"Смерть и Девушка" 1994

Dec 15, 2024 18:30




Конец 80ых, неназванная Южноамериканская страна (тут вариантов много, это и Чили, и Аргентина) - первые дни демократического правления нового президента, создаётся чрезвычайная комиссия по расследованию преступлений против собственного народа совершаемые властями прошлой хунты. И возглавить их бывший оппозиционер а ныне крайне законопослушный и страдающий избытком идеализма новый генеральный прокурор (Стюарт Уилсон). Причин для этого у него много, одна из которых, брак с любовью всей его жизни Паулиной (Сигурни Уивер) женщины сколько прекрасной - столь же и жизнью искалеченной, прошедшей через застенки тайной полиции и получившая там травмы которые физически ещё залечить можно, а вот морально... Живущие в глухом уединении, где то на скалистом океаническом побережье, они однажды волей случая встречают своего соседа с которым раньше то и не общались никогда - милейшим дядькой, местным врачом и семьянином (Бэн Кингсли). Узнав о чьём присутствии - Паулина начинает себя вести крайне странно (точнее как абсолютно сошедшая с ума), параноить, прятаться, пытаться сбежать из дома и так далее (причём явно уже не в первый раз). А потом возвращается домой, где мужчины разумеется офигев от происходящего - уже успели основательно накидаться, размышляя о том что женщины сумасшедшие, бьёт соседа по башке и берёт его в плен под дуло пистолета. Думаю учитывая контекст, вы уже догадались по какой причине.

Я уже как то писал, что европейское кино не ставит своей целью морализаторствовать или осуждать кого либо. Как правило оно просто показывает процесс чего либо, а если в истории мораль и есть, то подаётся она не в лоб, и часто бывает пространной. Полански на таких историях собаку съел, он вообще наверное режиссёр самых широких (в хорошем смысле) взглядов, которые ставит неудобные вопросы, но в отличии от того же Фон Триера - делает это с человеческих позиций, по всей видимости мизантропом не являясь, а как раз наоборот. На самом деле, практически все фильмы Романа, они про человечность, в той или иной степени. Тут проблема лежит в другой плоскости - то что иногда это скорее какие то сопельки напоминает, а не агитацию за общечеловеческий гуманизм.

Ну вот просто даже если задуматься над основной идеей. Что есть вещи, чудовищные вещи которые простить нельзя, и есть монстры которые их творят. И всегда можно сказать, что люди такие какими мир позволяет им быть. Что всегда можно спустить с поводка собственного монстра, что всегда можно пытаться быть меньшим злом когда у тебя нет выхода но сломаться в процессе. Что нельзя опускаться до уровня зла и карать его за былые преступления с той же жестокостью... этот боян Роман и в "Пианист" пытался пропихнуть, и получилось если честно - очень плохо. Здесь это работает, потому что в фильме всё как бы в реальности, но как бы и нет. А вот если бы время и место действия была не неназванная некая южноамериканская страна конца 20 века, а Польша или Франция 40ых? А вместо "доброго доктора" из застенок тайной полиции местного бананового диктатора, был бы смотритель "лагеря смерти"? Проканали бы такие же агитации за гуманизм со стороны сценаристов и режиссёра? Можно было бы сказать херню вроде "не опускаться до их уровня!". Что-то меня не убеждает если честно.

Нет, фильм, если что, прекрасен. Это насквозь камерная работа всего трёх актёров, которые говорят и проживают последствия, без прикрас и "стачивания углов", по настоящему чудовищных, кошмарных событий. Во всёх подробностях рассказывая, кого, за что, и как. И ведут себя при этом как нормальные люди, которые столкнувшись с тьмой - попросту не знают что с этим делать и как быть. Особенно если это задело лично тебя, твоих родных и близких. Очень сильно кино, очень сильное и очень грустное.

Про актёрские работы говорить излишне - потому что камерное разговорное кино, самый сложный жанр, а Роман один из лучших в мире режиссёров которые такое умеют. Но Сигурни Уивер... я не знаю, у меня нет слов. То что Сигурни потрясающая актриса и просто огонь-баба, все знают, и я это мнение разделяю.
Но в этом фильме на неё смотреть просто жутко. Насколько Паулина - восхитительная и страстная женщина, настолько же она абсолютно, фатально, сломана, и это выглядит так что реально сердце щемит. Гримёрам, больным ублюдкам (это я любя) отдельный респект - когда показывают голое искалеченное тело, многонедельных пыток... передёргивает просто. Моё почтение.

7.5 из 10. Сильное кино, весьма. Но тяжёлое.

глубизна, жЭсть, золотой фонд

Previous post Next post
Up