Посмотрела вчера "Онегина". По результатам просмотра - вольный пересказ под катом. Строго шестнадцать плюс.
Эпиграф:
- Дайте мне кирпич
(Муми-тролль)
- Не корысти ради, а только волею пославшей мя жены
(Сарик)
* * *
Идёт Онегин. Всё красиво:
Цилиндры, лапти там и сям,
Карета мчится по России
(Карету дал Андреасян),
Аутентичные до чёрта
Проспекты, лестницы, столбы,
Корзины, яблони, дубы,
Паркеты мастикой натерты...
Онегин важный, как старпом,
В пальто с куницей и бобром.
- Евгений! Бог мой, что за встреча!
- Бонжур! Я тоже очень рад.
Друзья пируют целый вечер,
Про баб и деньги говорят,
Приветы шлют знакомым дамам,
Едят под гипсовым фонтаном,
И всем кагалом - на балет,
Где нимфа крутит пируэт.
Волшебным танцем не встревожен,
Евгений видит даму в ложе,
встаёт:
- Простите, господа,
Я срочно должен вдуть.
- Куда?!
- Онегин, стойте! Что за шутка!
- Да не лишился ль он рассудка?
Но наш орёл - каков масштаб! -
Уж вел в кадрили сорок баб.
Наутро - письмецо от дяди:
"Скачи в деревню, бога ради".
А там чума и беспредел.
Священник, тварь, недоглядел,
И дядю бедного в могиле
Как пса бездомного зарыли:
За старой банькою, в глуши.
Зато пейзажи хороши.
Деревня дяди, право слово,
Была услада для сердец:
Там - Эрмитаж, а тут Кусково,
А здесь, гляди: Петродворец!
Среди избушек-пятистенков
Гулял похмельный Вдовиченков,
Икал, чесался, бормотал
И даже вслух стихи читал.
Евгений скромно поселился
В тени просторных колоннад.
Немного с челядью бранился.
Харкал на дядин ламинат.
Курил. Бухал. В хвосты и гриву
Гонял арабскую кобылу,
Гонял крестьянок на лугу,
Педерастичного слугу...
Соседи шепчутся: "Жених!"
Евгений к чёрту шлёт и их.
Однажды Ленского, поэта,
К нему домой внесло в ночи.
- Простите, сударь, но я где-то,
Просрал от лошади ключи.
Я в вас почувствовал родное.
Для вас подарок мой приезд!
Торчите тут один, как перст,
И выжрали в дому спиртное.
Да, подружиться мы должны!
Мы будем бро и братаны.
Евгений вслух:
- Вот это мило!
Ну и на кой мне ваше рыло?
Я мизантроп, я интроверт,
На минималках Колин Ферт.
А вы, прошу пардону, Ленский,
Какой-то валенок смоленский.
Но Ленский молвит, не робея:
- Да вы ж повеситесь с тоски!
Вокруг, моншер, одни плебеи!
Провинциальные чушки!
Мы почитаем их нулями,
Дебилами и упырями.
И между прочим, их тут рать.
Харе харчом перебирать.
Они сошлись. Волна и камень,
Цемент и грыжа, шмель с трубой,
Орлы с лесными хомяками
Не столь различны меж собой.
- Куда вы, Ленский?
- Мне тут близко...
- Да что там?
- Нимфа! Одалиска! Любви прелестный идеал!
- Ну вы балбес.
- А вы - нахал! А впрочем... едемте со мною?
Там чаровница есть одна.
Быть может, вашею женою
И согласилась б стать она.
Мила, насмешлива, смышлёна...
- А как зовут её?
- Алёна. Красавица в расцвете лет,
Фанатка Канта и поэт.
Хмельницкая!
Друзья, не споря,
Вдвоем коней своих пришпоря,
Промчались полем поутру,
И вот - Михайловское. Тпру!
В красивой тени от платана,
Всегда без лифчика, одна,
По совместительству - Татьяна
И режиссёрская жена
Сидит, блистая жемчугами,
И держит книжку вверх ногами.
Евгений смотрит на Моряк
И жрёт галлонами коньяк.
Онегин молвит ей учтиво:
- Я не желаю вас задеть,
Но это что, пардон, за чтиво?
Как вам не стыдно им владеть?
Даю вам слово дворянина:
Роман - отменная говнина,
А ваш паршивый Грандисон -
Мудак, абьюзер и масон.
Татьяна вспыхнула украдкой
Под парикмахерской укладкой.
Блеснули очи. Вот она,
Уже почти что влюблена
Всем сердцем русским и душою,
Роняет тихо: - О, пардон!
Я назвала бы вас ханжою,
Хотя вы попросту гондон.
Посмели гнать на Грандисона?
Что вы за странная персона?
Отдайте книгу сей же час.
Вы, извините... Вы - Ловлас!
Вот за письмо она садится:
- Поди, поди! - раздался крик.
(Татьяна няню и сестрицу
Гоняла прочь от милых книг).
"Я к вам пишу - чего же боле..."
Татьяна вслух читает! Горе!
И без того-то, видит бог,
Наш мир достаточно убог.
Нет - всё прочла! без остановки!
(В гробу заплакал Смоктуновский,
И я заплачу вместе с ним.
Да ёлки, запретите им!)
Затем, часов не замечая,
Вымарывает про "кончая",
А также "страшно перечесть".
Вдруг кто подумает дурное!
И кто тогда тому виною?
Да уж не Пушкин, ваша честь.
* * *
Но что же, что же дальше было?
Ну там, как водится, дуэль -
Зарецкий, речка и метель,
И дуб над скромною могилой.
Овес овсится. Ржится рожь.
Всё плохо. Но пейзаж - хорош.
Онегин дергает бровьми.
За что ж вы, Сарик, так с людьми?
* * *
Какое низкое коварство -
Снимать картину без любви,
Без божества, без вдохновенья
И без волнения в крови.
Я вам скажу, чего в ней нету:
В ней нет игры, живых людей,
Ума, поэзии и света,
И новых искренних идей.
Нас завлекли на фильм обманом:
В ней нет и Пушкина с романом!
А в том, что нам читают вслух,
Пропали тень его и дух.
В ней нет, конечно же, Татьяны,
И слова нету в простоте,
Зато там есть Андреасяны,
Цилиндр, лапти, декольте.
В ней нет ни чудного мгновенья,
Ни счастья нет,
Ни упоенья,
Таланта нет
И нет души.
Но вот пейзажи - хороши!
И в завершение разговора об "Онегине".
В комментариях сказали: фильм плох, но не ужасен, и, в конце концов, разве "Гардемарины" не хуже?
Ну, давайте сравним.
За последние десять лет Светлана Дружинина сняла два произведения: последнюю серию "Тайн дворцовых переворотов" и собственно "Гардемаринов" (в двух частях).
Сарик Андреасян снял сорок. СОРОК. В среднем он выпускает по три фильма в год. Плюс сериальчики там-сям.
Есть некая жуткая насекомая механистичность в том, как Сарик всасывает в себя все, что подворачивается, - без рефлексий, без сомнений. Чикатило? Отлично. Пушкин? Тащите. "Он загребёт все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернёт пространство, закуклится и остановит время".
"Гардемарины" - фильм всего лишь бездарный. Подчеркиваю: всего лишь. За ним виден распад личности, что очень печально, но не ново. Достаточно пересмотреть последние фильмы режиссёра /тут список из двадцати фамилий/.
Что мы видим, если внимательнее взглянем на "Онегина"?
Вот эти изящные корзинки, в которые молодые упитанные крестьянки собирают ЯБЛОКИ, - это что, могло родиться в чьем-то уме? Русском ли, армянском ли? Что, армяне яблок не собирали? Мальчуган в шейном платочке, крестьянки, торгующие букетиками сухоцветов, пластиковые лапти (лаптей не нашли в России), Зарецкий, который предлагает примириться Онегину и Ленскому - когда история шаг за шагом вела к тому, что он этого НЕ предложит, в этом, собственно, и смысл фигуры Зарецкого, всю дорогу двигающего драму и доведшего ее до высшей точки, - это что, человеческий мозг придумал?
Нет, братцы.
Эта картина изумительна именно тем, что за ней НЕТ человека. Нет никакого ума, ничьего чувства.
Не может живой человек снимать кино - и не родить ни одного собственного кадра! Весь фильм - это компиляция. В нём всё потырено и перемешано кулинарной лопаткой. Целые кадры, целые прогоны взяты: что не из "Гордости и предубеждения", то из школьных иллюстраций к Онегину, а где не иллюстрации, там высунется то "Каренина", то предыдущий "Онегин" Марты Файнс.
Это вам ничего не напоминает?
Какой человек одел бы героиню в траур на собственных именинах? Похороны в чистом поле с цепочкой карет - это что? А это влез отрывок из чужого кино, где черные линкольны выстроились друг за другом на отпевании главы мафиозного клана.
Вот это сочетание ошметков чужого с полным отсутствием привнесённого личного - оно абсолютно узнаваемо.
Картину "Онегин" снял Искусственный Интеллект.
В каком году клан Андреасянов впервые решил его использовать - сложно сказать. В предыдущих фильмах полно свидетельств вмешательства ИИ. Но монтировал и отчасти снимал все-таки человек. А вот на "Онегине" ИИ дали развернуться в полную силу.
ИИ сделал то, на что способен. Он самое живое произведение русской литературы разъял на части, порубил обрезки, заправил чужим визуалом, собрал гомункула и эту мертвечину, бессмысленно идущую в любом направлении, куда повернешь, подтолкнул к зрителям.
А Сарик... Ну что Сарик. Хороший человек наверняка. Об актерах вон, пишут, заботится как о родных.
А что его гомункул с лаптями получил статус Большого Кино, что на него толпами погнали школьников, и что на следующий фильм Сарику отвалят ещё больше денег, а в ближайшие годы мы будем видеть на экране все больше продуктов творчества ИИ, - так в этом не Андреасяны виноваты.
А Дружинина всего лишь честно сняла Очень Плохое Кино.
И только.
Эйлин О'Коннор
https://eilin-o-connor.livejournal.com/