Мои взаимоотношения с фильмами про высококлассных воров виртуозов, весьма забавны, мне кажется во многом они характеризуют не только моё, но в целом общее впечатление для большинства зрителей фильмов Содерберга. Я наверное раз пять или шесть на протяжении всей жизни натыкался на эти фильмы по телеку, как правило с середины, я не хрена ничего из происходящего не понимал... но всё это было так приятно смотреть и слушать - что переключать просто не хотелось. Даже в юном возрасте фильмы эти просто цепляли чем то, в особенности конечно первый и третий, второй для юного организма был слишком европейским.
Решив отдохнуть от всего происходящего вокруг меня в мире кошмара, я решил таки посмотреть эти фильмы внимательно, и вот потратил на них два с половиной дня, посмотрел в правильном порядке.
"Одиннадцать друзей Оушена" (2001). Ну это однозначно must see, даже если вы не захотите смотреть продолжения. Это такой настоящий сок американского кино на острие миллениума, ещё до 11 сентября и всего что случилось после. Дорого но не чрезмерно, красиво но не слишком гламурно, тогда ещё было принято грабить банки что бы грести наличку, негры и белые забавно шутят про расовый вопрос (ещё было можно), есть в целом беззлобные шутки про туповатое полицейское государство (тогда ещё можно было), стильные и алчные итальянцы (отчего то персонаж Энди Гарсия мой любимый персонаж трилогии, на втором месте братья реднеки из Юты) держат казино, есть прохладный и грязноватый Нью-Джерси с тюрьмами, есть жаркий и роскошный Лас-Вегас, снято всё в типичной цветовой гамме параноидальных триллеров тех времён. Кино очень американоцентричное, как и все их фильмы того времени, которое было бы мало кому интересно за пределами Америки - но поскольку снято роскошно и с любовью, интересно всё таки стало. Молодые Питт, Деймонд, Аффлек младший, Робертс и далее по списку, тоже очень доставляют. Ну и конечно же, как и многие фильмы тех времён, до эпохи раздутых бюджетов - это самый приземлённый и "реалистичный" фильм из всех трёх. Да, есть художественные преувеличения, но они вполне допустимы. Есть ли в реальной жизни такие казино? Можно ли их так обнести как это проделали в фильме? Да, почему нет? Сюжет в целом просто и прямолинеен как палка - и от этого работает вообще отлично.
"Двенадцать друзей Оушена" (2004). "Худший" фильм в трилогии (это сугубо на мой вкус!) и всё равно это отличное кино. Просто оно сочетает в себе две противоречивые черты. С одной стороны, это типичное американское кино "про Европу" начала нулевых, которые я думаю очень многие помнят. Где "Западная" (ну и Южная с Центральной заодно) Европа, это высококультурное, историчное, размеренное, романтичное место, где есть и галереи, и музеи, и прекрасные итальянки... и всё это американский задний двор, то есть это как штат Луизиана только за океаном и без аллигаторов и чуть подревнее. От чего это сугубо романтическое и ооооочень размеренное представление местных реалиев, делает фильм весьма неторопливым и может местами показаться затянутым (но атмосфера! Но актёры!). А с другой стороны - местные ограбления уже перестают быть чем то реалистичным, нет, это ещё не фантастика, в целом всё показанное вполне себе осуществимо... но зачем? В реальной жизни правительствам плевать на профессиональных воров (не сил не ума, поймать их всё равно ни у кого не хватит, все умные давно ловят террористов и работорговцев), а все проблемы с охраной имущества решают не сложные навороченные системы а дюжина каких ни будь колумбийцев с автоматами и сторожевыми псами. Ну и весь фильм это один большой оммаж французским и итальянским фильмам старых времён, что видно невооружённым глазом, если вам такое нравится - то смотреть надо. И да, Кэтрин-Зета Джонс... эх.
"Тринадцать друзей Оушена" (2007) а вот это уже фильм снятый по совершенно типичным лекалам всех голливудских сиквелов середины нулевых (в том же годы "Пираты Карибского Моря: На Краю Света" вышли и третий "Человек Паук" Рэйми, и они и стоили и собрали, бешенные сотни миллионов, почти под миллиард - я там был Гендальф, это было тысячи лет назад...) - безумно дорогой, уже откровенно фантастический, гламурный до полного беспредела. Тех же щей да погуще лей. И это второй фильм в моём личном рейтинге из трёх и прекрасное завершение трилогии. Пофигу что это фантастика (а здесь уже реально фантастика, с проходческими щитами от метротоннелей и ИИ которые ставят в казино считать ставки) если это снова весело а план хорошо продуман и он действительно классно расписан и исполнен, если актёры снова откровенно куражатся и кайфуют. Вторая самая неприятная роль Аль Пачино после "Донни Браско" - и как же он в ней хорош. Этот фильм эпохи апогея американского величия со времён Трумэна - и сам фильм и всё что в нём показано, просто таки сочиться безобразным и пошлым богатством ничего общего не имеющего с первым фильмом. Мексиканские нищеброды вкалывающие за копейки, жадные корпоративные манагеры на фоне которых итальянские блатные дельцы выглядят глубоко порядочными людьми, "самсунги" инкрустированные бриллиантами в подарок от стремительно хренеющих от безобразного богатства китайцев (это забавно, в игровой индустрии игры про плохих китайцев выпускали уже в то время... но мне интересно, тогда кто-то знал к чему всё это в итоге приведёт?), максимально пошлые и безвкусные стеклянные уродства уродующие прекрасный Лас-Вегас с такими же невероятно пошлыми и безвкусными апартаментами внутри и отовсюду прущей безвкусной и вездесущей азиатщиной за которой катятся те самые китайские бабки. Всё в этом фильме говорит о том - что вы просто должны ограбить этого скота! Это та самая корпоративная Америка которая заслуживает того что бы её опустили на бабки настоящие американские бродяги! Это именно так и выглядит, и именно так и работает, и это по своему прекрасно. Когда первый фильм показан так, что в нём даже злодей - вызывает уважение, а Америка показана страной контрастов, но людей удачливых и храбрых. А в третьем фильме уже даже появляется какой то социальный посыл - который в прочем по своему уместен. Всё таки фильм вышел очень удачно, как и вся трилогия, прекрасные шесть лет Америки на пике формы, когда воровать у богатых было немножко стыдно, но ещё канало как плутовство, а Америка была центром мира, и поэтому своровав ты никому жизнь не испортишь. В 2008 году вся эта радость закончится, и начиная с этого момента с каждым годом будет только чудесатее и чудесатее... и просто уже так легкомысленно снимать на тему обаятельных воров берущих себе немного сверхбогатства, потому что Америка страна возможностей - уже бы так не зашло.
Ну и общие выводы по всем трём фильмам.
Во первых - то что Стивен, человек который прекрасно умеет снимать массовое кино для широкого зрителя и умеет с ним работать, и искренне от этого тащиться. И он мог бы снимать любой дженерик блокбастер и рубить для студий на этом сотни миллионов но... ему это безумно скучно, и поэтому фильмы он снимает только про то что интересно лично ему, и только так как интересно лично ему. Эти фильмы "для души", да они безумно дорогие, но при этом в них невероятно чиловая, домашняя какая то атмосфер посиделок со старыми друзьями. Во многих моментах трёх фильмах, видно как актёры тупо начинают выдавать экспромт, болтать о всякой всячине и всячески друг-друга подкалывать. И хорошо заметно как им просто как всем им приятно было участвовать во всём этом и как классно они проводили время и какие они все вместе и по жизни большие друзья. И это вообще ни разу не нарушает не атмосферу фильма, не сути их персонажей. Почему? Потому что суть профессии актёра, это примерять на себя чужую шкуру, обманывать ожидания и разводить людей на ровном месте. И кого весь звёздный каст играет в фильме? Профессиональных воров высшего эшелона, которые влезают в чужую шкуру, обманывают ожидания и разводят людей на ровном месте! Тот случай когда всем приятно, и участника и зрителю. Стивен любит зрителя, в моменты когда на экране происходит что-то техничное, фильм более чем зрелищен, когда даётся возможность расслабиться - фильм просто приятно слушать и ты прям отдыхаешь.
Во вторых - ровно по той же самой причине что и выше, Содерберг это режиссёр для людей которые уже любят кино. Звучит парадоксально, но тут всё просто. Если вы не очень разбирайтесь в кино, вы посмотрите, вам понравится, и вы захотите в нём разобраться. Если не разбирайтесь - то это просто будут семь часов чистейшего кайфа. Это удивительное свойство, делать гламурный, но не пошлый, размеренный и спокойный, но нескучный, непосредственный но ни разу не глупый - фильм, который можно просто смотреть получая удовольствия, а можно слушать разговоры о картинах и архитекторах и вникать в суть. Это примеры фильмов, в котором все, от режиссёра и сценаристов до актёров - без памяти влюблены в своё дело. Ровно как и их персонажи влюблены в своё ремесло и своё призвание. Да они воры, но это ведь Америка, верно? Воровать у казино не преступление, а право на американскую мечту имеет каждый. И потом, то как они это делают - это само по себе подано так что не может не вызывать уважения. Уж не знаю, существуют ли такие воры - но хочется верить что есть и такие. Должно же быть какое то равновесие в криминальном мире тоже.
Трилогия Содерберга, прекрасный образчик массового кино "для своих", которое при этом может смотреть кто угодно и получить и просто удовольствие и самый настоящий кайф. При том что это фильм эпохи, которая была уже однажды, и скорее всего её уже никогда не будет. Не в Америке ни где либо ещё, не на нашем веку точно. Хотя бы даже и потому что больше не будет никто снимать авантюрные комедии-плутовство, за сто миллионов, и получать на этом шестьсот, времена не те, зритель не тот. Ну а если отбросить всё это, гламур, техничность, стиль, это просто очень душевное, ламповое кино.
Оценки вторая 7, третий 8, первый 9, из 10.
Если ещё нет, то почему бы и да?