказывалась другая моя проблема - боязнь чистого листа...
Знакомо ли вам такое? Надо браться за дело: придумать что-то - написать или нарисовать, но при взгляде на пустой лист мысли пугливыми овцами разбегаются во все стороны и ты остаешься один на один с белой безжалостной пустотой.
Пока тревожные сигналы - напоминания о неминуемо приближающемся дне сдачи - звучали слабо, фобия прогрессировала и работа не двигалась с места ни на шаг... И только когда ударили колокола - замаячила перспектива несдачи и, как следствие - вылета...
...Я верю в эффект волшебного пенделя. Не раз благодаря ему сдвигалось с места даже то, что пустило корни. У меня только одна претензия к этому действенному средству - почему оно всегда срабатывает так поздно??!!!
Одним словом, когда весь наш поток уже готовился к сдаче курсового проекта, я только-только вышла на старт и "подбадриваемая" страхом стала набирать обороты...
фото из сети
Дело пошло! - это был плюс. Но был и минус. Идея, которая меня, наконец, озарила, оказалась слишком масштабной для оставшихся у меня считанных дней.
Объясню, по-возможности, кратко. Тема курсовой была "Микрорайон". Надо было сделать планировку с макетом и разработать более детально какой нибудь из жилых комплексов.
Сокурсники подходили к решению задачи в основном так: брали журналы, вносили в опубликованные там проекты свои коррективы и получали на выходе "авторскую версию"
Мне это казалось скучным и недостойным))... Поэтому я ушла в отрыв и построила в своем воображении совсем другой микрорайон, больше похожий на город будущего...
Фантазии - это, конечно здорово, никто в нашем учебном заведении не препятствовал полету мыслей, не запрещал проявлять инициативы, выходить за рамки. Сколько угодно фантазируй!... но будь добр изложить свои идеи понятным и грамотным образом: на макете, чертеже, с планами и с построением перспектив согласно законам начертательной геометрии.
И всё это надо было сделать на планшете размером метр на метр.
Я предложила своей подруге объединить усилия. У нее с проектом дело обстояло еще хуже - даже идея не брезжила. И она ухватилась за моё предложение, как утопающий за соломинку. А мне от нее нужны были дополнительные рабочие руки - особенно в макетировании. Резать и клеить я ненавидела - всегда разводила бардак и грязь.
Таким образом, у нас получилась проектная группа из двух человек с объемом работы в два планшета (2 квадратных метра) и с задачей оформить нестандартную идею в короткий срок, не имея ориентиров и подсказок.
фото из сети
Встал вопрос, где нам обосноваться. У меня дома для работы вдвоем условий не было. Проникнуть в общагу с планшетами тоже вряд ли получилось бы.
Оставалось одно: учебный корпус, свободная аудитория. Удивительно, но нам разрешили занять один из кабинетов рисунка и живописи. На тот момент он был переоборудован под обычный класс с рабочими столами. Этот кабинет и стал на некоторое время нашим местом жительства. Мы в нем дневали и ночевали, теряя счет времени, и... работали-работали-работали...
Никогда не забуду ту гонку на выживание в условиях, приближенных к боевым. Было холодно, голодно, хотелось спать и есть, руки, ноги и спины страдали от отсутствия нормального отдыха .. Мы кемарили иногда... на столах, завернувшись в шубы и выключив на время свет. У меня во рту был постоянный гадкий привкус - я так и не приучила себя снимать с кисти каплю раствора туши пальцами или салфеткой - машинально ее слизывала. Пыталась заедать этот вкус хлебом с консервой. Нашей обычной едой были холодные "Икра кобачковая" и "Килька в томате"... Единственным горячим блюдом был... кипяток с вареньем - у нас с собой, на счастье, был кипятильник.
фото из сети
И вот однажды темным зимним утром, когда мы "изволили почивать" своим привычным уже способом - на столах, двери распахнулись, зажегся свет и в аудиторию ввалилась толпа старшекурсников! Они смотрели на нас, мы на них!... Немая сцена... У этой группы была назначена консультация как раз в нашем... логове. То, что мы успели внести в приличное помещение элемент художественного беспорядка, объяснять, я думаю, не надо. Пришлось быстренько освобождать столы, ставить их на место...
Несколько минут стыда... а потом всё вернулось на круги своя. Единственное, что было необратимо: сессия началась и наша группа уже сдала первый экзамен...
А у нас по-прежнему был недопуск!
Нам надо было как можно скорее завершить и сдать проект и только тогда можно было думать об экзаменах!
Для меня самое сложное в этой ситуации было то, что мне обязанельно надо было сдать сессию...причем сдать досрочно!
Я собиралась на каникулах в поход, и отъезд планировался на день, предшествующий дате моего последнего экзамена.
Голова раскалывалась от мыслей, как такое неподъемное дело провернуть.
И вот как я со всем справилась.
Изучила график экзаменов по группам. Что касалось первого экзамена, того, что я пропустила, то у меня оставался шанс сдать его в другой день - с другой группой . Вопрос был только в допуске. Получить его легально я всё еще не могла.. Уговорила старосту "подмахнуть" в журнале запись. Делалось это просто: на клеточку наносился тонкий слой резинового клея, поверху ставился значок. При необходимости клей удалялся вместе с написанным.
Не знаю, кто из нас - я или староста - рисковал больше. Если бы подлог вскрылся, нагорело бы нам обеим.
А спалиться было вполне реально - если завалить экзамен.
Но я пошла сдавать - как головой в омут, как атакующий на амбразуру - с чужой группой, с фиктивным допуском и без малейшей подготовки (какая подготовка - я проектом занималась!)
Не понимаю, на что я надеялась! Мысль была только одна - надо! (Всё, на что я могла рассчитывать - учебник. Его я незаметно достала из сумки и положила в парту).
Предмет, насколько я помню, был политэкономия.
И случилось все, как в дурном сне - препод меня застукал! Забрал учебник. Подозвал к своему столу.
Это был момент, когда северный пушной зверь заглянул мне в глаза. Все самые худшие сценарии промелькнули перед моим мысленным взором!...
Но препод не стал вредничать, бомбить, читать нотации, а просто устроил мне что-то вроде собеседования, по итогам которого поставил 4. Сопроводил он эту оценку словами - если бы не манипуляции с учебником, было бы 5.
На второй экзамен я опять-таки шла с фиктивным допуском, но уже со своей группой. Сдала.
И в этот же день через час-другой состоялась сдача проекта. Вернее, это было больше похоже на мини-защиту диплома. Если обычно курсовые проекты сдавали преподавателям (их у нас было по двое на группу), и они их оценивали по факту, без опроса автора, то мне с подругой пришлось отдуваться за собственное разгильдяйство перед кафедрой, отвечая устно по каждому пункту.
В итоге мне поставили 4+Ф. Буква "Ф" расшифровывалась, как "Фонд", а это означало, что проект забирают на хранение - как образец для будущих студентов. Я удивлялась: логично было бы за работу, удостоенную такой чести, ставить отлично!... Но деканат не мог на такое пойти: тогда бы получалось, что он поощряет нарушение студентами учебного процесса. Так и поясняли: оценка была бы выше, если бы проект был сдан вовремя... Таким образом, я единственная, наверное, имела в своем послужном списке "фондовские" работы с оценкой 4+.
После этого дело оставалось за малым. Надо было сдать (уже на законных основаниях, то есть с официальным допуском) еще два экзамена. Причем последний досрочно - чтобы успеть до отъезда.
Я опять изучила график сдачи по группам. Выходило, что на один экзамен я попадаю, как положено, со своими, а второй надо будет сдавать с чужой группой, причем - в тот же день.
После всего, что я пережила до этого, задача сдать два экзамена в один день не показалась мне слишком сложной.
В результате всех моих косяков и рокировок получилась такая история: находясь к началу сессии на грани вылета, я не только догнала, но и сдала экзамены раньше всех, да еще и стипендию не потеряла.
С чувством одержанной победы я, ликуя, ускакала в свой долгожданный поход - навстречу новым авантюрам, которых оказалось так много, что они заслонили на время экзаменационно-зачетный экстрим,
П.С. Вспоминаю прошлые свои грехи и конфузы с теплотой, смеясь. Теперь они именно так и воспринимаются - как забавные ситуации, как набор анекдотов.
Но если углубится... Нет, никому не посоветую так развлекаться - сначала создавать себе проблемы, а потом героически их преодолевать.
Лучше всё делать, как положено и вовремя, а развлекаться и отдыхать как-нибудь более... традиционно