Недавно наше "кино" (я из принципа это всегда буду в кавычках писать) заболело новой схемой разводки. Раньше клепали унылые спортивные драмы типа "Движение вверх" и что-то еще, потом унылые мелодрамы уровня "Лед", а теперь после совершенно лажового "Чебурашки" бросились снимать фильмы для детей с основой на чужих брендах. Слюнявые, глупые, пластмассовые, ориентированные на детей и взрослых одновременно. В основном, конечно, клепают упоротые ремейки старых сказок, подсмотрев это у Диснея - "По щучьему хотению", "Бременские музыканты", "Летучий корабль" - сами знаете. Но хитрее всех поступил великий и ужасный бракодел Сарик Адреасян, который ловко решил сыграть на советской ностальгии и детском кино. И выпустил в этом году как продюсер не только киноверсию "Манюни" (я даже не знал, что такая франшиза вообще есть), но и параллельно для верности выпустил на одном стриминге сериал "Денискины рассказы". Да, по тому самому циклу, который мы все читали в детстве, знаем, помним, любим.
Вначале я проигнорировал это все, потому что скорее пчелы начнут нести героин, чем Сарик научится делать что-то пристойное. Но потом я почитал отзывы - и оказалось, что большинство зрителей это хвалили. Высокая точность оригинального текста, операторское качество, никакой отсебятины, а режиссером, внезапно, оказался вообще дальний родственник писателя Драгунского. Ну то есть, такие люди точно не должны были допустить позора в отношении заслуженного писателя.
Я решил дать сериалу шанс и честно посмотрел первую серию. Одну. После чего выругался, потому что Сарик это Сарик, ОН НЕИСПРАВИМ И БУДЕТ САРИТЬ КУДА ДОТЯНЕТСЯ! И так как у меня несколько подгорело от хвалебных или нейтральных отзывов, то давайте я вкратце объясню вам, что я увидел и почему мне не понравилось.
Начинается серия с сопливого вступления. Детский голос за кадром самозабвенно рассказывает, какой это яркий и интересный город Москвабад. И показывают кагбэ детские рисунки. Хотя я надеюсь, все отлично видят, что это голимые фотки, обработанные под карандаш, и никакой ребенок такое нарисовать не сможет.
В общем, вы поняли - вступление стилизовано под советские фильмы. Ностальгия, окей. Хорошо, а что дальше?
Детский голос обещает интересные истории, а потом собственно начинается сюжет. Итак, у нас есть родители - типичная Маман и типичный Папан.
Родаки хотят лететь на какую-то там конференцию на самолете, сбагрив своего сынка Дениса (!) дедушке (тоже Денису) в исполнении Александра Пашутина, который пришел в типичную "Пятерочку" (какая же детская история без минутки продакт-плейсмента). Не то чтобы из деда отличный воспитатель, но как сказал папан, старательно не глядя в камеру: "Ну что нам отказаться от конференции, к которой мы готовились весь последний год?" Обратили внимание на мастерское погружение зрителя в сюжет и "тонкое" введение в суть дела? Угу, готовьтесь, дальше будет хуже. В частности, резает глаз, что вся семья - голимые стереотипы. Маман - деловая бизнесвумен в обтягивающем пиджаке и острых очках, которая держит на себе всю семью. Кстати, вы часто таких встречали в жизни? Да, я тоже ни разу. Папан - типичный чухан-подкаблучник, который всем видом показывает, что он в низшей страте семейной пищевой цепочки. Их Дениска - безликая картонка, которая 24 на 7 сидит в телефоне и с трудом реагирует на вопросы. Именно так, по мнению сценариста, выглядит типичная современная семья.
После нескольких ненужных телодвижений (затягивай серию, затягивай!) Дед наконец медленно подходит к кассе. Где вместо узнаваемой Зулии или Гульнары, ну или на худой конец стереотипной Гали сидит "очень" типичная продавщица-актриса. Да, каждый день такие видим в "Пятерочках", сто процентов. Детское кино же, все должно быть вылизано как на подиуме.
Дед рассказывает (старательно не глядя в камеру), что... к нему приедут сын и внук... Стоп, это же уже было... А, не, он наивно думает, что они приедут к нему в гости. А то они целый год не виделись. В следующей сцене семья сидит у деда и неловко переглядывается. Оказывается, они не предупредили деда, что конференция че-то резко перенеслась, и им надо лететь вот прям сейчас. Как-то не слышал, чтобы конференции переносились назад, а не вперед, ну да ладно. Итак, родаки бросают Дениску на плечи деда и отчаливают. А нам долго показывают вступительные титры на фоне советского быта, что, возможно, лучший сегмент серии. А еще из титров можно узнать имена гениальных сценаристов. Один ожидаемо армянин, а второй... Внезапно какая-то казашка, работает сценаристом аж второй год. Эк откуда Сарик таланты выковыривает...
Родаки уехали. Школота залипает в смартфоне. Дед, подумав, предлагает поиграть в какой-то старый стремный самосвал, который у него до сих пор под кроватью валяется (кстати, зачем?). "Антиквариат!" - гордо говорит дед. "Прям как ты" - остро шьютит школота. Дед смеется и потом дает малолетному хамлу леща. В общем, контакт не установлен.
Наступает вечер. Дед говорит, что пора спать, но тут выключает свет. Они выходят на лестничную площадку, возятся с щитком, но тут выходит сосед и говорит, что звонил коммунальщикам, они там на линии возятся и свет будет только к утру. Я, кстати, слышал, что по нормам чинить надо не дольше шести часов, но это ладно, фиг с ним. В общем, казалось бы, все - идите спать, как и хотели. Но тут пацан замечает в углу лестницы... эээээ-э... какую-то светящуюся хрень. Естественно, это оказывается светлячок.
Дед чего, коллекционер, до сих пор спички времен детства хранит, я не понял?
Кто-то скажет, что это вполне различимая игрушечная подделка под благородное насекомое с лампочкой внизу - и будет прав. Но будем считать, что это светлячок. Вы ведь регулярно находите светлячков у себя в московских подъездах, ПРАВДА ЖЕ?
Школота восхищена. Это становится поводом для Деда рассказать историю о своем светлячке, которого он когда-то получил, и дальше следует пересказ рассказа "Он живой и светится". Итак, встречайте - пятидесятые! Или шестидесятые... Нет, явно пятидесятые... В общем, светлое советское прошлое, где все лыбятся с улыбками дебилов, а на стенках висят государственные флаги. Типичный московский двор. Денис сюда с родителями только-только переехал.
Зачем постоянно выделять героев субтитрами? Думаете, дети такие тупые, что без подписи не запомнят? (а хотя...)
Двор как двор - лавки, люди, дети на великах. Непонятно только, почему это в неработающем фонтане сделали песочницу. Я не знаю, может быть такое где-то и было, но я лично об этом ни разу не слышал и в кино не видал. Слабо было четыре доски сколотить и песка насыпать, что ли?
Денис пафосно рассказывает за кадром, что это был важный правительственный дом (хотя выглядит как стандартная коммунальная халупа), в котором жили министры и важные люди - одних маршалов семь штук! И показывают одного маршала. На этом месте я сначала охренел, а потом стал кататься от смеха.
Ну епт твою медь! Это форма маршала... образца 1969 года! Позднесоветская, это все знают! И ладно еще это, но ведь и награды запороли. Планки от орденов почему-то обшиты чем-то белым. И конечно, они абсолютно от балды понаделаны и среди них много позднесоветских и левых - угадываются "65 лет победы в ВОВ" и "В память 800-летия Москвы". Последняя - кажется, вообще знак "За службу в ФСО". Но хвалю - у маршала целых три планки от ордена Ленина и три бутафорских Золотых звезды Героя СССР, которые вручались к ним. Вот только все три Золотые звезды, сука, НА РАЗНЫХ КОЛОДКАХ!!! А на правой стороне груди - ничего, даже "поплавка" не нацепили.
Вот все смеются над клюквой в иностранных фильмах, а чем вы лучше, если китель 1950-х пошить не захотели? Ну или вообще бы вывели персонажа из серии, он все равно не нужен.
А-а-а, а вот водителю-старлею (такой старый, а все еще старлей...) поплавок все же добавили (хотя китель тоже поздний и много левых наград как у Брежнева). Ну правда "поплавок" образца 1980 года... Но право слово, это же такие мелочи!!!
Неистребимый штамп клюквы - ин Совьет Раша в массовке должен быть хоть один krasnoarmeets (ну хоть форма правильная...). А чо, тогда реально бублики в каких-то уличных ларьках продавали?
В общем, мать задерживается и не успевает домой, так что мальчик играет в песочнице-фонтане до позднего вечера и темноты (вот что реально должно удивлять современную школоту, что детей в СССР абсолютно спокойно отпускали гулять до темноты). Всех детей разбирают родители, пацан скучает, но тут к нему приходит Мишка Слонов. Это мой лучший друг! - пафосно восклицает дед. Не объясняя, откуда он взялся - ты же вроде только что переехал? Уже успел найти лучшего друга? Или ты там уже месяц живешь?
Короче, Мишка балдеет от самосвала и предлагает всякую фигню типа марок и прочего барахла. Дед при этом популярно объясняет школоте тонкие непонятные моменты оригинального текста. Например, почему он купался в ванной по вторникам. Потому что, оказывается, жил в коммуналке - и подробно рассказано, что такое очереди, расписание, день помывки и т.д. Школоло, конечно, в шоке - оно никогда раньше не слышало про коммуналки. Ну сразу москвича видать...
На этом месте, конечно, каждый нормальный человек спросит - так Денис жил в важном правительственном доме, где одних маршалов семь штук, или все-таки в коммуналке? А вот хрен знает, но я в курсе, как объяснить эту дыру. В оригинальных рассказах вообще не уточнялось, где живет Дениска, но по контексту ясно, что все-таки в отдельной квартире - соседи никогда не упоминаются. А реальный Денис Драгунский с родителями жил в полуподвальной коммуналке. Аж несколько лет, да. Пока не переехал. Можете найти интервью Дениса, он нынче знатный либераст и подробно про это рассказывал - его явно до сих пор от этого ломает. Не знаю, он это все подкинул сценаристу или тот сам решил акцентировать внимание - но в любом случае очередное затягивание хронометража достигнуто. А ведь достаточно было сказать ОДНУ, сука, фразу: "Мы жили в такой коммуналке до переезда". Но им лень было даже подумать над таким!
В общем, Мишка решается и отдает другу самое драгоценное. Свою де... свое... это... коробок, в котором под священную музыку показывается Самое Драгоценное В Этой Жизни. Это... Это... Это... зеленая... лампочка... Ваааааааааааууууууу...
На самом деле это кагбэ светлячок... И он выглядит еще лажовее, чем в первый раз. Сраная лампочка даже без декорации, которую прикрыли каким-то мусором! Ну вот, блин, понимаете - ладно форма, но что мешало пойти в зоомагазин или еще куда и купить обыкновенного светлячка?! Или он что, сдох во время съемок и экстренно пришлось брать замену? Ну что за халтура!
В общем, дальше дословно концовка романа - мама наконец пришла, они пьют чай, сынок радует маман, что прое... обменял самосвал на светящееся насекомое, и они пафосно втыкают в него. В оригинальном рассказе это было мило и пробирало, а тут выглядит как дешевый спектакль в провинциальном ТЮЗе.
Типичная коммунальная квартира 1950-х. Там напротив еще телевизор стоит, тоже недешевая штука.
Тем не менее, цифровой наркоман впечатлен и готов выслушать еще истории от своего крутого деда, который добывал светлячков в суровые годы коммуналок и отсутствия смартфонов. Тот обещает и укладывает его спать. Все! А что вы еще три минуты показывать будете? А, мораль про то что не надо втыкать в телефон лишний раз, потому что живой светлячок круче (тяжело спорить, да), а потом... две минуты титры. А как самосвал вернулся к деду, если он его типа отдал, дед не рассказал. Конец.
Для полноты картины нужно добавить два факта. Во-первых, всю серию звучит слюнявая детская музыка. Не затыкаясь, СКОТИНА, НИ НА МИНУТУ!!! Я что, мультик смотрел? Кто это вообще придумал? А во-вторых, как бы описать игру всех без исключения актеров? Она... ЧУДОВИЩНА. Эти люди не играют, а просто текст проговаривают, стоя в кадре как манекены. Дети особенно отвратительны - старательно выучили текст и произнесли его на камеру. В любой школе больше талантов на сцене выступает, чем тут. Даже Пашутин не старается и говорит текст абсолютно наиграно, изображая слюнявого няшного старика с улыбкой обкуренного Деда Мороза.
Дальнейшие серии описывать просто не вижу смысла, я помотал - там ровным счетом то же самое. Слюнявые пересказы оригинальных рассказов, ужасная актерская игра, сентиментальная патока и дикие ляпы на каждом шагу. Кстати, хотите, я напомню, в каком еще детском фильме мы видели родителей, которые из-за работы упустили общение с ужасно играющим сыном? И там тоже был бред вместо объективной реальности? И немало пластмассового слюнтяйства? Да это же "Тот еще Карлосон", с которого начинал когда-то Сарик и который героицки громил некто Бэдкомедиан. Тот самый, который теперь Сарика не трогает, хотя Сарик-чинарик развернулся в сто раз круче и стал крупнейшим продюсером всея РФ! Всего-то надо было хваленому блогеру немного подлизнуть и закорешиться.
Это было не то что плохо - это было просто никак. Примитивный сюжетец на 20 минут, слабенькая реконструкция советского прошлого, ужасная игра актеров, а постановка была разве что в титрах. Рассчитано это, видимо, совсем на тупых дошколят, но кто из них будет досматривать до конца без принуждения родителей это растянутое уныние? Ну и конечно, копеечный бюджет сериала тоже отлично виден.
Что я слышу, недовольные в зале? Обзорщика на мыло? "Сперва добейся"? А давайте-ка для контраста вспомним, как экранизировали "Денискины рассказы" в клятом совке, когда бездарные коммуняки отделывались всякими дешевыми водевилями типа "Буратино" и "Петрова и Васечкина" - вместо того, чтобы снимать детям настоящее детское кино уровня "Звездных войн" и "Коммандос".
Возьмем, пожалуй, самую известную экранизацию - "По секрету всему свету" (1976). С чего начинается обычный советский фильм для детей? С того, что главный герой, лежа в постели, твердо решает убить одноклассника. И достает нож. Пластмассовый, но все же нож. Вы сейчас такое начало представить можете?
А что у нас на титрах? Опа, ребенок бегает в одних трусах (!!!) по зимней улице под зажигательную музыку и обтирается снегом. В десять лет!!! А! Да дети от такого офигеют, я гарантирую. Да каждый из них тут же местного Дениса признает за авторитета!
А что дальше? Денис и Мишка идут в школу, но останавливаются, потому что к соседям приехала аварийка. Понаблюдав, идут в школу, глубокомысленно рассуждая, что нынче вместо крутых фильмов типа "Фантомаса" им снимают всякие слюнявые поделки уровня "Спокойной ночи, малыши". Ох, как в тему-то! Ох, как по заказу! Вот сравните все ЭТО - и сариковское барахло со смартфонами и розовыми слюнями.
Дальше продолжать не имеет смысла. Очевидно, что дети играют отлично, постановка без всяких рисованных титров на порядок лучше, а музыка... Ну, это золотой фонд, песня стала даже известнее фильма. И такой уровень исполнения показывал КАЖДЫЙ советский детский фильм, даже "Ералаш". А все потому что делали это все профессионалы (режиссер Игорь Добролюбов, например, вообще секретарь правления Союза кинематографистов БССР), не ленились отбирать хороших детей-актеров (главный герой до этого фильма в четырех лентах снялся - а напомнить, сколько школьников перебрали для роли Алисы в неком детском мини-сериале по Булычеву?), песни писал лично Шаинский (слышали о таком?), а сценарий - профессиональный писатель и лично прототип Денис Драгунский. Которому тогда худсовет за плохую работу мог дать по ушам, а не как сейчас при Сариках. И гонорара бы точно лишил. Ну короче понятно, раньше это была целая индустрия, отработанная как часы - и даже самые проходные ленты имели уровень качества. А сейчас какой-то Сарик снимает на коленке "детское" убожество, пытаясь эксплуатировать ностальгию взрослых и развести их на бабки. То это уныние, то какую-то "Манюню", куда баксами затащил даже Петросяна (видимо, как земляка). Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище.
С Сарика спрос не велик. Он давно бросил снимать ужасный трэш, над которым хотя бы весело глумиться, и выпускает унылые картонные поделки уровня "ни рыба ни мясо". Бездарь, но деньги зарабатывать на дураках умеет. Но нам-то зачем вестись на эти поделия? Родители! Не считайте своих детей за идиотов! Сядьте с ними и сами прочитайте "Денискины рассказы" или покажите какую-либо старую экранизацию. А если будут у дитя вопросы - надеюсь, вы сами не дураки и расскажете обо всем этом не хуже пластмассового деда! Помните, что именно в ваших руках ответственность за то, что смотрит ваш ребенок!