"Мир хижинам, война дворцам"

Nov 29, 2022 07:43

Забытый советский многосерийный фильм о революции, украинских националистах и семейном расколе

Здравствуйте читатели! Сегодня я расскажу о телефильме 1970 года, на мой взгляд, давно и прочно несправедливо забытом. В наши дни он обрел новую актуальность. Особенно горьким напоминанием звучат последние фразы закадрового голоса, но не будем забегать вперед.



Действие этой истории (имеющее непосредственное отношение к Истории с большой буквы) протекает в Киеве с июня 1917 г. по январь 1918 г. Тогда в политической и общественной жизни "матери городов русских" и на всей Украине сложилась очень странная ситуация.

Существовала власть Временного правительства, в лице командования войсками Киевского округа, эсеро-меньшевистские Советы рабочих и солдатских депутатов, в которых пока тщетно старались взять верх большевики, и вот, в марте 1917 г., из партии украинских кадетов, образовалась третья сила - Центральная рада, взявшая курс на незалежность.

По поводу появления нового национального органа в городе проходили пышные торжества, благо и погода располагала. На Софийской площади, в толпе народа собрались все герои нашей истории, знаменитые и простые.

На трибуне торжественно возвышались лидеры - председатель Центральной рады профессор истории Михаил Грушевский, писатель Владимир Винниченко и глава Украинского генерального войскового комитета Симон Петлюра. На них замахивался булавой скульптурный Хмельницкий. Речь держал профессиональный мастер слова - Владимир Кириллович. Винниченко зачитывал Первый Универсал, провозглашающий национально-территориальную автономию Украины.




Кадр из телефильма "Мир хижинам, война дворцам". Владимир Кириллович Винниченко, заместитель председателя Центральной рады (Вячеслав Стржельчик).

У подножия трибуны выстроились маленькие скауты. Выделяясь яркими национальными костюмами, внимал выступлению хор печерской "Просвиты", которым руководила дочка врача Гервасия Аникеевича Драгомирецкого Марина. Сам доктор тоже находился где-то среди чистой публики. Слушали пожилые рабочие завода "Арсенал" Иван Антонович Брыль и Максим Родионович Колиберда. Их дети - Данила Брыль и колибердовская Тося тоже пели в хоре "Просвиты".



Кадр из телефильма "Мир хижинам, война дворцам". На первом плане в толпе Иван Антонович Брыль (Иван Пишванов), Тося Колиберда (Галина Гальченко) и гимназист Флегонт Босняцкий (Владимир Бабиенко).

С ироничной скукой взирал на проявления народной активности поручик Драгомирецкий Александр, адъютант при командующем военным округом, в чьи обязанности входило поддержание порядка на митинге воинскими силами. Гримасы общественного движения он давно определял про себя в трех словах: "Миф, блеф, фантасмагория!". Старший сын доктора - Ростислав, авиатор, отличался в небе театра военных действий мировой войны, которую тогда еще называли второй Отечественной.

Тесной скептически настроенной группой стояли большевики: председатель Киевского комитета РСДРП Георгий Пятаков, его брат и частый политический соперник Леонид (в Киевском Совете шутили, что у большевиков все симметрично: на правом крыле Пятаков и на левом крыле Пятаков), соратница и гражданская жена Георгия Леонидовича Евгения Бош, прибывший из Петрограда связной Юрий Коцюбинский, сын известного писателя, партийцы из рабочих и солдат.

Георгий Пятаков, недовольный тем, что приходится участвовать в этом политическом спектакле, был настроен капризно и на совет своей подруги жизни выступить не откликнулся. От подножия трибуны (дальше не пустили) с опровержительной речью обрушился член комитета большевиков Владимир Петрович Затонский.



Кадр из телефильма "Мир хижинам, война дворцам". Симон Петлюра (Евгений Зубовский), София Галечко (Людмила Сосюра) и Владимир Затонский (Альфред Шестопалов).

Он говорил, что Центральная рада откладывает решение социальных задач до Учредительного собрания и ничем не отличается от Временного правительства. Секретарь Грушевского София Галечко подала знак и неугодного оратора заглушили колокола Софийского собора. Пытался выступить Петлюра - мстительные большевики хором запели "Вихри враждебные". Вся площадь подхватила и политические дебаты закончились вничью.

Личная жизнь бурлила не меньше общественной. По возвращении домой, на Рыбальской улице, в недрах соседских семей, брылевской и колибердовской, разразился скандал. Данила Брыль и Тося Колиберда объявили себя мужем и женой. Возмущение старшего поколения хлестало через край: как так без благословения? Даниле - восемнадцать, Тосе - семнадцать лет. Ни дома, ни средств. Безответственная, нахальная молодежь!



Кадр из телефильма "Мир хижинам, война дворцам". Данила Брыль (Юрий Фисенко) оправдывается перед отцом.

К тому же выяснилось, что в церкви они не были, так что же значит "поженились"? Данила смущенно объяснил, что это - то самое, что бывает между парнем и девушкой уже после свадьбы, что вызвало новую волну гнева отцов. Скандал грозил обернуться дракой и через забор перепрыгнула группа поддержки молодых - друзья Данилы Харитон Киенко и Флегонт Босняцкий.

Наконец главы семейств осознали, что молодайку в девку обратно не превратишь, значит надо играть свадьбу. К тому же на семейный скандал с интересом взирали представители классово чуждых элементов. Двор Брылей находился под балконом особняка Драгомирецких и вышедший подышать воздухом Александр пригласил полюбоваться народной жизнью отца и сестру. Вскоре закипела подготовка к свадебному торжеству.



Кадр из телефильма "Мир хижинам, война дворцам". Драгомирецкие: Александр (Николай Олялин), Гервасий Аникеевич (Ефим Копелян), Марина (Галина Шмакова).

В это время к зданию Педагогического музея на Владимирской, где разместилась Центральная рада, подкатывала карета униатского митрополита отца Андрея, графа Шептицкого, тайного представителя германской разведки (афтар ошибся, это киевский митрополит Владимир). Орган, претендующий на роль правительства самостийной Украины, становился объектом международной политической игры.



Кадр из телефильма "Мир хижинам, война дворцам". Митрополит (Надир Малишевский), монахиня (Валерия Заклунная).

Дилогия Юрия Смолича "Мир хижинам, война дворцам" и "Ревет и стонет Днепр широкий" могла бы претендовать на звание украинской литературной эпопеи, подобной "Хождению по мукам" или "Тихому Дону". Художественным слогом автор владеет прекрасно, но, вероятно, основной его задачей было детальное изображение политической борьбы в Киеве 1917-1918 годов, поэтому часто текст выглядит слегка беллетризированной исторической научной прозой. Хочется взять карандаш и начать конспектировать, как во времена учебы в институте.

Там же, где писатель дает себе волю в художественном выражении чувств, появляются потрясающие картины. Например, описание исхода с брошенной после перемирия линии фронта оставленных лошадей невозможно читать без слез. Или картины расправы, подобной Варфоломеевской ночи, устроенной петлюровцами при подавлении Январского восстания.

Другой основной линией, по-моему, является судьба юного поколения, встретившего революцию с огромными, но неопределенными надеждами,. О нем пишет Смолич в лирическом отрывке о звучащих над ночным Киевом песнях: "Все это были юноши не старше семнадцати лет. Старшие были призваны в армию, на войну. Родители этих молодых людей проживали преимущественно по селам Украины...
И все эти юноши были ныне охвачены неудержимым стремлением - строить Украину. Как строить и какую Украину - они не знали, об этом и должен был сказать им кто-то более знающий, кто-то ближе стоящий к «политике»." ("Мир хижинам, война дворцам").

Недаром связной от Шептицкого процитирует Грушевскому фразу Наполеона, о том что нет лучшего солдата, чем в 16 лет. Доверия и преданности этих молодых людей будут добиваться разные силы. Непреодолимая пропасть ляжет между бывшими друзьями Данилой Брылем и Флегонтом Босняцким. За свои верные или ошибочные , но искренние убеждения сложат головы многие герои книг и фильма.

Самым показательным примером служит раскол в семье Драгомирецких. Родственная любовь и уважение в этом доме почти обожествляется. Кресло покойной матери с портретом над ним - неприкосновенно. И вот Александр, в душе - монархист, служит Временному правительству, Марина мечтает о вольной Украине, а герой войны Ростислав дезертирует, отвергнув участие в циничной отправке на гибель русских солдат по приказу, мотивированному обязательствами перед союзниками. Послав двумя ракетами сигнал к отступлению, а не к атаке, как было поручено, он гонит свой самолет в сторону дома - последнего убежища.

"Поручик Драгомирецкий словно и впрямь потерял рассудок: он что-то кричал в пространство, грозил небу кулаком, плакал, a потом начинал петь, - многие пилоты поют в полете. Только пел он нечто несуразное, мешая все известные ему песни: то «Взвейтесь, соколы, орлами», то «Со святыми упокой», а то начинал мурлыкать без слов воинственный мотив шуточного марша авиаторов: «По улицам ходила большая крокодила…» Аэроплан шел сто шестьдесят километров в час, точно по прямой - норд-норд-ост - на Киев." ("Мир хижинам, война дворцам").

А дома отец будет рвать в отчаянии волосы, брат предложит застрелиться, а сестра - прятаться. Но все трое детей в едином порыве бросятся к теряющему сознание доктору с криком: "Папа!". Позже презирающий себя за переход к петлюровцам Александр на коленях будет умолять брата бежать с ним на Дон к Каледину, искупать грехи, но Ростислав уже выберет красных.



Кадр из телефильма "Мир хижинам, война дворцам". Разошлись дороги братьев.

В экранизации некоторые герои были сокращены (особенно жаль, что урезали образы анархиста Наркиса и его подруги , исключили главаря нищих Шпульку и главкома Муравьева), другие - слиты воедино (к Александру Драгомирецкому перешли черты других персонажей, значительно его облагородив), добавились романтические линии. Что-то вышло лучше, что-то хуже, но, в основном, постановка - на достойном уровне.



Кадр из телефильма "Мир хижинам, война дворцам". Александр Драгомирецкий и София Галечко.

Актеры же - просто замечательные. Клара Лучко очень тепло оживила образ большевички Евгении Бош (как этой актрисе идут все головные уборы!). Наконец-то мы видим, что у известных коммунистов есть не только партийная, но и личная жизнь. Ростиславу Янковскому досталось играть двух разных Пятаковых, Георгия и Леонида (убийство Леонида - ужас, а в жизни было еще хуже).



Кадр из телефильма "Мир хижинам, война дворцам". Евгения Бош (Клара Лучко) и Георгий Пятаков (Ростислав Янковский).

Ефим Копелян, обычно игравший мужиков с крутым нравом, - в роли интеллигента-пацифиста доктора Драгомирецкого, трогательно дружащего с большевиком Боженко (Владимир Кашпур). Николай Пшиванов (Иван Брыль) и Борис Сабуров (Максим Колиберда) - парочка соседей, ссорящихся и мирящихся всю жизнь.

Двое импозантных мужчин - братья Драгомирецкие. Николай Олялин (Александр), блистающий красотой, выправкой и иронией, и Леонид Бакштаев (Ростислав), обладающий своей, мягкой и глубокой харизмой. Ну и Владислав Стржельчик в роли обаятельного политического интригана Винниченко. Тщеславно увлеченный политической карьерой, он, в противоречие самому себе, истерит перед женой, что стал предателем и погромщиком.

Актер Владимир Бабиенко (Флегонт Босняцкий), по-моему, выглядит слишком юным рядом с Галиной Шмаковой (Марина) и Екатериной Крупенниковой (Леся). Он, конечно, и должен быть таким, поскольку по роли - гимназист, но разговор о ревности между этими женщинами из-за него звучит как-то неубедительно. Вот пара Крупенникова и Бакштаев (Леся и Ростислав) смотрится гармонично. Не могу не упомянуть красавицу Валерию Заклунную в маленькой роли княжны Долгорукой.



Кадр из телефильма "Мир хижинам, война дворцам". Ростислав Драгомирецкий (Леонид Бакштаев) и Леся (Екатерина Крупенникова).

В картине также снимались: Юрий Фисенко (Данила), Галина Гальченко (Тося), Андрей Подубинский (Харитон), Юрий Дедович (Степан Королевич), Людмила Сосюра (София Галечко), Лесь Сердюк (Шерстюк), Владимир Шакало (Наркис), Вилорий Пащенко (Юрий Коцюбинский), Евгений Зубовский (Симон Петлюра), Евгений Киндинов (мистер Дженклс), Мария Капнист (монашка) и многие другие.

Украинские и революционные песни, музыка и романсы органически вплетены в ткань постановки.

Надеюсь, что этот забытый телефильм покажется вам таким же интересным, как и мне. Вас ждут четыре серии погружения в прошлое, во многом параллельное настоящему. Читайте книги, смотрите кино!
https://dzen.ru/a/Y4NUNnXONBV1YKO5

книга - лучше, мотороллер не мой, УРА!!!, золотой фонд, положительный пример

Previous post Next post
Up