"Вообще, в каждой стране воняет по разному. Хуже всех пахнут бельгийцы, испанцы - наоборот, высыхают как вяленое мясо. Я вообще... По запаху могу определить, из какой страны труп" (с).
Год - 1992 Страны: Россия и Италия. Режиссёры - Леонид Биц и Фабио Бонци. В ролях: Франко Неро, Александр Абдулов, Иннокентий Смоктуновский, Виттория Бельведере.
Иногда, копаясь в интернете в поисках чего нибудь, можно найти хорошие вещи, которые незаслуженно забыли, иногда - наоборот, заслуженно. Такого добра нынче стало много, как хорошего, так и плохого; многое находят энтузиасты, типа группы From Outer Space, многое - мы сами, многое советуется заядлыми киноманами, как например, мне посоветовали шедевральную "Пятую Печать", но сегодня речь пойдёт не о ней.
Все мы знаем группу Сабатон, которая поёт про всякие там военные заварушки, от старых до новых, поют героически, с пафосом, и вскоре (если уже не) выпнут с престола Раммштайн (и если честно, давно пора) в плане тяжёлых заводных пафосных песен. И была у них такая песня, Last Stand, про известное историческое событие, а именно спасение швейцарскими гвардейцами Папы Римского Клемента 7-го от разъярённой армии наёмников де Бурбона, когда оные предали Рим разграблению. Песня эта весьма пафосная, круто звучащая, под неё круги нарезать по квартире самое то, и во многие топы входит не зря. Однако я наткнулся на другой взгляд на те события, а именно фильм "Золото". К удивлению, об этом фильме я вообще ничего не знал. Снят он в перестройку, совместно нашими и итальянцами (пополам режиссёры, актёры, массовка, снималось у них, музыку тоже писали они), и в главных ролях именитые личности - Александр Абдулов, Иннокентий Смоктуновский в одной из последних ролей, Збруев, Франко Неро и ряд итальянских актёров помельче. Ну, я и посмотрел.
Sacco di Roma, произошедшее 6 мая 1527 года, вообще событие эпохальное, потому немного истории (моим "безголовым" видением). Как известно, в средние века в Европе воевали постоянно, и часто внутри страны - феодальная раздробленность-с. Основной проблемой, по мнению многих, была зарвавшаяся власть Папы Римского, который, как и его предшественники, слишком дохера на себя брал, и императору Священной Римской империи, равно как и его союзникам, это несколько подза*бало - Папа скакал, как говорится, "между ё*аных", и в очередной заварухе вроде как поддержал Императора, а потом, обосравшись за свои владения, кинул его. Подза*бать Папа успел и во Флоренции; и как будто этого мало, Папаня был ещё и Медичи - семейка эта интригами своими попила дохера крови как у себя в Италии, так и вне её. Для малолетнего читателя поясню - для Европы Медичи были что-то типа Ебланистеров из этой вашей Игры Престолов, в попытках интриговать с помощью кинжала и яда доходило и до того, что в попытках вырыть яму другому, попадали в неё сами, ссорясь и убивая друг друга. Это должно было когда-нибудь закончиться; но разборка затянулась, и озлобленные испанцы и ландскнехты во главе с Де Бурбоном и Де Фрундсбергом, вовремя не получив зарплату из-за опустевшей (якобы, есть мнение, что такое было устроено Императором специально) казны, решили оторваться на Вечном Городе, в котором золота и ценностей, по мнению ландскнехтов, было полно. Не долго думая, они применили принцип "а чо, так можно было" и напали на Рим. К сожалению, швейцарские наёмники не подкачали и спасли Папу, не дав посадить медичинское очко на фламберг, укрывшегося в неприступном замке и ссаный понтифик ещё успел покоптить планету, однако ему пришлось дать баснословное количество золота, чтобы наёмники ушли. После этого Папская власть стухла, и влияние Ватикана на Европу уменьшилось, однако, как было сказано, поднасрать он ещё успел.
Но к фильму. "Золото" повествует об этих событиях, однако в отличие от Сабатона, отнюдь не героически, а показав жуть и жесть тогдашних военных разборок. Всё начинается с того, что талантливый художник и скульптор Габриэлле ди Поппи по прозвищу "Казентино", собственно, кайфует от своей жизни - у Медичи был один весомый плюс, они покровительствовали культуре и искусству, и похоже, понятие "злодей/тиран/мафиозник, кайфующий от произведений искусства" пошло именно от них. Габриэлле рисует на заказ, первые 20 минут фильма показывая жизнь тогдашней богемы, и показывает даже несколько заштампованно: герой пишет картины не только с друзей и знакомых, но и с местных потаскух воспроизводит сюжеты на религиозную тему (о чём говорится прямо), заодно рисуя порнуху (опять же, в том числе и на религиозные темы) для озабоченных кардиналов, за что и уважаем в их среде. В свободное от работы время Габриэлле пробухивает гонорар с многочисленными друзьями, предаваясь плотским утехам с подмастерьями: братом и сестрой (друг другу, а не Габриэлле) Джезуино и Джезуиной (с пацаном не покажут, но подразумевают), в общем, живёт не тужит. Однако при очередном посещении Папы, тот говорит ему - у Рима собралось войско, может напасть, ты бы, Габриэлле, переехал бы ко мне в замок, да от греха подальше. То же самое предлагает друг Габриэлле, педиковатый Белоццио (камео переигрывающего Збруева), но поддатый художник непреклонен: я обычный художник, кому я нужен, наёмникам политики нужны, до меня им дела нет. Через 20 минут фильма и через полдня внутреннего времени он поймёт, насколько он наивный - с фразой "Тут кто-то есть!" мир в фильме прекращается и ночью к нему вламываются наёмники во главе с Андреасом Бекенхофеном (Александр Абдулов) и устраивают в его дома разруху, картины топчат, самого избивают, Джезуину под Абдулова, Джезуино - под нож и нужно им одно - ЗОЛОТО, которого у ходожника по причине разгульного образа жизни нету. Спасает от смерти художника капитан наёмников, дон Диего (Смоктуновский), устраивающий Абдулову отлично сыгранный разнос - он являлся поклонником художника, и хотел на халяву ему картины заказывать. После увиденного, у художника начинается катарсис и шок, не в силах более рисовать как раньше. Диего зачем-то приказывает именно Андреасу-Абдулову остаться с ним и охранять его, требуя от художника рисовать для него всякое, и тот всячески унижает художника, и больше того, на него кладёт глаз Джезуина, решив, как думается поначалу, соблазниться на крутого альфача вместо "лохохудожника", и отдаётся ему на глазах Габриэлле. На фоне покажут и события в крепости - учёный Бенвенуто Челлини отстрелит самолично башку Де Бурбону (и это покажут, за что спасибо), что приведёт к ещё большим проблемам; а другие наёмники будут страдать от болезней, безысходности и ПТСР, один из них убьёт девочку при попытке её изнасилования, и она ему начнёт мерещиться.
"Если бы этот кусок железа мог говорить - сколько бы всего он рассказал! Сколько душ переселилось в него! Его бы обязательно купил бы какой-нибудь философ из Эленберга!" (с).
Занятное кино, конечно. Как бы вам его описать... Вот представьте, что если бы одну длинную серию "Игры престолов" снимал условный Марк Захаров с бюджетом чуть большим чем "Убить Дракона" сразу после оного в декорациях Италии: жесть, чернуха, убийства, изнасилования; от наших - перестроечные сиськи и манера съёмок, переигрывающие (не все, но местами заметно) актёры и каскадёры, от итальянцев - пара по-итальянски комичных ребят, лохматые п*зды прямиком из их артхаусов и конечно же, несравненная Виттория Бельведере, с которой будет много эротических сцен (покажут, покажут) - вот такое вот сочетание. Сочетание, как по мне, сработало, получилось весьма неплохое кино с кучей подтекстов, крылатых фраз, неплохой актёрской игры (которой больше, чем косяков)и раскрытия темы средневековых мясных разборок. Теперь по прядку, чем этот фильм лично меня зацепил:
* Первое и главное - Абдулов в роли злодея, но не абы какого интеллигентного или культурного с замашками, а именно конченного распоследнего ублюдка, насильника и мокрушника, буйного и больного на голову. Это может порвать шаблон его поклонницам, мой родственник, увидев фильм впервые, даже сказал то ли в шутку, то ли нет, что это дипфейк и Абдулов ТАКОЕ сыграть не мог. В принципе, этого даже достаточно, чтобы одним глазком смотреть. Второй народный артист РСФСР и мастер озвучки и дубляжа, Всеволод Ларионов, также играет не меньшего ублюдка и играет прекрасно. Типажи такие, что хочется залезть туда и... Вылезть обратно от ужаса.
* Вообще, неплохие актёрские работы и типажи, ими созданные. Габриэлле, исполненный Франко Неро, всю жизнь косплеившего то Бельмондо, то Клинта Иствуда для бедных, да даже Ниндзя сыграл - а тут в роли безобидного художника прекрасен. Про Витторию Бельведере я уже сказал; Карло Чекки в роли Папы суров и серьёзен. Сильно переигрывал Збруев, видимо, наспех насмотревшись итальянских комедий и думая, что оные в жизни так себя и ведут, что контрастно смотрится с другим актёром Энцо Якетти, сыгравшим Бенвенуто Челлини, который пусть тоже переигрывает, но делает это "правильнее".
* Заставляет задуматься на кучу тем. Посттравматика, походные болезни, мокруха, едущая крыша, жалость к жертвам и наоборот, ненависть к ним, пох*изм к мокрухе и чёрный юмор, даже переход с мечей на огнестрелы обсуждается - всё показано, почти без прикрас, местами волосы встают дыбом от того, ЧТО происходит и ЧТО вытворяет Абдулов на экране сотоварищи. Разговоры обрастают кучей запоминающихся фраз, которые могли бы разлететься на цитаты, будь фильм раскрученнее. Заодно покажет, что internet always is for porn искусство всегда использовалось в том числе и для порнухи.
* В первую очередь, фильм о том, что НЕЛЬЗЯ БЫТЬ НАИВНЫМ в критических ситуациях, подобным той, что показали [Спойлеры!]- наивный пацан кинулся с ножом? Убили - куда тебе, салабону, против ландскнехта? Девочка из блатной семьи Фернезе возомнила, что если угрожать и пафосить солдатне, они отстанут только потому, что ты из элиты? Минус один итальянец в её лице. Считаешь, что если убить вражеского командира, ты победил? Нет, дорогой учёный, всё стало только хуже, ты их разозлил, а командир лицо заменяемое. Считаешь, что твоя профессия не нужна грабителям? Ты очень ошибаешься - если у тебя нет золота, то остаёшься ты (на издевательства), твоя семья (на изнасилование и ростовые мишени для тренировок владения мечом) и твои работы, которые можно выгодно продать. Если ты кого-то там отодрал и ограбил в походе и думаешь, что жертвы тебя кормят, поят и дают во все места, потому что ты крутой альфач? Ну и дурак, будешь лежать с окровавленным хером, как Абдулов по концовке фильма. Любишь убивать всех в округе просто потому что по кайфу? Готовься к ПТСР, дружок. И надеяться можно только на самых близких людей, будучи готовым, что они пойдут на слишком многое, чтобы спасти тебя и себя, в прямом смысле жертвуя своим очком на твоих глазах.
* Показывает, что люди искусства и науки готовы помочь, пусть местами и глупо. Бенвенуто Челлини, если что, был в жизни известным учёным, и судя по тому, что замок в итоге не взяли, дело своё делал неплохо. Другой художник, не показанный, согласился и осмелился быть послом к ландскнехтам, за что был жестоко убит.
* Штампы, многие из которых ломаются. Выделю два из них - сломанный штамп о лохе и козле, [Спойлер]в котором баба-шлюха выбирает поначалу первого, а второй потом прощает, который вы видели не раз, и сломан он прекрасно - героиня всё это время проявляла прагматизм (пусть и нездоровый немного), оказавшись единственным нормальным человеком и подгадав момент, убила Андреаса. Второй - античернушный - несмотря на всё произошедшее, у фильма [Спойлер]светлая и даже добрая концовка. По крайней мере, для Габриэлле и Джезуины.
* Музыка. Прекрасная композиция, выбранная для сцены разрухи и мочилова, идеально подобрана. Под неё даже хочется выбить дверь соседу-курильщику и устроить ему "Габриэлле" по полной, разнеся кальян ему об башку вместе с магнитофоном, из которого играет его блатняк.
* Несмотря на перестроечность и бюджетность, лучшее от итальянцев и русских (насколько это возможно при таких условиях) есть.
Из минусов отмечу некоторую заштампованность, упомянутое переигрывание и недопонимание в сюжете: Дон Диего старался, чтобы художника хотя бы не били и не издевались над ним, потому Габриэлле мог бы попросить заменить Андреаса на какого-нибудь другого охранника. Так же, молодняк оттолкнёт излишняя бюджетность фильма, который выглядит чуть лучше, чем упомянутая работа Марка Захарова. Далее, знаменитый подвиг швейцарских наёмников показан не будет - денег на развёрнутую батальную сцену у создателей не хватило.
По этому суровому фильму можно судить, как оно было тогда, как выглядело суровое мочилово и как наивный человек тыкается лицом в собственную тупость, убеждаясь не только на своей шкуре, но и на "шкуре" своих погибших и пострадавших близких, как меняется его мировоззрение с ног на голову. Картина показывает, что понятие "золото" у каждого своё - у кого-то золото ценность и трофей, у кого-то зарплата, на которую можно "строить замки и кайфовать", у кого-то золото - власть над слабаком, а у кого-то - средство спасения жизни и приходится порой из одного из вышеописанных переплавлять в другое, чтобы спастись, а у кого-то золото - это близкие, которые ради тебя и ИЗ-ЗА тебя вытерпят всё и спасут в самый нужный момент. Для тех, кто филосовствовать не хочет, тоже есть на что посмотреть - матюки, кровь, убийства и голые сиськи тут есть. Смотреть или нет, решать вам, и кто посмотрит, пусть откомментирует.