Я ждал этого парада относительно давно - по разным причинам. Во-первых, мне не удалось сходить на него в прошлом году, на 115-летие, так как работал в выходные. В этом же году на параде должна была быть представлена новая техника - та, что в будущем будет поступать в московские депо, как хочется надеяться.
В Сети уже немало отчётов и подробных репортажей о параде трамваев, поэтому я постараюсь взглянуть на мероприятие с другой стороны. Отчасти потому, что мне банально не удалось снять большинство моделей.
Это первое подобное мероприятие, на котором я практически не получил удовольствия. Я приветствую популяризацию общественного транспорта, и мне было приятно видеть, как целыми семьями, и стар и млад, шли посмотреть на московское трамвайное прошлое, настоящее и будущее. Но организация была неудовлетворительная. Я даже не ожидал, что возможны самые натуральные давки на улицах. Я нелюбитель критиковать без повода и даже по поводу стараюсь свою позицию всегда смягчать, так как интернет-критики смешны и нелепы. Но здесь объективно без критики не обойтись.
Осознавать масштаб толпы я начал ещё в метро, когда долго не мог выйти в город через старый вестибюль, а прибыл я туда примерно к 11 часам. Созвонились с друзьями.
1. Прямо посередине бульвара была установлена сцена с оркестром и ведущим. Когда я вышел, только начинались рассказы о каждой представленной модели.
2. Вид на вестибюль метро. Тут может показаться, что народу немного.
3. Пресса из Турции.
4. А дальше началась вакханалия. Трамваи банально утопали в толпе, подойти даже просто осмотреть было нереально. Не говоря о том, чтобы хоть как-то нормально сфотографировать его. Войти в салон старых трамваев оказалось ещё проблематичнее. На фоне, кстати, конка.
5.
6. Кое-как сделал кадры с середины бульвара. Но это, конечно, совсем не то.
7.
8. Ведущий.
Встретились с Сергеем, затем подошёл Илья. Пошли рассматривать новые вагоны
9. Новый швейцарско-белорусский трамвай Штадлер Метелица. На днях я видел его на 17-м маршруте.
10. Салон очень понравился.
11.
12.
13. Тележка прикрыта.
15. Технические характеристики.
16. Примерно такие толпы были возле каждого трамвая. При этом нередко хотели снимать не только трамвай, но и себя на фоне трамвая, что выливалось в ругань и конфликты.
17. Кто-то снимал выше.
18. Французский трамвай Alstom Citadis, позор Альстома. Самый страшный и неудобный трамвай от Альстома, виденный мною в мире. Странный дизайн, неудобный и тесный салон.
19. Тележка.
20. При входе металлические решётки. Представляю, каково будет зимой на них "ездить".
21. Салон весьма скучный и неинтересный, по эстетике и удобству уступает и польским
Песам, и российскому "
Витязю", и Штадлеру.
22. Человек, похожий на ведущего "из Австралии", бравшего интервью у самого Джигурды, которое можно посмотреть здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=5JU3oA4zlVQ
23. Два трамвая "Транспортных систем" - длинный "Витязь" и более короткий, известный как единственный в мире одиночный трамвай-низкопольник.
24. Альстомовский же трамвай оказался намного выше всех. Сравните его высоту с автобусом ЛиАЗ. Мне не удалось заснять, но он и значительно выше всех остальных трамваев. Стало понятно, почему он на всех снимках кажется очень узким.
25.
26. Очередная инновационная разработка - автобус от КамАЗа (!) с литий-титанатными батареями. Характеристики указаны на кожухе. Поначалу я подумал, что это электрический автобус не с батареей, а на суперконденсаторах. Даже токоприёмник похожий. В Шанхае такими укомплектовано несколько линий.
27. Дизайн же самого автобуса в 2015 году не выдерживает никакой критики.
28. Кое-как стали пробираться к старым трамвайчикам.
29.
30. До чего же душевный был шрифт гаражных номеров раньше.
31. Колёса Татры раньше были скрыты.
32. Тем временем с этой стороны бульвара давка нарастала. Настолько, что её не представлялось возможным покинуть быстро.
33.
34.
35. Бедолага на БМВ оказался в центре толпы, выехать ему было практически невозможно.
36. В толпе было немало так называемых "трамвайных фанатов", которые радостно и громко пересказывали трамвайные истории в самых-самых технических подробностях.
Наконец, из этой толпы удалось выбраться. Решили посидеть перекусить где-нибудь, но все близлежащие заведения были, естественно, переполнены. Было решено ехать в Сити, тем более что давно там не были.
37. Реконструкция "Лукойла" началась. Вместо качественного чёрного, столько редкого для Москвы, остекления ставят очередное голубое убожество. Очень жаль.
38. Теперь "Лукойл" будет выглядеть как сотни других жутких зданий. А был оригинален.
40. И ещё немного - новые знаки с переводом. Зачем иностранцу знать, что пожарная часть имеет номер 2, да ещё принадлежит 21 отряду, который в свою очередь принадлежит ФПС?
В целом я не далею, что сходил. Но было бы лучше лично для меня, если бы мероприятие было платное. Я не пожалел бы и 1000 рублей, лишь бы посмотреть всё нормально, и поснимать для себя. В то же время понимаю, что не все готовы платить и 100 рублей, чтобы посмотреть на частичку своего прошлого и на будущее.