Бункер (1981) / Гитлер: последние десять дней (1973)

May 06, 2023 13:49

Гитлер Хопкинса намного смешнее, чем когда это делал Чаплин. Я катался по полу от смеха. Если он не получил Оскара за эту роль, то люди в Академии явно сумасшедшие. Лучшая комедия. И на 100% натуральная. Посмотрите любую речь Гитлера, он звучал именно так. И пена у него изо рта тоже шла. Потому что он сумасшедший, понимаете же. (из отзывов на IMDB).

Накануне одного известного праздника я решил расслабиться и посмотреть старый и всем знакомый фильм "Бункер" с Бруном Ганцем, снятом по воспоминаниям секретарши Гитлера. Все его знают - это та самая знаменитая комедия, в которой Гитлер орет на генералов и закатывает истерики. На нее придумали просто овер 9000 пародий, которыми заполонили весь ютуб. Да и вообще, в фильме много веселого. Однако как-то так получилось, что я наткнулся на ютубе на ДРУГОЙ, менее известный "Бункер". Это американско-французский телефильм, снятый аж в 1981 году. Я сначала это не понял и удивился убогому реквизиту и мутной пленке - и только потом вник. Но все же мое внимание привлекло то, что Гитлера играет... знаете, кто? Не поверите - Энтони Хопкинс!!! Кино я таки потом, после подготовки, посмотрел целиком от и до - и при просмотре местами бурно ржал и радовался, как ребенок. Оно и понятно - Хопкинс играет просто волшебно, местами даже круче, чем в немецком аналоге. Так что, утерев слезы, я решил вкратце напомнить миру об этом забытом шедевре.

Так как формально кино снято по какой-то книге американского военного журналиста, то в начале этот журналист приезжает к бункеру. У входа уже топчутся русские. Обратите внимание на некую самоходку крупным планом. Я не играл в Ворлд оф Тэнкс, поэтому танковым экспертом не являюсь, но на Т-44 это явно не похоже.




Американец пытается спросить у русских с каким-то СКС, где тут бункер. Но так как из-за акцента он постоянно говорит: "Бонкэ!" - понимают его не сразу. Кстати, русский говорит абсолютно чисто.





Вход в личный бункер Гитлера охраняет аж один пожилой красноармеец с картонными орденами Ленина и Красного Знамени.



Суровый часовой не хочет пускать американца... Но за сигарету тут же передумал и открыл ворота. В этот момент мы видим, что типичный красноармеец вооружен трофейным немецким EMP-35. Самое то для бойца Красной Армии!



Что бы вы написали в бункере Гитлера, если бы без палева туда забрели? Фу, пошляки. А вот наши бойцы написали самые священные для каждого советского человека слова! "Октябрьская социалистическая революция!"



Ну, и после вступления идет собственно основная часть - последние дни Гитлера в бункере. Честно говоря, особенно большой ценности фильм не представляет, так как там примерно то же, что и с фильме с Бруно Ганцем, только дешевле. Фильм, конечно, драматический и пафосный, поставлен сурово и мрачно - и все такое... Но второй раз уже не цепляет. Какая-то бета-версия немецкого фильма. Впрочем, есть и тут доставляющие моменты. Я лично поржал, когда в первой же сцене процитировали Штирлица: "Гитлер спускается в бункер!" "В какой бункер?" "В наш бункер!"



У фильма жуткий мискаст, единицы актеров похожи на своих персонажей. Как вам, например, этот мужик, похожий на начальника Де Фюнеса в фильме "Жандарм из Сент-Тропе"? А по сюжету это тащем-то Борман. Весь фильм ходит за Гитлером и уговаривает свалить на самолете в Аргентину на дачу в новое убежище, а тот говорит - уйти, постылый, я умру на своей берлинской родине! Вы же из Вены? - Пошел на хрен!!!!



Первый час фильма чуть ли не главным героем является красивый молодой шатен, Альберт Шпеер. Странно, что Бормана тогда играет не Шварценеггер. Вот он тут слева стоит с каким-то Гюнтером, похожим на манерного гомика из скетчей Камеди Клаба. В фильме Шпеер - няша. Он по сюжету очень страдает, что Гитлер хочет уничтожить Германию при отступлении, пытается фюрера уговорить, переубедить, даже подумывает отравить - но все тщетно. Потом еще одна очень драматическая сцена, где он признается Адику в неверности... Ну в смысле, что план уничтожения не исполнял. Бедный фюрер долго молчит со страдальческим лицом, а потом просто делает вид, что не слышал своего неверного... партнера. Короче вы поняли, Шпеер не просто няша, а натуральный, блин, ангел во плоти. А о том, как он в концлагерях себе рабов на производство набирал, конечно, ни слова. Очень историческое кино, сразу видно.



Но, конечно, все рекорды бьет лично Алоизович. Каждая сцена с ним это просто праздник. Уже в своем первом появлении он выглядит так, как будто обдолбался морфием и сидит, надеясь, что никто не заметит.



Энтони Хопкинс играет просто волшебно. С одной стороны, он точно копирует поведение Гитлера на кинохронике. С другой стороны, копирует совершенно гипертрофированно, а заодно добавляет старческого маразма с паркинсоном. Неудивительно - потом Хопкинс признал, что за основу персонажа взял своего же дедушку, который был таким же сентиментальным садистом. Вы понимаете, как это выглядит?! Дерганый добрый дедушка Гитлер, старичок и маразматик с мимикой и жестикуляцией Чарли Чаплина? Ясно, что это никакая не трагедийная, а комическая фигура!



Мы победим! Германия в шаге от победы! Кто упоролся? Я не упоролся! Я не упороооолсяя!





Особенно мне понравился свой вариант той самой знаменитой сцены про корпус Штайнера. Помните? Если Бруно Ганц охренел, всех вывел и только тогда начал орать, то тут все еще круче! Гитлер ставит строем ВЕСЬ ШТАБ, налетает на каждого и вопит так, что кажется - вот-вот залает и начнет кусать ноги.



Но особенно я уссался от сцены "Гитлер и Ева на шашлыках", в которой Адик со своей клюшкой дергались и крутились точь-в-точь как в фильмах немой эпохи, даже Чаплину было бы сложно конкурировать!



А как вам бровастый Геббельс, похожий на внука Брежнева? Постоянно загоняет Гитлеру бред, что в последний момент наступит чудо и они выиграют войну. Один в один Кашпировский, хоть сейчас переозвучивай про то, что Луна встала в созвездие раком и надо срочно поэтому вкладываться в акции МММ. Все сцены точно следуют комедийному правилу "завязка - панчлайн": после вдохновенной речи Геббельса приходят вести с фронта, сообщают об очередном фейле, и все делают унылые лица.



Где-то на середине приезжает император Палпатин. То есть, Гиммлер. В фильме он всего в двух сценах, так что толку от него никакого.



Но круче всего, конечно, выглядит Геринг. Просто волшебно. Одного Гюнтера показалось мало... Ему бы еще и губы подвели для полного образа... Вдобавок у него и мундир любимого цвета фрезеровщика Дулина. Ахтунг, Геринг, ахтунг!



В последние недели Геринг появлялся на публике в форме военно-воздушных сил без орденов и медалей, вероятно полагая, что в суровых условиях ведения войны целесообразнее одеваться попроще, временно отложив в сторону нежно-голубой френч из тонкой оленьей кожи, красные сапоги из русской кожи, золотые шпоры, замысловатую шляпу и другие изысканные принадлежности верхней одежды, в которых все привыкли его видеть (Из воспоминаний помощника Гудериана Г. Больдта).

А еще у него такая раздутая рожа, будто его играет Роберт З'Дар из "Маньяк-полицейский".



Господа, слухи о моем самоубийстве сильно преувеличены! Доктор мне что-то вколол, и я теперь опять нормальный! Нооооррррмальныыыый! Док сказал, что до свадьбы заживет! Кстати, где Ева?



Даже ту знаменитую сцену из кинохроники, в которой Адик хлопает по щекам симпатичных малолеток из гитлерюгенда, пересняли один в один. Но все равно выглядит как порнопародия.



Что уж тут говорить, когда в разгар боев герои общаются со своими женами как будто это ситком 50-х. То у одного жинку прямо под бомбой во время базара по телефону завалило. То Геббельс свою жену вызывает как на дачу, хотя подразумевается, что уже на самоубийство. А Борман тот вообще во время разговора с женой секретаршу лапает. Странно, что никто с резиновой женщиной не пришел, как в пародиях.



Ну, хотя есть блядство, разврат, наркотики - все по секретным документам историческим источникам.



И Гитлер врубает опять доброго дедушку. И Чаплина! Выглядит просто сумасшедше! Я ржал как ненормальный.



А когда он еще и косплеит Ленина из советских детских книжек, я просто рухнул.



Не менее крутая сцена - "Гитлер слушает пиздеж тупых клуш". Бабы под руководством Евы базарят о всякой фигне типа шмоток, спиногрызов, отдыха на вилле в прошлом году и прочей ерунды. А Адольф, как суровый нордический ариец, который занят мужскими делами на работе, после долгого молчания среди этих блондинко вдруг медленно и мрачно изрекает: "Как они могли сдать Вену?" Вы понимаете? Бабы трындят про всякую фигню, а там Вену сдали!!! Ну у кого такого со своей женой не было после очередного футбола?



Также мне понравился пьяный Фегелейн, которого притащили из дома за дезертирство, так он даже тут нашел время лапать баб и орать, что лучше русский оккупант, чем английская бомба. Тут Гитлер не орет, как Бруно Ганц: "Фегелайн, Фегелаааайн!", так что уже не так смешно. Гитлер даже хотел его отпустить (он же добрый дедушка), но услышал про предательство Гиммлера, обиделся, долго сидел с каменным лицом, и Фегелейна просто скучно повесили на крюке. Воообще его в реале расстреляли, а не повесили, но так эффектнее.



Все забивают на войну и просто идут в отрыв. Вечер пятницы, все можно! А что это за огромное помещение, я не совсем понял, возможно, рейхсканцелярия.



Восстание живых мертвецов. Немецкий косплей. Подождите немного, сейчас они с этими серьезными хлебальниками будут под аккордеон песни петь.



Вечеринка у Гитлера дома, гуляет весь Берлин, гуляет вся шобла... Что, в книгах писали, что на церемонии бракосочетания было всего несколько человек? У фильма больше возможностей! На свадьбу с Евой даже Александра Калягина притащили, брак засвидетельствовать. Калягин офигел, но собрался и пробурчал по инструкции Гитлеру: "Имеете ли вы арийское происхождение?".



На фронте тем временем злые русские подходят все ближе, занимая потихоньку Берлин. Операторов гортелесети валят из вальтеров и тех же EMP-35. Наверно, обиделись, что на вечеринку не пригласили. А как их пригласить, этих варваров? Немцы те прямо в экран говорит: "Русские пришли насиловать женщин и грабить унитазы, невежественные крестьяне думают, что в них можно мыть картошку!" И не говори, москали совсем не изменились.



Короче, годно посидели.



Хозяева надеются, что вам понравилось. Можем повторить?



После Адика все стреляются и потихоньку сваливают из бункера. Женщины напоследок наводят макияж и оспины - чтобы русские не изнасиловали прямо посреди боя.



Последний оставшийся техник бухает шампанское и грустно смотрит вокруг на брошенный бункер. Радио лживо брешет, что Гитлер погиб в бою на своем посту - и техник в возмущении кидает в него пачкой бумаг. Титры с пересказом судьбы персонажей!

Короче, я считаю, что это кино шедеврально и требует переозвучек и переделок не меньше, чем знаменитый "Бункер" с Бруно Ганцем. Там этого материала просто полно. Мне лень возиться и креативить, так что надеюсь, кто-то сделает все сам. Обязательно посмотрите хотя бы кусками, не пожалеете.

Ради чистоты эксперимента посмотрел и британский аналог "Бункера" - "Гитлер: последние десять дней" (1973). Тоже телефильм, тоже целиком и полностью происходит в бункере. Недостаток натуры возмещен тем, что чуть ли не четверть хронометража забита кинохроникой в сепии - некоторые игровые эпизоды тоже сделаны под нее. А кто на сей раз Адик? Не поверите - Адик у нас Алек. Алек Гиннес. Да, тот что Оби-Ван Кеноби. И это расстраивает, поскольку Гиннес привык играть сдержанно, так что и фирменные истерики у него имеют печать этого.





Как и все остальные "бункеры", этот тоже формально основан на какой-то книге. На сей раз не на воспоминаниях секретарши, и не на воспоминаниях американского журналиста, а на воспоминаниях Герхарда Больдта, адъютанта главы Генштаба Кребса. Больдт и историк Хью Тревор-Ропер (личный участник событий, который расследовал смерть Гитлера в 1945 г.) в начале фильма клянутся и божатся, что он соответствует историческим фактам и тому, что видели лично. Собственно, Ропер и книгу написал с названием "Последние дни Гитлера", а Больдт даже лично присутствует в фильме - причем даже при тех событиях, которые не видел. Для этого его переделали в некого приехавшего с фронта офицера - гауптмана Хоффмана. Весь фильм ходит с укладкой своих светлых волос, лощеный, как фотомодель на пробах.





Конечно, интересно, а как выглядит "та самая" сцена с истерикой от отсутствия удара Штайнера? О, тут фильм не разочаровал. Так как эта сцена взята целиком из воспоминаний Больдта, то тут она показана дословно, даже точнее, чем в немецком фильме. Более того - при просмотре видно, что немцы в основном ее попятили у британских коллег. Даже некоторые кадры совпадают один в один.



Как и там, Гитлер приказывает выйти всем, кроме генералов. Но тут он потом еще и лично запирает дверь, и только тогда начинает орать. Орет Гитлериннес долго и старательно, хотя и без огонька, но реально эмоционально. Все остальные торчат перед ним навытяжку с круглыми глазами и чуть не напустив в штаны. После окончания истерики в полном соответствии с Больдтом Гитлер падает в кресло и начинает хныкать, что война проиграна и он лучше застрелится. Тут немцы от канона немного отошли, вот потому-то их версия и смотрится как какой-то цирк. Зато британцы не показали, что Гитлера против истерики успокоили присутствующие - тут они вместо этого молча сидят в коридоре с постными лицами.







В целом сюжет неизобретательный, Больдт, в отличие от Шпеера из "Бункера", даже толком не участник событий. Гитлер, как обычно, половину фильма фанатично и слепо говорит о величии Германии, ценит в бойцах только слепую верность, говорит феерические глупости и шлет людей на бессмысленную смерть. А остальную половину погрязает в стереотипной ерунде, находит время пить чай, болтать с женщинами, развлекаться с детьми Геббельсов... Более того - у него тут в бункере еще и макет знаменитого проекта постройки Берлина есть, и он реально им грезит до сих пор!



Сценка "Гитлеру дарят ковер на стенку".





Всегда доставляющая сценка "Гитлер и дети". До Хопкинса далеко, конечно, но тем не менее.





К сожалению, фильм не такой угарный, потому что снято все в более мрачных и темных тонах, операторская работа тоже более напряженная и зловещая, много медленных поворотов камеры и крупных суровых кадров. Актеры более похожи на своих прототипов, Геринга в голубом мундире нет - словом, поржать особо не над чем.



Сценка "Гитлер ВНЕЗАПНО вспомнил про существование гитлерюгенда".



Алек Гиннес тоже играет довольно сдержанно и степенно, истерики Адика есть, но нечасто. Да и в эксцентричность он впадает очень редко. Так что видно, что это не Гитлер, а Гиннес, хотя большое сходство и есть, особенно в профиль.





Без Фегелейна и здесь не обошлось. Сначала он драматично оправдывается у Гитлера, стоя навытяжку, все пафосно, с крупными планами и паузами, с него срывают погоны... Но потом, прознав о предательства Гиммлера, Гитлериннес сначала показывает ту же натужную истерику, а потом вдруг орет о заговоре против его жизни. И начинает тормошить затюканную Еву Браун и орать, что Фегелайн, Гиммлер, Муссолини - все они сволочи, все они заодно! А он тут главный, он! Я тут клитором командую!



Так что здесь Фегелайна таки расстреляли, но не заднем дворе рейхсканцлярии, а в двух шагах от входа в бункер. Более того - на кой-то хрен вставили, будто эту сцену видела оказавшаяся рядом девка из гитлерюгенда. Как она тут вообще оказалась? Ее прислали ради важного задания - взять сотню фотографий фюрера с личной подписью и раздать бойцам. Хоффман, который чисто случайно курил у дверки, ей эти и фотки вынес, пока она офигевала от расстрела генерала.



На реконструкцию сцены встречи Адика с гитлерюгендом вообще пожмотились, тут он наградил всего одного шкета в бункере.



Есть зато немалый кусок, в котором Гитлер встречает Ханну Райч и генерал-полковника люфтваффе Роберта фон Грейма, которые из Мюнхена к нему пробились на какой-то летающей калоше, а Грейму еще и ноги зениткой прострелили. И все ради чего? Чтобы оголтелый Адольф всем пожал руки, поулыбался, назначил инвалида Грейма главой люфтваффе и отправил обратно на фронт! Ну хоть повидались лично с фюрером - сцена, как вы понимаете, нелепая до идиотизма, но в жизни так и было.



Сцена женитьбы Гитлера, которую скрепил первый вырванный с фронта нотариус, тоже есть, один в один по документам. Непонятно, правда, почему этот нотариус Вальтер Вагнер вечно изображается каким-то штатским испуганным шпаком. Он вообще-то вытащен буквально с фронта, где воевал в фольксштурме. Причем сразу после женитьбы он вернулся в бой, возглавил в нем роту и погиб в тот же день. При этом все экранизации опускают ярчайшую в глупости сцену, что его привозили в бункер дважды - бронетранспортером. Первый раз у него не было документов, так что его пришлось с отрядом на этом броневике еще раз отвезти в Панков.



Тема "блядство-разврат-наркотики"  зато раскрыта круче, чем в любом другом фильме. Пока Гитлер диктует последние приказы секретарше, ВЕСЬ БУНКЕР начинает бухать, трахаться и вообще, оттягивается как в лупанарии! Буквальном СТРОЕМ!







Концовка, мягко говоря, неожиданная. Если у Хопкинса Гитлер честно травится и стреляется с Евой и это вполне серьезно, то тут зачем-то наплевали на любую историчность. Гитлер Гиннеса пафосно говорит Еве, что она дура и люди погибли за великую Германию и вообще, гнобит, параллельно заряжая пистолет. Ева плачет и за его спиной глотает яд, и тот офигевает, увидев труп - ну чем не тот же ситком? "И ты, Брут"... то есть, "И ты меня предала!" - вопит он с театральным пафосом.



Если у Хопкинса потом после самоубийства все потихоньку разбредаются из бункера, деловито собирая оружие, чтобы пробиться к своим, то тут совершенно другой конец. Когда все видят трупы Гитлера и Ева, то обитатели бункера долго стоят, а потом потихоньку достают сигареты и начинают с каменными лицами дымить под классическую музыку - с неявным облегчением в глазах. Ведь Гитлер, сторонник ЗОЖа, запрещал им курить. И это... символизируетЪ. Конец.



Остается добавить, что глянуть фильм можно, но это тяжелее - он есть только в переводе Сербина, совершенно отвратительном, с ошибками, да еще и глухом, будто озвучивали в шкафу. Но что есть то есть.

На этом все, наслаждайтесь старыми шедеврами, о которых мало кто помнит. А я пойду смотреть фильм, из которого немецкий "Бункер" попятил еще больше сцен. А именно драму австрийского режиссера и жертвы фашизма, Георга Пабста - "Последний акт", в котором Гитлер выглядит вот так.


кено и немцы, ЖЗЛ, кавайные немчеги, полезно, альтернативная история, положительный пример

Previous post Next post
Up